Проект федерального закона
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации
1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее - исключительная экономическая зона) - морской район, включающий водную толщу, морское дно и его недра, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
2. Исключительная экономическая зона островов Российской Федерации устанавливается в соответствии с настоящим федеральным законом и нормами международного права.
3. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
4. С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны
Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации или общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 3. Карты и перечни географических координат
1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям".
2. Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
природные ресурсы исключительной экономической зоны - живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;
живые ресурсы исключительной экономической зоны (далее - живые ресурсы) - все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, включая живые организмы "сидячих видов" морского дна и его недр, а также другие биологические ресурсы водной толщи;
анадромные виды рыб - виды рыб, образующихся в реках, озерах и других водоемах Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего образования;
катадромные виды рыб - виды рыб, проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах Российской Федерации, в том числе во внутренних водах и в территориальном море;
трансграничные виды рыб - виды рыб, моллюсков и ракообразных, за исключением живых организмов "сидячих видов", а также другие живые ресурсы, встречающиеся как в исключительной экономической зоне, так и в находящемся за ее пределами и прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов;
трансзональные виды рыб - виды рыб, встречающихся в исключительной экономической зоне и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов;
далеко мигрирующие виды - виды рыб и китообразных, способных совершать миграции на большие расстояния и встречающихся в промысловых скоплениях как в исключительной экономической зоне, так и далеко за ее пределами;
неживые ресурсы исключительной экономической зоны (далее неживые ресурсы) - минеральные ресурсы водной толщи, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов, а также минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр;
промысел живых ресурсов - комплексный процесс, включающий вылов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами;
морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих в водной толще, в зоне соприкосновения водного и воздушного пространств, на морском дне и в его недрах;
морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне (далее - ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов;
вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, и включает любое вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;
загрязнение морской среды - привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;
захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.
2. Перечень промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, "сидячие виды" и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды и федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам.
3. Живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации; регулирование деятельности по разведке, промыслу (разработке) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне
1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не разрабатывает и не использует живые или неживые ресурсы исключительной экономической зоны, никто не может делать это без согласия Российской Федерации, выраженного в международном договоре Российской Федерации с заинтересованным иностранным государством;
2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов, а также промысел живых организмов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
5) юрисдикцию в отношении:
морских научных исследований;
защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";
других прав и обязанностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зон
В исключительной экономической зоне все государства при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам.
Статья 7. Компетенция федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне
В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;
2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты законных прав и интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, живых и неживых ресурсов;
3) определение стратегии изучения и промысла живых ресурсов, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов на основе федеральных стратегии, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью. Федеральные программы и планы составляются с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью, если эти программы и планы предусматривают использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации;
4) определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова и видам живых ресурсов с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью;
5) установление порядка использования живых ресурсов, включая выдачу лицензий на промысел живых ресурсов, разработку и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства живых ресурсов;
6) установление запретов и ограничений на использование живых ресурсов, а также установление правил и норм воспроизводства живых ресурсов;
7) разработка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью, мер по предотвращению гибели живых ресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
8) оказание помощи живым ресурсам, в том числе морским млекопитающим, в случае возникновения угрозы их гибели при стихийных бедствиях или вследствие иных причин;
9) установление порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);
10) регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов;
11) контроль за рациональным использованием и сохранением живых и неживых ресурсов, защита и охрана морской среды, живых и неживых ресурсов, с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью;
12) регулирование и проведение ресурсных и морских научных исследований;
13) объявление отдельных районов исключительной экономической зоны закрытыми для проведения гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, физическими и юридическими лицами иностранных государств, иностранными государствами и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и промыслу живых ресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям";
14) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов;
15) регулирование создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов и промысла живых ресурсов, проведения ресурсных и морских научных исследований, а также в иных целях;
16) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;
17) определение трассы и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов в исключительной экономической зоне, с учетом уже проложенных подводных кабелей и трубопроводов и деятельности по разведке и разработке (промыслу) природных ресурсов исключительной экономической зоны;
18) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного экологического мониторинга исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территория которых прилегает к морскому побережью;
19) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее живых и неживых ресурсов;
20) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
21) установление экологических нормативов (стандартов) содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к сбросу и захоронению в исключительной экономической зоне, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанными сбросом и захоронением;
22) защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции; создание заповедников, заказников, заповедных зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том числе прилегающих к курортам, лечебно-оздоровительным местностям и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";
23) обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, ее морской среды, живых и неживых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;
24) разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
25) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.
