Проект федерального закона N 97802711-2
"О социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением"
Досье на проект федерального закона
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Социальная помощь лицам, отбывшим наказание в виде лишения
свободы
Раздел III. Контроль за лицами, отбывшими наказание в виде лишения
свободы
Настоящий закон определяет компетенцию представительных и исполнительных органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц, общественных объединений по оказанию социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы, порядок и условия оказания им содействия в реализации права на труд, жилище, медицинское обслуживание и других прав.
Закон определяет такие основания, порядок и компетенцию органов государственной власти по контролю за поведением лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а равно права и обязанности граждан, в отношении которых установлен контроль.
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание основывается на принципах законности, гуманизма, социальной справедливости.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие социальной помощи
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы, состоит в осуществлении социально-экономических, правовых, организационных и других мер по трудовому и бытовому устройству, защите прав и законных интересов этой категории лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Понятие контроля
Контроль за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, состоит в наблюдении за их поведением и применении к ним правовых мер воздействия с целью предупреждения совершения ими новых преступлений, а также иных правонарушений.
На основании и в порядке, установленном настоящим Законом, при осуществлении контроля могут ограничиваться отдельные права и свободы указанной категории лиц и возлагаться на них дополнительные обязанности.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной помощи и контроле за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы
Оказание социальной помощи и осуществление контроля за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, регулируются настоящим Законом, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, принимаемым в их развитие.
Раздел II. Социальная помощь лицам, отбывшим наказание в виде
лишения свободы
Статья 4. Лица, в отношении которых осуществляются меры по оказанию социальной помощи
Меры по оказанию социальной помощи осуществляются в отношении лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и лиц без гражданства, отбывших наказание в виде ограничения свободы, ареста и лишения свободы и обратившихся за социальной помощью.
Статья 5. Права лиц, обратившихся за содействием о социальной помощи
Лица, отбывшие наказания, перечисленные в ст.4 и нуждающиеся в оказании социальной помощи, имеют право на получение временного или постоянного жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством и настоящим Законом; временной или постоянной работы, а также медицинской помощи.
Лица, не имеющие близких родственников и нуждающиеся в постоянном уходе в связи с возрастом или состоянием здоровья, имеют право на помещение в дома-интернаты, предназначенные для такой категории граждан.
Статья 6. Обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по оказанию социальной помощи гражданам
В целях оказания социальной помощи лицам, отбывшим наказание, органы государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно разрабатываются и в пределах своей компетенции осуществляют меры, которые включаются в себя:
1) создание, с учетом местных особенностей, комиссий по социально-правовой помощи лицам, отбывшим наказание;
2) учет лиц, отбывших наказание, нуждающихся в социальной помощи;
3) координацию деятельности службы занятости, органов социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, а также общественных объединений по оказанию содействия названным лицам;
4) определение квоты рабочих мест в государственных организациях для приема на работу лиц, отбывших наказание, нуждающихся в социальной помощи;
5) заключение договоров с предприятиями негосударственных форм собственности о трудоустройстве граждан, отбывших наказание;
6) представление в необходимых случаях в установленном законодательством порядке жилого помещения;
7) организацию центров социальной помощи, домов ночного пребывания для временного проживания и работы;
8) создание фондов материальной помощи лицам, отбывшим наказание, за счет отчислений из заработка осужденных к лишению свободы в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; из местного бюджета, добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан.
Статья 7. Обязанности организаций по трудоустройству граждан, отбывших наказание в виде свободы, и решению социальных вопросов
Государственные организации обязаны трудоустраивать лиц, нуждающихся в социальной помощи, в пределах квоты рабочих мест, определенной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предприятия и организации негосударственных форм собственности осуществляют трудоустройство таких лиц на общих основаниях, а также в соответствии с договорами, заключенными между ними и соответствующими органами государственной власти.
Решение социальных вопросов трудоустроенных граждан осуществляется на равных условиях с другими рабочими и служащими, отнесенными к категории особо нуждающихся в социальной защите.
Статья 8. Обязанности учреждений, исполняющих наказания, по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых от наказания
За шесть месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы, и одного месяца до истечения срока ареста о лицах, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве, учреждение, исполняющее наказание, уведомляет:
1) службу занятости по избранному осужденным месту жительства о необходимости оказания помощи в его трудоустройстве;
2) органы местного самоуправления по избранному осужденным месту жительства об оказании помощи в получении жилого помещения;
3) органы социальной защиты о престарелых и инвалидах, нуждающихся после освобождения в помещении в соответствующие дома для престарелых и инвалидов;
4) органы здравоохранения о больных, нуждающихся в стационарном лечении.
Перечисленные выше службы и органы рассматриваются и дают ответ о принятом решении учреждениям, исполняющим наказание, в течение 15 дней со дня получения сообщения от этих учреждений.
Об освобождении иностранных граждан, нуждающихся в постороннем уходе, через Министерство иностранных дел Российской Федерации информируются представительства соответствующих государств, а в отношении государств, с которыми заключены соответствующие договоры, - органы, указанные в договоре.
