Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинского В.А, при помощнике судьи Королевой О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу председателя ППО ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1" Ф.И.О.1 председателя ОП Филиала "Распределительные сети" Ф.И.О.2 председателя исполнительного аппарата ПАО "Сахалинэнерго" Ф.И.О.3 на определение Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2019 года об отказе в принятии искового заявления Первично профсоюзной организации Обособленного подразделения "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", Первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения Филиала "Распорядительные сети", Первичной профсоюзной организации исполнительного аппарата Публичного акционерного общества "Сахалинэнерго" к Публичному акционерному обществу "Сахалинэнерго" о признании незаконными, отмене приказов, возложении обязанности установить минимальную месячную тарифную ставку, установил:
Первично профсоюзная организация Обособленного подразделения "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", Первичная профсоюзная организация Обособленного подразделения Филиала "Распорядительные сети", Первичная профсоюзная организация исполнительного аппарата Публичного акционерного общества "Сахалинэнерго" (далее - ППО ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиала "Распределительные сети", исполнительный аппарат ПАО "Сахалинэнерго") обратились в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Сахалинэнерго" (далее - ПАО "Сахалинэнерго") о признании незаконными, отмене приказов N от ДД.ММ.ГГГГ. N от ДД.ММ.ГГГГ возложении обязанности установить минимальную месячную тарифную ставку с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8643 рубля.
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Сахалинэнерго" издан приказ N, которым введена в действие Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "Сахалинэнерго" в период 2019-2021 годов. На основании данной Программы ответчик издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ N которым установилс ДД.ММ.ГГГГ минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в ПАО "Сахалинэнерго" в размере 8302 рубля. Согласно п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2019-2021 годы, с ДД.ММ.ГГГГ минимальна месячная тарифная ставка в электроэнергетике устанавливается в размере 8643 рубля с дальнейшей индексацией с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексацией потребительских цен в Российской Федерации за соответствующий годичный период прошедший с момента предыдущей индексации. Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ, в случае невозможности реализации по причине экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Таким образом, временное приостановление роста ММТС в ПАО "Сахалинэнерго" в виде Программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "Сахалинэнерго" в период 2019-2021 годов возможно только путем согласования мотивированного предложения работодателя и соответствующих профсоюзных организаций (представительного органа), утвержденного решением ОО "Всероссийский Электропрофсоюз" и Ассоциации "ЭРА России". В этой связи считают, что ПАО "Сахалинэнерго" не имело законного права принимать в одностороннем порядке локальный нормативный акт - Программу, в которой ММТС с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере - 8302 рубля, что ухудшает положение работников ПАО "Сахалинэнерго", которым п. 3.3 ОТС с ДД.ММ.ГГГГ установлена ММТС в размере 6643 рубля.
Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2019 года ППО ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиала "Распределительные сети", исполнительному аппарату ПАО "Сахалинэнерго" на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказано в принятии искового заявления к ПАО "Сахалинэнерго" о признании незаконными приказов Nт от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ.
В частной жалобе председатели ППО ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиал "Распределительные сети", исполнительного аппарата ПАО "Сахалинэнерго" Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 Ф.И.О.3 просят отменить указанное определение, считая его незаконным и необоснованным. Указывают на необоснованность вывода суда, о том, что у профсоюзов отсутствуют полномочия для обращения в суд с настоящим иском, и одновременно ссылаются на ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", предусматривающую право профсоюза обратиться в суд в интересах работников по собственной инициативе.
На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. ПАО "Сахалинэнерго" издан приказ N, которым введена в действие Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "Сахалинэнерго" в период 2019-2021 годов.
На основании данной Программы ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Сахалинэнерго" издан приказ N которым с ДД.ММ.ГГГГ установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в ПАО "Сахалинэнерго" в размере 8302 рубля.
Как указано в исковом заявлении ПАО "Сахалинэнерго" проигнорировало возникшие в ходе рассмотрения локального нормативного акта разногласия с первичными профсоюзными организациями ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиал "Распределительные сети", исполнительный аппарат ПАО "Сахалинэнерго" и в одностороннем порядке издало оспариваемые приказы.