Глава II. Рациональное использование и сохранение живых ресурсов
Статья 8. Виды и порядок использования живых ресурсов
1. Видами использования живых ресурсов являются:
вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова;
вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;
вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;
разведка и промысел живых ресурсов;
товарное выращивание живых ресурсов;
искусственное воспроизводство живых ресурсов;
любительский и спортивный вылов живых ресурсов.
2. Регистрация видов использования живых ресурсов производится специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства.
3. Специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства совместно со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды и федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам утверждает правила промысла и других видов использования живых ресурсов и общие допустимые уловы живых ресурсов.
4. Специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства по согласованию со специально уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для иностранных судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу.
Статья 9. Предоставление права на использование живых ресурсов
1. Право на использование живых ресурсов предоставляется:
гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам (далее для настоящей главы - российские заявители);
физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям (далее для настоящей главы - иностранные заявители).
2. Преимущественное право на использование живых ресурсов имеют:
представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью;
российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;
российские заявители, ведущие промысел живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.
3. Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых районах, и только на основании международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы, с соблюдением настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации.
Статья 10. Порядок и условия представления заявок на получение лицензий на промысел живых ресурсов
1. Российские и иностранные заявители представляют в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства заявки на получение лицензии на промысел живых ресурсов, составление соответственно на русском языке и языке иностранного заявителя.
2. Заявка на получение лицензии на промысел живых ресурсов должна содержать следующие сведения:
информацию о заявителе, его материальных и финансовых возможностях, включая количество промысловых судов, юридический адрес и гарантии, а также о лице, ответственном за промысел живых ресурсов;
основание для выдачи лицензии (выделенные квоты - для российских заявителей; международный договор и выделенные квоты для иностранных заявителей);
конкретный вид промысла живых ресурсов и описание средств, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова, которые предполагается использовать при промсысле живых ресурсов;
районы и сроки промысла живых ресурсов, их виды и квоты на вылов живых ресурсов в тоннах;
другие данные, касающиеся промысла живых ресурсов.
3. Российские заявители указывают также в заявке сведения об участии в промысле живых ресурсов физических или юридических лиц иностранных государств, а иностранные заявители - об участии в промысле живых ресурсов граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
4. Специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства в месячный срок со дня получения указанной заявки информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии на промысел живых ресурсов или уведомления об отказе в ее выдаче.
5. Основаниями для отказа в выдаче лицензии на промысел живых ресурсов могут быть:
отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов живых ресурсов;
несоответствие содержания заявки на получение лицензии на промысел живых ресурсов настоящему Федеральному закону;
представление заявителем неверных сведений; непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для промысла живых ресурсов;
нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, допущенные заявителем в предыдущий промысловый сезон;
неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее органами охраны исключительной экономической зоны (далее - органы охраны), указанными в статье 35 настоящего Федерального закона.
6. В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации могут вводиться ограничения на выдачу лицензий на промысел живых ресурсов иностранным заявителям.
Статья 11. Порядок и условия выдачи лицензий на промысел живых ресурсов
1. Российским и иностранным заявителям лицензии на промысел живых ресурсов в пределах выделенных лимитов и квот выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства с уведомлением специально уполномоченных на то федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по природным ресурсам, федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, федерального органа исполнительной власти по таможенному делу и федерального органа исполнительной власти по обороне.