Статья 9. Медицинское обеспечение граждан, нуждающихся в социальной помощи
Лица, отбывшие наказание, обеспечиваются медицинской помощью по фактическому месту пребывания в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Граждане, страдающие психическими и другими тяжкими заболеваниями, по заключению медицинских комиссий исправительных учреждений направляются в лечебно-профилактические учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Помещение лиц, отбывших наказание, в дома для престарелых и инвалидов
Органы социальной защиты в необходимых случаях направляют и нетрудоспособных лиц, отбывших наказание, в специальные дома для престарелых и инвалидов.
Статья 11. Участие общественности в оказании социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы
В работе по оказанию социальной помощи на добровольных началах принимают участие общественные объединения, религиозные организации, благотворительные общества и фонды, а также отдельные граждане.
Статья 12. Предоставление жилого помещения лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы
За осужденными в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право на занимаемую ими ранее муниципальную площадь.
При невозможности возвращения прежнего жилого помещения лицу, отбывшему наказание в виде лишения свободы, органы местного самоуправления обязаны предоставить ему жилье в соответствии с законодательством субъектов Федерации.
В случае временного заселения жилого помещения органы местного самоуправления обеспечивают сохранность находящегося там имущества осужденного.
Лицам, отбывшим наказание, не имеющим жилой площади, предоставляется место для временного проживания в центрах социальной адаптации, в общежитиях предприятий, где они трудоустроились, либо иное жилое помещение.
Место для временного проживания в центрах социальных адаптации предоставляется также лицам, жилая площадь которых временно заселена, до ее освобождения.
Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и нуждающиеся в жилище ставятся на учет в соответствующих органах на общих основаниях с гражданами, признанными нуждающимися в социальной защите.
Статья 13. Оказание помощи в трудоустройстве лицам, отбывшим наказание
Служба занятости оказывает обратившимся к ней лицам, отбывшим наказание, помощь в трудоустройстве, по возможности, в соответствии со специальностью и уровнем профессиональной подготовки.
Направление службы занятости на работу, выданное в счет квоты рабочих мест, отбывших наказание, является обязательным для администрации государственных организаций. Трудоустройство указанных лиц на предприятиях негосударственных форм собственности регулируется договорами.
Пособие по безработице и иная социальная помощь, а также право на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых службой занятости, лицам, отбывшим наказание, предоставляется на общих основаниях с иными категориями граждан, признанных нуждающимися в социальной защите.
Статья 14. Обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушивших права граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы
Действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права граждан, отбывших наказание, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Раздел III. Контроль за лицами, отбывшими наказание в виде
лишения свободы
Статья 15. Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, за которыми может быть установлен контроль
Контроль может быть установлен в отношении освобожденных из мест лишения свободы:
1) лиц, судимых за умышленные тяжкие и особо тяжкие насильственные, корыстно-насильственные преступления, лиц, совершивших преступления при опасном и особо опасном рецидиве, если они в период отбывания наказания в местах лишения свободы являлись злостными нарушителями режима;
2) лиц, которые после отбытия наказания или условно-досрочного освобождения, не менее двух раз в течение года были привлечены к административной ответственности за правонарушения: посягающие на нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, ответственность за которые предусмотрена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.
Статья 16. Основания для установления контроля
Основаниями для рассмотрения вопроса об установлении контроля являются:
1) представление администрации исправительного учреждения, в котором изложены документально подтвержденные факты, свидетельствующие о том, что лицо, освобожденное из мест лишения свободы, является злостным нарушителем режима.
Представление администрации учреждения, исполняющего уголовное наказание, направляются в районный (городской), районных в городах отдел (управление) внутренних дел по избранному отбывшим наказание месту жительства.
2) Представление органа внутренних дел по месту жительства отбывшего наказание, в котором изложены документально подтвержденные факты о совершении указанным в статье 2 настоящего Закона лицом административных правонарушений, с решением компонентных органов по делам об административных правонарушениях.
К представлению администрации учреждения, исполняющего уголовное наказание, и органа внутренних дел приобщаются письменное объяснение лица, за подведением которого предлагается установить контроль.
Статья 17. Порядок установления контроля
Контроль за поведением лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, устанавливается постановлением судьи по представлению районного (городского) отдела внутренних дел по месту жительства отбывшего наказание, а в отношении несовершеннолетних - по совместному представлению органа внутренних дел и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.
Лицо, за поведением которого судом устанавливается контроль, вправе знакомиться с представлением и приложенными к нему материалами, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката. С материалами в отношения несовершеннолетних вправе знакомиться также законные представители - родители, усыновители, попечители и иные предусмотренные законом лица.
Статья 18. Рассмотрение судом представления об установлении контроля
Представление об установлении контроля за лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, рассматривается судьей единолично в срок не позднее десяти суток с момента поступления представления в суд с обязательным участием лица, в отношении которого внесено представление об установлении контроля за его поведением, представители органа внутренних дел, а в отношении несовершеннолетних - с обязательным участием их законных представителей - родителей, усыновителей, попечителей и иных предусмотренных законом лиц. Участие адвоката является обязательным, если об этом заявлено ходатайство. В случае уклонения лица, в отношении которого внесено представление об установлении контроля, от явки в суд по неуважительной причине, такое лицо может быть по постановлению судьи подвергнуто приводу.
