Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Марштупы ДВ на решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица Марштупы Д.В., УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай от 26 июля 2019 года заместитель начальника Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай Марштупа Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при обстоятельствах указанных в постановлении.
Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, Марштупа Д.В. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить, указывая на его незаконность. В дополнениях к жалобе Марштупа Д.В. указывает на несогласие с выводом судьи о том, что данные закупки не относятся к централизованным.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав Марштупу Д.В, Дементьеву Н.Г. - защитника Марштупы Д.В, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай в период с 16 января 2019 года по 12 марта 2019 года в отношении Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай проведена плановая выездная проверка использования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция", в том числе полноты и достоверности отчетности о ее реализации за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
В ходе проверки выявлен факт, по мнению контролирующего органа, нецелевого использования ОФСИН по Республике Алтай бюджетных средств в сумме 60 000 рублей, выразившийся в не соблюдении заместителем начальника ОФСИН России по РА Марштупой Д.В. требований, установленных статьями 38, 162, 158 БК РФ, бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов), а именно произведены расходы средств федерального бюджета по КБК 320/0305/4230892019/214 "Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения" в размере 60 000 рублей за техническое обслуживание и кузовной ремонт (покраска) автомобиля Тойота Ленд Крузер гос. номер N, не числящегося на балансе ОФСИН России по Республике Алтай.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении заместителя начальника ОФСИН России по Республике Алтай Марштупы Д.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Рассматривая жалобу Марштупы Д.В, судья Майминского районного суда, согласился с выводом должностного лица о наличии в действиях Марштупы Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновности в совершении правонарушения, указав также, что произведенная оплата услуг не относится к централизованным закупкам.
Из поступивших жалоб на состоявшиеся постановления по делу следует, что податель жалобы не согласен выводами административного органа и суда, полагает, что средства, выделенные по КБК 320/0305/4230892019/2014 "Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения" были использованы Отделом ФСИН по РА по заключённым в соответствии с законом государственным контрактам на оказание услуг по ремонту автотранспорта, денежные средства использованы в соответствии с их целевым назначением, нарушения требований бюджетного законодательства не допущено.
Нахожу, что указанные доводы заявителя не получили надлежащей оценки при рассмотрении данного дела и заслуживают внимания. Согласно статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Однако, указанные требования закона при рассмотрении судами нижестоящих инстанций данного дела выполнены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 15.14 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью.
Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (гл. 24 БК РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.
Из материалов дела следует, что в рамках государственного оборонного заказа Письмом УТО ФСИН России от 24.07.2018 N N территориальным органам ФСИН России расходным расписанием от 20.07.2018 года увеличены лимиты бюджетных обязательств по КБК 0305 4230892019 214 на ремонт вооружения, военной и специальной техники, в части транспортных средств, в том числе грузового транспорта и легкового транспорта.
Согласно абз. 5 п.п. 2 п.15 Положения ОФСИН по Республике Алтай утвержденной приказом ФСИН России от 11.06.2015 г. N 518 Отдел осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
В соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 4 вышеназванного закона в состав государственного оборонного заказа могут включаться: ремонт, модернизация вооружения, военной и специальной техники, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 275-ФЗ финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.
09 ноября 2018 года между ОФСИН России по Республике Алтай в лице заместителя начальника Марштупы Д.В. (Государственный заказчик) и ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай в лице начальника Ручьева Д.А. (Исполнитель) в рамках гособоронзаказа заключен государственный контракт N по которому Исполнитель обязался осуществить техническое обслуживание и кузовной ремонт (покраску) автомобиля Тойота Лэнд Крузер г/н N стоимостью 60 000 рублей, сроком исполнения до 20 декабря 2018 года.
Из Акта от 20 ноября 2018 года N следует, что ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай оказало услуги по техническому обслуживанию и кузовному ремонту (покраска) автомобиля Тойота Лэнд Крузер на сумму 60 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 27 ноября 2018 года N по КБК 320/0305/4230892019/214 "Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения" ОФСИН России по Республике Алтай перечислил в пользу ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай сумму 60 000 рублей за техобслуживание и кузовной ремонт автомобиля (в рамках гособоронзаказа) по государственному контракту N от 09 ноября 2018 года и Акту об оказании услуг N от 20 ноября 2018 года без НДС. Из вышеизложенного следует, что дополнительные бюджетные средства, выделенные ОФСИН России по Республике Алтай на ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа, получатель бюджетных средств - ОФСИН России по Республике Алтай использовал на цели, в соответствии с условиям получения указанных средств на исполнение государственного оборонного заказа (на ремонт автотранспорта), то есть по целевому назначению. Учитывая данные обстоятельства, прихожу к выводу о том, что распоряжение заместителя начальника Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай Марштупы Д.В. о расходовании бюджетных средств на ремонт транспортных средств в рамках гособоронзаказа не является нецелевым, а поэтому в данном случае действия должностного лица не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Кроме того вывод административных органов о том, что нецелевой характер использования бюджетных средств заключался в финансировании ремонта транспортного средства не стоящего на балансе ОФСИН полагаю не может быть расценено как нецелевое, учитывая следующие обстоятельства.