2. Иностранным заявителям лицензии на промысел живых ресурсов выдаются в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. Лицензии на промысел живых ресурсов действительны в течение календарного года в пределах установленного срока в указанных в них районах промысла живых ресурсов на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел живых ресурсов, должен находиться подлинник лицензии на промысел живых ресурсов.
4. Право на использование живых ресурсов на основе полученной лицензии не может передаваться третьим сторонам путем аренды, создания совместных предприятий или каким-либо иным способом, результатом которого будет такая передача права.
Статья 12. Права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов
1. Российские и иностранные заявители, получившие лицензии на промысел живых ресурсов (далее - лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии на промысел живых ресурсов.
2. Эти же лица обязаны:
соблюдать установленные правила вылова живых ресурсов, лимиты на их вылов и выполнять условия лицензии на промысел живых ресурсов;
своевременно вносить установленные платежи;
не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;
не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима;
обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны;
обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;
представлять бесплатно отчетные материалы по объемам, срокам, видам и районам промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве и видах живых ресурсов, выгруженных на другие суда или погруженных с других судов, специально уполномоченным на то федеральному органу исполнительной власти по пограничной службе, федеральному органу исполнительной власти по вопросам рыболовства, федеральному органу исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти по природным ресурсам и федеральному органу исполнительной власти по таможенному делу;
регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации;
вести промысловый журнал;
иметь специальные опознавательные знаки;
маркировать ставные орудия лова с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны-судовладельца), номера лицензии на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова.
3. Иностранные суда, ведущие промысел живых ресурсов в соответствии с лицензией, также обязаны:
представлять специально уполномоченным на то федеральному органу исполнительной власти по вопросам рыболовства и федеральному органу исполнительной власти по пограничной службе по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла живых ресурсов и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;
осуществлять промысел живых ресурсов только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем; обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом;
представлять специально уполномоченному на то федеральному органу исполнительной власти по вопросам рыболовства по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов.
4. Российским и иностранным судам в пределах исключительной экономической зоны запрещается производить не предусмотренные в лицензии на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде. Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностных лиц органов охраны.
Статья 13. Основания для прекращения промысла живых ресурсов
1. Основаниями для прекращения промысла живых ресурсов являются:
добровольный отказ лицензиата от промысла живых ресурсов;
выбор лицензиатом выделенной квоты;
истечение срока действия лицензии на промысел живых ресурсов;
нарушение правил промысла живых ресурсов повторно в течение календарного года и превышение выделенных лимитов на вылов живых ресурсов;
нарушение настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации;
невнесение в установленный срок платы за пользование живыми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение ущерба;
непредставление отчетных материалов по видам живых ресурсов, объемам вылова и районам промысла живых ресурсов;
снижение продуктивности и ухудшение качественного состава видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод исключительной экономической зоны по вине пользователя.
2. Добровольный отказ от промысла живых ресурсов должен быть заявлен пользователем:
до начала промысла живых ресурсов - уведомлением в письменной форме специально уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по вопросам рыболовства не позднее чем за один месяц;
во время промысла живых ресурсов - немедленно, с прекращением промысла живых ресурсов.
3. При несоблюдении положений настоящей статьи лицензиат оповещается специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел живых ресурсов и о прекращении промысла живых ресурсов. Об аннулировании указанной лицензии уведомляются специально уполномоченные на то федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Статья 14. Особенности рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб
1. В случае, если один и тот же запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств. Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через соответствующие компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого запаса (запасов).
2. В случае, если один и тот же запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через соответствующие компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими промысел таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого запаса (запасов) в указанном районе.
3. Промысел иностранными судами трансграничных видов рыб в районе, находящемся за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации и прилегающем к ней, осуществляется только на основе международных договоров Российской Федерации с заинтересованными государствами с учетом наиболее достоверных данных о запасах трансграничных видов рыб, а также с учетом мер, обеспечивающих максимальный устойчивый вылов, поддержание и восстановление популяций и их защиту от чрезмерной эксплуатации, включая объявление моратория на промысел отдельных видов рыб для восстановления популяций во всем ареале их обитания.