Рассмотрев представление и приложенные к нему материалы, cудья выносит мотивированное постановление об установлении контроля либо об отказе в его установлении.
В постановлении должны быть указаны основания и срок установления контроля, обязанности, возложенные на лицо, за поведением которого установлен контроль, а также порядок обжалования постановления судьи.
В случае отказа в установлении контроля судьей выноситься мотивированное постановление.
Решение судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд по жалобе или протесту прокурора и изменено самим судьей или председателем вышестоящего суда.
Статья 19. Сроки установления контроля
Контроль может быть установлен судьей на срок от шести месяцев до одного года.
Контроль может быть продлен судьей по основаниям, указанным в статье 12 настоящего Закона, каждый раз на срок до шести месяцев, но не свыше двух лет.
Статья 20. Обязанности лиц, за которыми установлен контроль
Лицо, за которым установлен контроль, обязано:
1) находиться по месту жительства в определенное судьей время и не препятствовать сотрудникам милиции посещать свое жилое помещение в любое время суток;
2) соблюдать запрет на посещение мест, определенных органами внутренних дел;
3) являться в орган внутренних дел для регистрации не менее одного раза в месяц;
4) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания;
5) осуществлять материальную поддержку семьи;
6) уведомлять орган внутренних дел о выезде на срок более трех суток за пределы района (города), о перемене места жительства, работы, учебы, в подтверждение чего представлять соответствующие документы.
Суд может возложить исполнение других обязанностей, способствующих его исправлению.
Перечисленные обязанности возлагаются на лицо, за которым установлен контроль, в полном объеме или частично в зависимости от поведения, семейного положения, трудовой деятельности и других данных, характеризующих его личность.
Статья 21. Ответственность лица за невыполнение обязанностей, возложенных на него в связи с установлением контроля
Лицо, за которым установлен контроль, в случаях невыполнения предусмотренных настоящим законом обязанностей, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Органы, осуществляющие контроль
Контроль за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, избранному этим лицом, а в отношении несовершеннолетних - органом внутренних дел с участием комиссии по делам несовершеннолетних.
Статья 23. Права сотрудников органов внутренних дел при осуществлении контроля
При осуществлении контроля за лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, сотрудники органов внутренних дел вправе:
1) истребовать от администрации организаций, независимо от их форм собственности, необходимые документы, характеризующие лицо, за которым установлен контроль, по его месту работы, учебы и жительства;
2) вызывать лицо в орган внутренних дел для дачи устных или письменных объяснений по вопросам исполнения возложенных на него обязанностей и представления необходимых документов; осуществлять его привод в случае уклонения от явки в органы внутренних дел;
3) посещать жилище лица, за которым установлен контроль, в любое время суток;
4) составлять протокол об административном правонарушении в случае невыполнения лицом, за которым установлен контроль, обязанностей, возложенных на него судьей.
Статья 24. Участие общественности в осуществлении контроля
Основанием продления срока контроля в отношении лица, за которым он установлен, являются:
1) невыполнение обязанностей, возложенных на него судьей;
2) привлечение в течение года не менее двух раз к административной ответственности за правонарушения, указанные в статье 2 настоящего Закона;
3) осуждение за совершение преступления к наказанию, не связанному с ограничением свободы или изоляцией от общества.
Статья 25. Основания для приостановления контроля
Основанием для приостановления контроля в отношении лица, за которым он установлен, является:
1) оставление места жительства без уведомления органа внутренних дел с целью уклонения от контроля;
2) временный выезд за пределы Российской Федерации;
3) заключение под стражу в качестве меры пресечения;
4) признание безвестно отсутствующим.
Приостановление контроля длится до устранения обстоятельств, препятствующих его осуществлению. Время, на которое был приостановлен контроль, не засчитывается в срок, установленный судьей.
Статья 26. Основания для отмены контроля
Основанием для отмены контроля в отношении лица, за которым он был установлен, является:
1) погашение или снятие судимости;
2) болезнь, вследствие которой это лицо утратило общественную опасность;
3) осуждение за совершение преступления к ограничению свободы, аресту или лишению свободы;
4) выезд на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;
5) смерть лица, в отношении которого был установлен контроль, либо объявление его в установленном порядке умершим. Контроль может быть отменен досрочно, если будет установлено, что лицо в отношении которого осуществляется контроль, ведет правопослушный образ жизни, положительно характеризуется по работе, учебе, месту жительства.
Досрочная отмена контроля допускается по ходатайству органа внутренних дел по месту жительства лица, за которым был установлен контроль, а в отношении несовершеннолетних - по ходатайству органа внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних.
Контроль может быть продлен, приостановлен или отменен судьей по представлению органа внутренних дел, а в отношении несовершеннолетних - по основаниям, указанным в статьях 12, 13, 14 настоящего Закона.
Статья 27. Надзор за законностью и рассмотрением жалоб лиц, за которыми установлен контроль
Надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.
Жалобы лиц, связанные с осуществлением за ними контроля, рассматриваются в установленном порядке начальником органа внутренних дел, органом исполнительной власти или судом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.