Отказывая в принятии искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что профсоюзная организация вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав членов профсоюза по их просьбе, однако такие данные исковое заявление не содержит. Кроме того, заявленный ППО ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиал "Распределительные сети", исполнительным аппаратом ПАО "Сахалинэнерго" спор является коллективным трудовым спором по вопросу принятия локальных нормативных актов, порядок рассмотрения и разрешения которого регулируется главой 61 Трудового кодекса РФ, не предусматривающей возможность обращения первичной профсоюзной организации за разрешение такого спора в суд общей юрисдикции.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда неверным, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права.
Приказы ПАО "Сахалинэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ г. N, от ДД.ММ.ГГГГ N являются локальными нормативными актами, поскольку содержат в себе нормы права, связанные с установлением работникам условий оплаты труда, рассчитаны на неоднократное применение и распространяют свое действие на неопределенный круг лиц: как на работников предприятия, так и на лиц, которые в будущем могут занять рабочие места.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 8 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Указанный в ст. 8 Трудового кодекса РФ случай, когда при принятии локального нормативного акта требуется учет мнения профсоюза, в том числе предусмотрен и конкретизирован в статье 135 Трудового кодекса РФ.
В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из части 4 ст. 135 ТК РФ, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Таким образом, действующее трудовое законодательство устанавливает императивное правило, согласно которому при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.
При таких обстоятельствах, в силу указанных норм закона оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ г. N о введении в действие Программы по поэтапному доведения размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО "Сахалинэнерго" в период 2019-2021 годов, а также изданный на его основе приказ от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении с ДД.ММ.ГГГГ минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности как устанавливающие системы оплаты труда, являются локальными нормативными актами, которые подлежат утверждению работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Порядок учета мнения профсоюза регулируется ст. 372 Трудового кодекса РФ, в силу которой работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).
Таким образом, возможность обращения профсоюзной организации в суд с иском об обжаловании локального нормативного акта прямо предусмотрена в трудовом законодательстве. В данном случае закон не обусловливает возможность обращения профсоюза в суд фактом обращения работников в профсоюз с заявлением о защите их интересов либо необходимостью выдачи работниками доверенности на право представления их интересов в суде.
Профсоюзы в силу специального статуса, установленного законом, призваны представлять и защищать интересы работников (ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 30 Трудового кодекса РФ). Деятельность профсоюзов в сфере принятия локальных нормативных актов, в отношении которых законом установлена необходимость учета мнения представительного органа работников, носит характер публичного представительства, а не частноправового.
Следовательно, инициатива конкретных работников общества в спорной ситуации не является обязательным условием инициирования судебного спора, правовое значение при решении вопроса о возбуждении гражданского судопроизводства по иску об оспаривании локального нормативного акта имеет непосредственно волеизъявление самого профсоюза.
Правомерность данного вывода подтверждается также установленным на уровне федерального законодательства правом профсоюзов обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав работников в органы, рассматривающие трудовые споры по собственной инициативе (ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").
В рассматриваемой ситуации в основе спора лежат разногласия между выборным представительным органом работников (профсоюзным органом) и работодателем относительно условий оплаты труда, подлежащих введению в установленном законом порядке.
Возможность обращения профсоюза в суд при сложившихся правоотношениях предусмотрена ст. 372 Трудового кодекса РФ, ст. 23 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
При таких обстоятельствах, первичные профсоюзные организации ОП "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", ОП Филиала "Распределительные сети", исполнительный аппарат ПАО "Сахалинэнерго" вправе были обратиться в суд с настоящим иском.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии искового заявления, в силу чего обжалуемое определение подлежит отмене.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, суд
определил:
определение Южно-Сахалинского городского суда от 28 августа 2019 года - отменить, материал по иску Первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения "Южно-Сахалинская ТЭЦ-1", Первичной профсоюзной организации обособленное подразделение Филиала "Распорядительные сети", Первичной профсоюзной организации исполнительного аппарата Публичного акционерного общества "Сахалинэнерго" к Публичному акционерному обществу "Сахалинэнерго" о признании незаконными, отмене приказов, возложении обязанности установить минимальную месячную тарифную ставку возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия к производству.
Председательствующий Калинский В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.