4. Промысел иностранными судами трансграничных видов рыб в районе, находящемся за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, полностью окруженном исключительной экономической зоной Российской Федерации и составляющем с исключительной экономической зоной Российской Федерации единый ареал обитания указанных видов рыб, осуществляется на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с заинтересованными государствами.
Статья 15. Особенности рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих
1. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответственность за указанные виды рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования промысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.
2. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.
3. Российская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Промысел катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Российская Федерация сотрудничает с государством, через исключительную экономическую зону которого мигрируют катадромные виды рыб, для заключения международного договора в целях рационального управления такими запасами, включая промысел, и обеспечивает выполнение правил, установленных таким международным договором.
5. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях обеспечения рационального использования и сохранения далеко мигрирующих видов рыб во всем ареале их обитания, в том числе и за пределами ее исключительной экономической зоны.
6. Российская Федерация в целях сохранения, изучения запасов морских млекопитающих в исключительной экономической зоне и управления ими сотрудничает с заинтересованными государствами прямо или через соответствующие международные организации. Правительство Российской Федерации в целях сохранения и восстановления популяций морских млекопитающих и в иных необходимых случаях может устанавливать более строгие режимы ограничения или регулирования промысла морских млекопитающих в исключительной экономической зоне, вплоть до запрещения промысла отдельных видов морских млекопитающих, с учетом международных договоров Российской Федерации.
Глава III. Исследование и разработка неживых ресурсов
Статья 16. Исследование и разработка неживых ресурсов
1. Исследование неживых ресурсов, являющееся составной частью ресурсных исследований, разведка и разработка неживых ресурсов производятся гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, физическими и юридическими лицами иностранных государств, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на исследование, разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр.
2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами Российской Федерации.
3. Условия, предоставляемые физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые физическим и юридическим лицам Российской Федерации.
Статья 17. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра
1. Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра осуществляется гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, физическими и юридическими лицами иностранных государств, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выдаваемой специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды по согласованию со специально уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства, федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федеральным органом исполнительной власти по обороне, и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии и методы производства такой энергии утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней, и международными договорами Российской Федерации.
Глава IV. Ресурсные и морские научные исследования
Статья 18. Планы ресурсных и морских научных исследований
1. Для настоящей главы к ресурсным исследованиям относятся исследования, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов. Ежегодные планы проведения ресурсных исследований составляются специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям на основе федеральных стратегии, программ и планов.
2. Ежегодные планы морских научных исследований составляются специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства в части, касающейся ресурсных исследований, на основе федеральных стратегии, программ и планов. В ежегодных планах ресурсных и морских научных исследований при необходимости указывается участие в исследованиях физических и юридических лиц иностранных государств, а также компетентных международных организаций, в том числе на основе международных договоров Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ.
Статья 19. Представление и содержание запроса на проведение ресурсных исследований и запроса на проведение морских научных исследований
1. Ресурсные или морские научные исследования могут проводиться:
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (далее для настоящей главы - российские заявители);
иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, компетентными международными организациями (далее для настоящей главы - иностранные заявители).
2. Порядок представления и рассмотрения запроса на проведение ресурсных исследований или запроса на проведение морских научных исследований (далее для настоящей главы - запрос), оценка запросов и порядок принятия по ним решений устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
3. Российские заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований подают соответствующий запрос в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства или в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
4. Иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предлагаемой даты начала проведения ресурсных или морских научных исследований направляют по дипломатическим каналам соответствующий запрос в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства или в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
5. Запрос (для иностранных заявителей - на русском языке и языке заявителя) должен содержать:
информацию о характере и целях ресурсных или морских научных исследований;
информацию о методах и средствах, которые будут использованы при проведении ресурсных или морских научных исследований, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова, а также описание научного оборудования;
наименования видов живых или неживых ресурсов, которые являются объектом исследования;
географические координаты районов, в которых планируется проведение ресурсных или морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них;
предполагаемые даты первого прибытия и окончательного ухода исследовательских судов или в соответствующих случаях - размещения и удаления научного оборудования;
название учреждения, под руководством которого проводятся ресурсные или морские научные исследования;
информацию о лице, ответственном за проведение ресурсных или морских научных исследований (начальнике экспедиции);
информацию о возможном воздействии планируемых исследований на морскую среду, живые и неживые ресурсы.
