Проект федерального закона N 97802002-2
"О лицензировании деятельности по производству, хранению и оптовой реализации спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья, и алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
предложения о разработке нормативных правовых актов
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон принят на основании Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и устанавливает правила ведения лицензионной деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации спирта этилового из всех видов сырья и алкогольной продукции, включая закупленные по импорту.
Настоящий Федеральный закон распространяется на юридические лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также независимо от объемов производства или оборота оборота этилового спирта и алкогольной продукции (далее - организации).
Настоящий Федеральный закон не распространяется на юридических лиц, производящих этиловый спирт из сырья всех видов на договорной основе и используемый ими только в технологическом процессе при изготовлении неалкогольной продукции, а также на физических лиц, производящих алкогольную продукцию не в целях сбыта.
Статья 2. Лицензирование деятельности по производству, розливу, хранению и оптовой реализации спирта этилового
Лицензирование деятельности по производству, розливу, хранению в организациях и оптовой реализации спирта этилового из всех видов сырья и алкогольной продукции осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации (далее - уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию).
Лицензии на производство, розлив, хранение в организациях и оптовую реализацию спирта этилового из всех видов сырья и алкогольной продукции (далее - лицензии) выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Лицензии на производство, хранение в организациях и оптовую реализацию спирта этилового, производство, розлив, хранение в организациях выдаются на каждый вид алкогольной продукции. Лицензии на оптовую реализацию выдаются без указания вида алкогольной продукции.
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Размер и порядок платы за выдачу лицензии устанавливаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензия выдается на срок до трех лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 3. Сведения, указываемые в лицензии
В лицензии указываются:
наименование органа, выдавшего лицензию;
полное официальное наименование и юридический адрес организации, получившей лицензию;
вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
срок действия лицензии;
условия осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Статья 4. Документы, предоставляемые для получения лицензии
Для получения лицензии организация представляет в уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию:
ходатайство о выдаче лицензии с указанием полного наименования организации, ее организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и соответствующего банка, вида деятельности, срока действия лицензии;
нотариально заверенные копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации;
документ, подтверждающий оплату сбора за рассмотрения заявления и сбора за проведение обследования организации;
справки налогового органа о постановке организации на учет, а также выполнения ею обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последний год;
согласие исполнительного органа субъекта Российской Федерации и соответствующего органа местного самоуправления, на территории которого расположена организация, на осуществление заявленного вида деятельности;
сведения о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, нормативно-технической документации, подтверждающих возможность производить, хранить продукцию, соответствующую действующим стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическими объемами производства, обеспечивать ее оптовую реализацию;
сведения о состоянии пропускного и внутриобъектного режима, заключение органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об оснащенности производственных и складских помещений средствами охранной сигнализации;
заключения территориальных органов о соответствии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и технике безопасности производственных и складских помещений;
аттестат аккредитации на техническую компетентность в системе ГОСТР (свидетельство об аттестации) лаборатории по химическому и технологическому контролю производства;
письмо Госкомстата с указанием присвоенных организации кодов.
При представлении документов, перечисленных в части первой настоящей статьи, уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию регистрирует их и выдает организации письменное подтверждение получения от нее документов, необходимых для получения лицензии.
Статья 5. Сборы, взимаемые в процессе выдачи лицензии
В процессе выдачи лицензии взимаются сбор за рассмотрение заявления, сбор за проведение обследования организации и лицензионный сбор.
При взимании сумм сборов, установленных настоящим Федеральным законом, применяется минимальный размер оплаты труда, действующий на дату оплаты сбора.
Расходы организаций, связанные с уплатой сборов, установленных настоящим Федеральным законом, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Контроль за полнотой уплаты сборов возлагается на уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Статья 6. Сбор за рассмотрение заявления и сбор за обследование организации
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взымается сбор в размере одной десятой установленного минимального размера оплаты труда независимо от вида деятельности.
За обследование организации взымается сбор в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда независимо от объема производства или оборота.
Сборы за рассмотрение заявления и за обследование организации вносятся в установленном размере отдельно за каждый вид деятельности, на получение лицензии по которому подано заявление.
Суммы сборов перечисляются на счет уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
При проведении независимого обследования организации расходы, связанные с ее проведением, не включаются в плату, установленную частью первой настоящей статьи и оплачиваются отдельно.
О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ
Статья 7. Лицензионный сбор
За выдачу лицензии на производство, розлив, хранение в организациях и оптовую реализацию спирта этилового или алкогольной продукции взымается лицензионный сбор.
Организации, производящие, разливающие алкогольную продукцию и реализующие ее для дальнейшей переработки другим организациям, в оптовую и розничную торговлю, являются плательщиками только лицензионного сбора за производство, розлив и не уплачивают сбор за оптовую реализацию.
Плательщиками лицензионного сбора за хранение алкогольной продукции являются организации, формирующие свой доход за счет взимания платы за хранение и отгружающие хранимую продукцию по указаниям ее владельцев.
Плательщиками лицензионного сбора за оптовую реализацию алкогольной продукции являются организации, формирующие свои доход за счет оптовой наценки к отпускным ценам производителей и предшествующих посредников в оптовой деятельности.
Организации, осуществляющие функции хранения, оптовой продажи и формирующие свой доход за счет платы за хранение, оптовой наценки, являются плательщиками лицензионных сборов как за хранение, так и оптовую реализацию.
Лицензионный сбор за производство, розлив и хранение алкогольной продукции перечисляется в федеральный бюджет, лицензионный сбор за оптовую реализацию алкогольной продукции - в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения плательщиков.
Статья 8. Размеры лицензионного сбора
За выдачу лицензии сроком на один год лицензионный сбор взымается в следующем размере:
за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и спирта этилового - 10000 минимальных размеров оплаты труда;
за оптовую реализацию спирта этилового и алкогольной продукции - 15000 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
При выдаче лицензии на срок более одного года размер лицензионного сбора пропорционально увеличивается.
