Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 декабря 2019 г. по делу N 16-428/2019

 

Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Хромовой Натальи Николаевны - Садиловой Т.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области от 26 декабря 2018 года N45-19/18, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 01 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" УМВД России по г. Кургану Хромовой Натальи Николаевны, установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - УФК по Курганской области) от 26 декабря 2018 года N45-19/18, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2019 года, решением судьи Курганского областного суда от 01 июля 2019 года, "данные изъяты" УМВД России по г. Кургану Хромова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Садилова Т.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.

От заместителя руководителя УФК по Курганской области Тарасовой О.Ф. поступили возражения на жалобу, в которых просит об оставлении актов без изменения, жалобы без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Хромовой Н.Н. к административной ответственности) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Пунктами 3 и 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Положением об учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) учета, утвержденным приказом УМВД России по г. Кургану от 30.12.2016 N1472, предусмотрен Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов (приложение N15).

Согласно пунктам 2.1, 3.1-3.4 указанного Порядка формирования и использования резервов предстоящих расходов в УМВД Росси по г. Кургану формируется резерв при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий.

Резерв на претензионные требования и иски создается с момента начала досудебных и судебных разбирательств по претензиям к учреждению и до момента их исполнения на основании документов, поступивших в бухгалтерию УМВД России по г. Кургану от правовой группы УМВД России по г. Кургану.

Резерв по претензиям, искам принимают к бухгалтерскому учету на основании предъявленных претензий и исков в следующие сроки: по состоянию на 1 число каждого квартала по поступившим претензионным требованиям в части основного долга на основании справки Правовой группы УМВД России по г. Кургану; по состоянию на 1 число каждого квартала по поступившему уведомлению о принятии иска к судебному производству в размере ожидаемых судебных расходов (издержек) на основании справки Правовой группы УМВД России по г. Кургану. Величина оценочного обязательства определяется Правовой группой УМВД России по г. Кургану, исходя из условий заключенных договоров и действующих норм законодательства, и отражается в справке. Справка, поступившая в бухгалтерию УМВД России по г. Кургану, является основанием для принятия к бухгалтерскому учету сумм резервов предстоящих расходов.

В силу пункта 4 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) учета, утвержденного приказом УМВД России по г. Кургану от 30.12.2016 N1472 ответственным за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета в УМВД России по г. Кургану является главный бухгалтер.

Из материалов дела следует, что приказом N "данные изъяты" от 02 июня 2014 года Хромова Н.Н. назначена на должность "данные изъяты" УМВД России по г. Кургану. Согласно должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии УМВД России по г. Кургану, с которой Хромова Н.Н. ознакомлена, "данные изъяты" бухгалтерии УМВД России по г. Кургану, помимо прочего организует работу по постановке и ведению бухгалтерского и налогового учета в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении, обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

УФК по Курганской области проведена выездная плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности в УМВД России по г. Кургану. В ходе проведенной проверки установлено нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности в виде предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2018 г, необходимой для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное нарушение выразилось в том, что:

показатель по строке 626 "Резервы предстоящих расходов" (форма по ОКУД 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета") по состоянию на 1 января 2018 г. занижен на 187 755 рублей 71 копеек (отражено 76 575 рублей, вместо 264 330 рублей 71 копеек);

показатель по строке 330 "Резервы предстоящих расходов" (форма по ОКУД 0503121 "Отчет о финансовых результатах деятельности") по состоянию на 1 января 2018 г. занижен на 187 755 рублей 71 копеек (отражено 76 575 рублей, вместо 264 330 рублей 71 копеек).

По состоянию на 1 января 2018 г. по данным бюджетного учета по счету 401.60 "Резервы предстоящих расходов" числится резерв по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий в размере 76 575 рублей (188-0302-0840390049-244), в том числе в сумме 71 140 рублей 44 копеек (АО "ЭК "Восток" в сумме 57 729 рублей 33 копеек, АО "Водный союз" в сумме 13 411 рублей 11 копеек), 5 434 рублей 56 копеек (ООО "Надежность").

Согласно данным раздела 3 "Об исполнении договорных обязательств" Отчета о состоянии правовой работы в УМВД России по г. Кургану за 2017 г, предоставленного правовой группой УМВД России по г. Кургану по состоянию на 1 января 2018 г. по бюджетному учету УМВД России по г. Кургану не отражены резервы по обязательствам, возникающим из исков по результатам фактов хозяйственной жизни, предъявленных к УМВД России по г. Кургану, в размере ожидаемых судебных расходов (издержек) в сумме 187 755 рублей 71 копеек.