6. Российские заявители представляют информацию о планируемом участии физических и юридических лиц иностранных государств в ресурсных или морских научных исследованиях.
7. Иностранные заявители представляют информацию о планируемом участии физических и юридических лиц Российской Федерации в ресурсных или морских научных исследованиях, проводимых иностранными заявителями.
8. От заявителей может быть потребована дополнительная информация о ресурсных или морских научных исследованиях, на проведение которых запрашивается разрешение. В этом случае срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления заявителем дополнительной информации.
Статья 20. Порядок рассмотрения запросов
1. Специально уполномоченные на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства или федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям:
не позднее чем через десять дней со дня получения запроса направляет заявителю уведомление о получении запроса;
не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований либо уведомление:
об отказе в разрешении на проведение планируемых исследований;
о несоответствии информации, представленной в запросе, характеру, целям и методам проведения ресурсных или морских научных исследований;
о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых исследованиях.
2. Разрешение на проведение ресурсных или морских научных исследований или уведомление об отказе в таком разрешении направляется иностранному заявителю через специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по иностранным делам.
3. Разрешение на проведение ресурсных исследований выдается специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства по согласованию со специально уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по службе безопасности, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
4. Разрешение на проведение морских научных исследований выдается специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям по согласованию со специально уполномоченными на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, федеральным органом исполнительной власти по службе безопасности, федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Статья 21. Основания для отказа в разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований
1. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если ресурсное или морское научное исследование:
1) создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;
2) несовместимо с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;
3) включает буровые работы на морском дне, использование взрывчатых веществ, пневматических устройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;
4) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе;
5) создает помехи деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне.
2. В разрешении на проведение ресурсных исследований или в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано также в случаях, если информация российского или иностранного заявителя является неточной.
3. В разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случаях, если морское научное исследование имеет непосредственное отношение к изучению или промыслу живых ресурсов, к региональному геологическому изучению морского дна и его недр, к поиску, разведке или разработке неживых ресурсов или если проводящий морское научное исследование российский или иностранный заявитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.
Статья 22. Особенности получения разрешения на проведение морских научных исследований, осуществляемых компетентными международными организациями
Если Российская Федерация в качестве члена компетентной международной организации или по двустороннему договору с этой организацией одобрила представленный этой организацией проект планируемых морских научных исследований или выразила желание участвовать в таких исследованиях, а специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям в течение четырех месяцев со дня получения им от этой организации запроса о сроках и районе проведения указанных исследований не выдвинул каких-либо возражений, компетентная международная организация по истечении указанного в запросе срока может приступить к проведению морских научных исследований в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
Статья 23. Обязанности российских и иностранных заявителей, проводящих ресурсные или морские научные исследования
1. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение ресурсных исследований или разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны:
выполнять настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
представлять в специально уполномоченные на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства или федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям, выдавшие соответствующее разрешение, предварительные доклады и копии данных метеорологических и гидрологических наблюдений, как только это становится практически возможным, а окончательные результаты и заключения - по завершении исследований;
незамедлительно информировать специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства о любом изменении в ресурсном исследовании или специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любом изменении в морском научном исследовании;
не создавать помех деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне;
удалять установки, сооружения и устройства по завершении ресурсных или морских научных исследований, если нет договоренности об ином.