Из оборотно-сальдовой ведомости по счету "данные изъяты" за 2018 год усматривается, что в составе основных средств ОФСИН России по Республике Алтай отремонтированный автомобиль Тойота Лэнд Крузер не числился.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 5473-1 уголовно-исполнительная система включает в себя в том числе учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Приказом ФСИН России от 26.02.2018 N160 "Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика" установлено, что территориальные органы ФСИН России осуществляют полномочия заказчика по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе возможность приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг для заказчиков, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Согласно Распоряжению ФСИН России от 05.12.2014 N 234-р "Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" действие которого распространяется на службы, должностные лица, ответственные за содержание и эксплуатацию транспортных средств в учреждениях и органах УИС, заместитель начальника территориального органа ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, курирующий вопросы тылового обеспечения, несет ответственность за организацию деятельности по автотранспортному обеспечению.
Транспортные средства учреждений и органов УИС, имеющих статус юридического лица, ставятся на балансы этих подразделений. Транспортные средства, состоящие в штатах автохозяйств, автобаз, гаражей (далее - АТХ) на правах юридического лица, ставятся на соответствующие балансы. Допускается постановка на баланс АТХ, учреждений и органов УИС транспортных средств учреждений и органов УИС, не имеющих возможности содержания и эксплуатации транспортных средств либо при отсутствии у них служб (должностных лиц), ответственных за содержание и эксплуатацию транспортных средств, с последующим выделением транспортных средств в интересах данных учреждений и органов УИС. По решению руководства территориального органа ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, к АТХ могут быть приписаны на техническое обслуживание и ремонт транспортные средства учреждений и подразделений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, не стоящие на его балансе.
Закрепление конкретных автомобилей за отделами, отделениями, службами должностными лицами осуществляется для территориального органа ФСИН России, учреждений и подразделений, подведомственных территориальному органу ФСИН России на основании распоряжения начальника (заместителя начальника, курирующего вопросы тылового обеспечения) территориального органа ФСИН России. В учреждениях и органах УИС, где штатным расписанием не предусмотрены должности специалистов по организации деятельности по автотранспортному обеспечению, руководитель своим приказом назначает лиц, на которых возлагаются соответствующие функции.
Согласно Приказу от 26 марта 2018 года N начальника ОФСИН по РА "О закреплении автотранспорта" с целью выполнения служебных задач автомобиль ФКУ ИК-1 Тойота Лэнд Крузер г/н N для обеспечения деятельности УФСИН России по Республике Алтай закреплен за заместителем начальника УФСИН.
Ремонтом транспортных средств являются мероприятия, направленные на восстановление исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечение безотказности работы транспортных средств и их составных частей. Техническое обслуживание, текущий ремонт, сезонное обслуживание транспортных средств выполняются в авторемонтной мастерской АТХ в полном объеме. При невозможности выполнить работы технического обслуживания, сезонного обслуживания, текущего ремонта силами и средствами АТХ (гаража) они могут быть проведены с требованиями действующего законодательства на станциях технического обслуживания, в организациях, имеющих право осуществления данного вида деятельности.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай, утвержденным Приказом ФСИН России от 11.06.2015 N, ОФСИН России по Республике Алтай наделено полномочиями по материально-техническому обеспечению деятельности подведомственных учреждений, а также эксплуатации, техническому обслуживанию, охране имущества Управления и подведомственных ему учреждений, его сохранению и рациональному использованию. Также Положением предусмотрено обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечения осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, что согласуется с ч.1 ст. 103 УИК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Из пояснений Марштупы Д.В, данных им в судебном заседании следует, что согласно Положению об Управлении, последние должны преимущественно размещать заказы у своих подведомственных исправительных учреждений. Возникла необходимость кузовного ремонта и покраски автомобиля Тойта Лэнд Крузер, который был закреплен и обслуживал заместителя начальника ОФСИН России по РА по оперативной работе, но числился на балансе ИК-1, т.е. за подразделением в котором имеется штат водителей. Возможность отремонтировать автомобиль путем доведения лимитов до ИК-1 не представлялась возможным, поскольку ИК-1 как заказчик и как исполнитель в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не имело возможности заключить государственный контракт с самим собой.
Согласно абз. 5 п.п. 2 п. 15 Положения ОФСИН по Республике Алтай Отдел ФСИН осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Когда ОФСИН по конкурсу проводил определение начальной максимальной цены контракта, то самые дешевые услуги по ремонту автомобиля были в ИК-1. ОФСИН России по РА заключил контракт с подведомственным учреждением ИК-1. Заключение данного контракта ОФСИН по РА было целесообразным, поскольку реализовывались полномочия по максимальному привлечению осужденных к труду (ст. 103 УИК РФ).
Таким образом, Марштупа Д.В, учитывая, что ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай является учреждением подведомственным и подчинённым ОФСИН России по Республике Алтай, автомобиль Тойота Лэнд Крузер, г/н N, состоит формально на балансе ФКУ ИК-1 ОФСИН по Республике Алтай, однако находится в пользовании заместителя начальника Отдела ФСИН по РА. Отдел ФСИН по РА по Положению осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений и техническое обслуживание имущества, подведомственных ему учреждений, принимая во внимание наличие у ИК-1 цеха по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, обязанности ОФСИН привлечения осужденных к труду, прихожу к выводу, что при заключении и исполнении государственного контракта от 09 ноября 2018 года у заместителя начальника ОФСИН России по Республике Алтай Марштупы Д.В. умысел на совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ отсутствовал.
Следовательно, оснований полагать о наличии в действиях Марштупы Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку существенное нарушение процессуальных требований не позволило судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай от 26 июля 2019 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2019 года, вынесенные в отношении заместителя начальника Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай Марштупы Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Алтай от 26 июля 2019 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 08 октября 2019 года, вынесенные в отношении заместителя начальника Отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай Марштупы ДВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.