Статья 9. Порядок принятия решения о выдаче лицензии
Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в этом производится в срок, не превышающий 30 дней с даты представления всех документов, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема работ по обследованию организации и экспертизе представленных документов, руководитель уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию вправе продлить срок принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в этом на срок до 30 дней.
Для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в этом уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию проводит обследование организации на ее соответствие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к производству, розливу, хранению и оптовой продаже спирта этилового и алкогольной продукции.
При необходимости руководитель уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию вправе принять решение о проведении дополнительного обследования организации, в том числе независимого.
После принятия решения о выдаче лицензии уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию в трехдневный срок уведомляет об этом организацию с требованием в месячный срок уплатить лицензионный сбор.
Неоплата или неполная оплата лицензионного сбора в установленный срок является основанием для аннулирования решения о выдаче лицензии.
Денежные средства, поступившие в оплату лицензионного сбора не в полном размере или по истечении установленного срока, подлежат возврату плательщику не течение трех дней с даты их поступления на счет соответствующего бюджета.
Лицензия выдается организации в трехдневный срок со дня поступления лицензионного сбора на счет соответствующего бюджета в установленном размере и сроки.
Статья 10. Основания и порядок отказа в выдаче лицензии
Отказ в выдаче лицензии допускается по следующим основаниям:
несоответствие документов, представленных для выдачи лицензии, требованиям настоящего Федерального закона и иных федеральных законов;
наличие в документах, представленных для выдачи лицензии, недостоверной или искаженной информации (данных);
невыполнение организацией своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последний год;
отрицательное заключение о результатах обследования организации, установившего несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
Решение об отказе в выдаче лицензии сообщается организации в письменной форме в трехдневный срок со дня его принятия и должно быть мотивировано.
Правомерность действий уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию может быть рассмотрена независимой экспертной комиссией.
Отказ в выдаче лицензии, непринятие органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Статья 11. Выдача копий лицензии
Если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, организации одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
Копии лицензий регистрируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Статья 12. Переоформление лицензии
В случае реорганизации, изменения наименования или утраты лицензии организация обязана в течение 15 дней подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения с взиманием сбора за рассмотрение заявления. При этом сбор за обследование организации и лицензионный сбор повторно не вносятся.
До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения, полученного от уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Статья 13. Аннулирование и приостановление действия лицензии
Уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в следующих случаях:
представления организацией соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения лицензии;
нарушения организацией условий действия лицензии;
невыполнения организацией предписаний или распоряжений уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию или приостановления им деятельности организации в соответствии с федеральными законами;
несвоевременного представления деклараций об объеме производства экспортируемой, импортируемой, нереализованной, и недоиспользуемой алкогольной продукции, производства и оборота спирта этилового и сообщения недостоверных данных;
ликвидации организации;
неуплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе акцизов и лицензионных сборов, - по представлению соответствующего налогового органа;
осуществления расчетов наличными денежными средствами между предприятиями сверх установленного в Российской Федерации предельного размера таких расчетов для платежа по одной сделке - по представлению органов налоговой службы и налоговой полиции Российской Федерации;
нарушения установленных минимальных цен на алкогольную продукцию;
невыполнения условий, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.
Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии сообщается организации и органам налоговой службы в письменной форме в течение 3 дней со дня его принятия.
Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими государственными органами в порядке, установленном федеральными законами.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено. Решение о возобновлении действия лицензии сообщается организации и органам налоговой службы в письменной форме в течение 3 дней со дня его принятия.
Статья 14. Учет лицензий
Бланки лицензий должны иметь степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию, номер и являются документами строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
Уполномоченный орган по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию ведет реестры выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Статья 15. Обязанности организаций, получивших лицензии
Организации, получившие лицензии, обязаны:
использовать спирт этиловый по назначению и в объемах, предусмотренных квотами;
реализовывать алкогольную продукцию только при наличии у организации - партнера соответствующих лицензий на производство, розлив, оптовую или розничную реализацию;
реализовывать спирт этиловый для дальнейшей переработки, в том числе для производства алкогольной продукции, только при наличии у организации - партнера соответствующих лицензий и квоты потребления спирта этилового, для организации - потребителя, не производящего алкогольную продукцию, - квоты потребления спирта этилового.
Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим организациям запрещается.
Заключение договоров поручения или комиссии по производству, розливу или реализации спирта этилового или алкогольной продукции, а также осуществление совместной деятельности, по условиям которой приобретение, производство, розлив и реализация спирта этилового или алкогольной продукции осуществляются разными организациями, без получения каждой из участвующих сторон самостоятельной лицензии запрещается.
Статья 16. Контроль и отчетность по соблюдению условий, предусмотренных лицензией
Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, осуществляется уполномоченным органом по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок составления и представления отчетности об объемах производства и оборота алкогольной продукции и спирта этилового устанавливается уполномоченным органом по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию по согласованию с органами налоговой службы Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Руководители и должностные лица уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного настоящим Федеральным законом порядка ведения лицензионной деятельности в соответствии с федеральными законами.
За производство, розлив, хранение или оптовую реализацию алкогольной продукции и этилового спирта без лицензий организация несет ответственность в виде взыскания в доход федерального бюджета:
доходов, полученных в результате деятельности без соответствующей лицензии;
штрафа в размере 10000-кратного минимального размера оплаты труда;
Взыскания производятся в судебном порядке по иску уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию или прокурора.
Статья 18. Обжалование решений уполномоченного органа
Решения и действия (бездействие) уполномоченного органа по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию могут быть обжалованы в установленном порядке в суд, арбитражный суд.
Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.