2. Кроме того, иностранные заявители обязаны обеспечивать участие в ресурсных исследованиях представителей Российской Федерации от специально уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по вопросам рыболовства, а в морских научных исследованиях - от специально уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, присутствие указанных представителей, их размещение и полное обеспечение на борту исследовательских судов, летательных аппаратов, установках и сооружениях наравне с собственным командным (руководящим) составом, а также обеспечивать доступ указанным представителям ко всем данным и образцам, полученным в процессе таких исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
3. Исследовательские суда, летательные аппараты, установки и сооружения, проводящие ресурсные или морские научные исследования, обязаны регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии на исследовательских судах, летательных аппаратах, установках и сооружениях соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
Статья 24. Передача и опубликование результатов ресурсных или морских научных исследований
1. Все данные, полученные в результате ресурсных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, должны быть представлены для передачи в государственные фонды данных в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства, а все данные, полученные в результате морских научных исследований, - в специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям.
2. Иностранные заявители, проводившие ресурсные исследования, могут опубликовать результаты таких исследований только с согласия Правительства Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
3. Иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и передавшие Российской Федерации все полученные данные, обеспечивают доступ международному сообществу к результатам исследований через национальные или международные каналы.
Статья 25. Изменение программы ресурсных исследований или программ морских научных исследований
Программа ресурсных исследований может изменяться только по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства, а программа морских научных исследований - по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям. Изменение считается согласованным, если соответствующий федеральный орган, подтвердив получение уведомления о предполагаемом изменении, не сообщит в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.
Статья 26. Приостановление или прекращение ресурсных или морских научных исследований
1. Ресурсные исследования, проводимые в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть приостановлены или прекращены по решению специально уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по вопросам рыболовства или органов охраны, а морские научные исследования - по решению специально уполномоченного на то федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям или органов охраны. Возобновление приостановленных ресурсных исследований допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления соответствующему федеральному органу или органу охраны, вынесшему решение о приостановлении ресурсных или морских научных исследований, гарантий того, что в дальнейшем подобные нарушения допускаться не будут.
2. Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:
без разрешения соответствующего федерального органа;
с изменившим проект ресурсных или морских научных исследований отступлением от сведений, представляемых в запросе в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Глава V. Защита и сохранение морской среды
Статья 27. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне
1. Государственная экологическая экспертиза в исключительной экономической зоне (далее - государственная экологическая экспертиза):
является обязательной мерой по защите морской среды, живых и неживых ресурсов и предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;
проводится специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды и федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
2. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Все виды хозяйственной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. Предметом государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению и промыслу живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов.
Статья 28. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне
1. Государственный экологический контроль в исключительной экономической зоне (далее - государственный экологический контроль) представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите морской среды, живых и неживых ресурсов.
2. Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды и федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Государственный экологический мониторинг исключительной экономической зоны
1. Государственный экологический мониторинг исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
2. Государственный мониторинг осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных на то федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды и федерального органа исполнительной власти по природным ресурсам в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при выполнении федеральных стратегии, программ и планов, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Статья 30. Сброс вредных веществ
1. Нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах внутренних вод и территориального моря, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.
2. Перечень вредных веществ, запрещенных к сбросу в исключительной экономической зоне, и пределы допустимых концентраций вредных веществ, которые разрешается сбрасывать в процессе нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, утверждаются Правительством Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Статья 31. Морские аварии
Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.
Статья 32. Защита и сохранение покрытых льдом районов
В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы большую часть года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российской Федерацией для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Статья 33. Защита и сохранение особых районов
Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Глава VI. Особенности экономических отношений при пользовании живыми
и неживыми ресурсами исключительной экономической зоной
Статья 34. Система платежей за пользование живыми и неживыми ресурсами исключительной экономической зоной
1. Основными принципами экономических отношений при пользовании живыми и неживыми ресурсами являются платность пользования, ответственность за нарушения условий хозяйственной деятельности и финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты морской среды, живых и неживых ресурсов.
2. Платежи за пользование исключительной экономической зоной устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации в области налогообложения.
3. Пользование живыми и неживыми ресурсами является платным.
Плату за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами исключительной экономической зоны осуществляют граждане Российской Федерации, российские юридические лица и физические и юридические лица иностранных государств независимо от форм собственности.
4. Система платежей при пользовании живыми и неживыми ресурсами включает:
сбор за выдачу лицензий на пользование живыми ресурсами;
плату за информацию о неживых ресурсах;
сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами;
плату за пользование живыми ресурсами;
платежи за пользование неживыми ресурсами;
штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами.