Тем самым, Хромовой Н.Н, как "данные изъяты" бухгалтерии УМВД России по г. Кургану не соблюдены требования статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", подпункта пункта 1 статьи 162, пунктов 3 и 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.1 Порядка формирования и использования резервов предстоящих расходов, пунктов 19, 96 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, что привлекло к нарушению бюджетного законодательства - представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 01 января 2018 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Хромовой Н.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения постановления о привлечении ее к ответственности.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Фактические обстоятельства и виновность Хромовой Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 11 декабря 2018 года (л.д.7-17, т. 1), положением о бухгалтерии УМВД России по г. Кургану (л.д.55-59 т. 1), должностной инструкцией главного бухгалтера (л.д.60-62 т. 1), приказом N "данные изъяты" от 16 марта 2017 года (л.д.63-65 т. 1), материалами бюджетной отчетности (л.д.95-110, т.1), информация о претензионных требованиях на 01 января 2018 г. (л.д.113-116, т.1), отчетом о состоянии правовой работы за 2017 год (л.д.117-132, т.1), заключением на возражения (л.д.11-28, т.2), возражениями на акт проверки (л.д.29-37, т.2), актом проверки (л.д.38-76, т.2), Положением об учетной политике для целей бухгалтерского (бюджетного) учета с приложениями (л.д.113-162, т.2) а также иными материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку должностным лицом и судьями в ходе рассмотрения дела в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная должностным лицом и судебными инстанциями оценка материалов дела и выводы о том, что собранные доказательства являются относимыми, допустимыми, последовательными, непротиворечивыми и в своей совокупности достаточными для разрешения дела, а также, что они свидетельствуют о совершении Хромовой Н.Н. административного правонарушения, является верной, оснований для несогласия с указанными выводами не усматривается.

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что Хромовой Н.Н. совершены действия по представлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызвали сомнение в виновности Хромовой Н.Н, в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что должностным лицом и судьями неправильно определена сумма искажений данных бухгалтерской отчетности в размере 187 755 рублей 71 копеек (отражено 76 575 рублей, следовало отразить 264330 рублей 71 копеек), как неотражение резервов по обязательствам, возникающим из исков по результатам фактов хозяйственной жизни, предъявленных к УМВД России по г. Кургану, в размере ожидаемых судебных расходов (издержек), не имеется.

На момент рассмотрения апелляционной жалобы в областном суде действовала иная редакция статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В тоже время, оснований для ее применения в силу положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось, поскольку новая редакция не улучшает правовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ) под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

С учетом того, что в настоящем случае искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, привело к искажению информации об активах более чем на 10 %, оснований для квалификации действий Хромовой Н.Н. по части 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей в настоящее время редакции, которое бы свидетельствовало об улучшении ее правового положения, как на то указывает в жалобе защитник Хромовой Н.Н, не имеется. Соответственно, действующая в настоящее время редакция части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не улучшает правовое положение Хромовой Н.Н, обратной силы не имеет.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.

Протокол об административном правонарушении, составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Хромовой Н.Н, соответствует статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе описано событие административного правонарушения. Права разъяснены, копия протокола вручена в установленном порядке.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьями требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере предусмотренного административного штрафа, является обоснованным и справедливым.

Доводы о возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, с выводами которых в данной части оснований не согласиться не имеется.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств допущенных нарушений не имеется.

Несогласие заявителя с данными выводами об их ошибочности не свидетельствует, каких-либо обстоятельств, указывающих на возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не следует.

При пересмотре дела судьями городского суда и областного суда дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, совокупность которых достаточна для установления вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения. В оспариваемых актах дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.

О рассмотрении дела и жалоб на постановление Хромова Н.Н. извещалась надлежащим образом. При рассмотрении дела должностным лицом и в судебных заседаниях участия не принимала, распорядившись правом по своему усмотрению, но пользовалась юридической помощью защитника, который обосновывал позицию Хромовой Н.Н. по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Курганской области от 26 декабря 2018 года N45-19/18, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 01 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хромовой Натальи Николаевны оставить без изменения, жалобу защитника Хромовой Натальи Николаевны - Садиловой Т.В.- без удовлетворения.

Заместитель председателя Седьмого

кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.