Кроме того, пользователи уплачивают другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области налогообложения.
5. Плата не взимается за проведение наблюдений в рамках государственного мониторинга и морских научных исследований.
6. Порядок, размеры и условия взимания платежей, платы, штрафов и сборов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
7. Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами поступают в федеральный бюджет.
8. Сбор за выдачу лицензий на пользование живыми ресурсами, а также сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами направляются в федеральные органы, выдавшие лицензии.
9. Денежные средства за реализованную Правительством Российской Федерации часть неживых ресурсов, добытую в исключительной экономической зоне на условиях соглашений о разделе продукции и принадлежащую Российской Федерации, или стоимостный эквивалент этой части неживых ресурсов поступают в федеральный бюджет.
Глава VII. Обеспечение выполнения положений настоящего
Федерального закона
Статья 35. Органы охраны
1. Охрана исключительной экономической зоны, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации осуществляется в пределах своей компетенции специально уполномоченными на то:
федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе;
федеральным органом исполнительной власти по вопросам рыболовства;
федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр;
федеральным органом исполнительной власти по горному и промышленному надзору;
федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды;
федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам;
федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу.
2. Координация использования сил органов охраны, указанных в настоящей статье, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе.
3. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей руководствуются настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, а также иными законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей в исключительной экономической зоне должны иметь соответствующие служебные удостоверения, а при необходимости боевое или служебное оружие. Указания должностных лиц органов охраны в пределах предоставленных им полномочий являются обязательными для граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, физических и юридических лиц иностранных государств, а также для представителей иностранных государств и компетентных международных организаций, осуществляющих деятельность в исключительной экономической зоне.
5. Военные корабли и летательные аппараты, другие государственные суда и летательные аппараты Российской Федерации осуществляют охрану исключительной экономической зоны под присвоенными им флагами, вымпелами и отличительными знаками.
Статья 36. Права должностных лиц органов охраны
1. Должностные лица органов охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право:
1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие:
разведку и промысел живых ресурсов;
разведку и разработку неживых ресурсов;
ресурсные и морские научные исследования;
иную деятельность в исключительной экономической зоне;
2) проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи;
3) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации:
приостанавливать или прекращать деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, нарушающую настоящий Федеральный закон и международные договоры Российской Федерации;
задерживать нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и изымать у них орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, а также документы и все незаконно добытое;
задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
преследовать по горячим следам и задерживать суда-нарушители, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 части первой настоящей статьи, и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
налагать на нарушителей штрафы или предъявлять иски в судах Российской Федерации с передачей им материалов о совершенных нарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) останавливать суда, если имеются достаточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана остановленного судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания;
5) составлять протоколы о нарушениях настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, приостановке или прекращении деятельности, указанной в пункте 1 части первой настоящей статьи, о задержании нарушителей и судов-нарушителей, об изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, а также документов и всего незаконно добытого. Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и задержания судов, осмотра искусственных островов, установок и сооружений, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов-нарушителей в портах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
6) применять оружие против нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительный выстрел вверх.
2. Военные корабли и летательные аппараты федерального органа пограничной службы могут применять оружие против судов нарушителей настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей. Применению оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применения и предупредительные выстрелы. Порядок применения оружия определяется Правительством Российской Федерации.
3. Должностные лица органов охраны пользуются правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, также в отношении судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания полагать, что эти суда нарушили в исключительной экономической зоне настоящий Федеральный закон или международные договоры Российской Федерации.
Статья 37. Содействие органам охраны
1. Специально уполномоченные на то федеральный орган исполнительной власти по обороне, федеральный орган исполнительной власти по транспорту, федеральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды попутно с решением своих основных задач оказывают содействие органам охраны в осуществлении ими своих функций путем наблюдения за деятельностью в пределах исключительной экономической зоны с использованием военных кораблей, судов, береговых постов и других средств, а также летательных аппаратов.
2. Командиры (капитаны) военных кораблей (судов), летательных аппаратов Российской Федерации и лица, ответственные за деятельность на искусственных островах, установках и сооружениях, а также на береговых постах и других средствах, информируют органы охраны об обнаружении военных кораблей, судов, об установках и о сооружениях, о которых не сообщено в "Извещениях мореплавателям". Такая информация передается безвозмездно через соответствующие диспетчерские службы.
3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, осуществляющие деятельность в исключительной экономической зоне, безвозмездно сообщают органам охраны по их запросам о местонахождении и действиях своих судов, искусственных островов, установок и сооружений.
Статья 38. Экономическое стимулирование работников органов охраны
1. Экономическое стимулирование работников органов охраны обеспечивается законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое стимулирование работников органов охраны осуществляется также за счет средств, поступающих от реализации конфискованных судов, орудий лова, оборудования, инструментов, установок и других предметов, всего незаконно добытого и взыскания штрафов за нарушения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также за счет сумм в возмещение ущерба, причиненного живым и неживым ресурсам. При этом полученные средства распределяются в следующем соотношении:
федеральный бюджет - 50 процентов;
бюджет субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к морскому побережью, - 20 процентов;
органы охраны - 30 процентов.
3. Средства, поступающие в органы охраны, используются на материально-техническое обеспечение органов охраны и материальное поощрение работников этих органов, в том числе военнослужащих, в порядке, определяемом руководителями федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой статьи 35 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если выявление и пресечение нарушений осуществлялись совместно несколькими органами охраны, порядок распределения между ними денежных средств определяется совместно этими органами охраны.
Статья 39. Особенности ответственности за нарушения настоящего Федерального закона
1. Все сделки, совершаемые в отношении живых и неживых ресурсов, минеральных и живых ресурсов "сидячих видов" морского дна и его недр исключительной экономической зоны в нарушение настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, являются недействительными.
2. Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после внесения в суд Российской Федерации разумного залога или другого обеспечения.
3. В случае привлечения к ответственности физических лиц иностранных государств за нарушения положений главы II настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, относящихся к рыболовству и добыче живых ресурсов "сидячих видов", к указанным лицам не применяется наказание в виде лишения свободы.
Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в:
выдаче лицензий (разрешений) на разведку и промысел живых ресурсов, разведку и разработку неживых ресурсов, на поиск, разведку и разработку (промысел) минеральных и живых ресурсов морского дна и его недр, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на осуществление буровых работ, на проведение ресурсных или морских научных исследований, на прокладку подводных кабелей и трубопроводов или вывод подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации, на сброс вредных веществ или захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне вне пределов своей компетенции;
несоблюдении условий и порядка выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетенции, произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), -
привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
2. Физические и юридические лица, виновные в:
незаконных разведке и промысле живых ресурсов, поиске, разведке или разработке неживых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации;
передаче живых или неживых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении);
нарушении предусмотренных лицензией (разрешением) и международными договорами Российской Федерации условий промысла живых ресурсов или нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;
нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов;
проведении без разрешения или с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований;
загрязнении морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений;
незаконном создании или нарушении условий создания, эксплуатации и удаления искусственных островов, установок и сооружений;
необеспечении искусственных островов, установок и сооружений средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил поддержания указанных средств в исправном состоянии и правил удаления установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена;
незаконной прокладке или нарушении условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов, а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации;
нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;
создании помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также в нарушении настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, -
привлекаются к административной, а физические лица и к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
3. Физические и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения настоящего Федерального закона или международных договоров Российской Федерации, не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.
4. Возмещение ущерба осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Разрешение споров
1. Споры между физическими лицами, юридическими лицами, физическими и юридическими лицами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются в административном или судебном порядке судами Российской Федерации.
2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами по поводу реализации их прав и обязанностей в исключительной экономической зоне разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 42. Контроль и надзор за исполнением настоящего Федерального закона
1. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона и деятельностью органов охраны и их должностных лиц осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.
2. Надзор за точным соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.