Проект федерального закона
"Об особенностях распоряжения и пользования
объектами социального назначения"
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных статьями 38, 41,43, 44 Конституции Российской Федерации, настоящим Федеральным законом устанавливаются ограничения права распоряжения и права пользования объектами социального назначения, принадлежащими организациям на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо находящимися у них во владении и (или) пользовании по иным основаниям, установленным законом или договором.
Настоящий Федеральный закон подтверждает установившееся к моменту его вступления в силу правоотношения, связанные с приватизацией (разгосударствлением) указанных объектов социального назначения в части запретов и ограничений на их приватизацию, установленных иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Статья 2. Объекты социального назначения
В целях настоящего Федерального закона под объектами социального назначения понимаются предназначенные для оказания социальных услуг в области образования (в том числе дошкольного), культуры и здравоохранения имущественные комплексы, здания, строения, сооружения и иное имущество:
ясли, детские сады, оздоровительные детские дачи и лагеря, в том числе оборонно-спортивные лагеря и лагеря труда и отдыха;
госпитали, больницы, санатории, профилактории и амбулатории;
детские и подростковые клубы, детские центры творчества и досуга, детские спортивно-оздоровительные центры;
кинотеатры, клубы, библиотеки;
иные объекты социального назначения.
Статья 3. Ограничения права распоряжения объектами социального назначения
В отношении объектов социального назначения не допускаются действия, направленные на отчуждение данных объектов в собственность другим лицам, передачу им прав владения, пользования и (или) распоряжения указанными объектами способами, которые делают невозможным или существенно затрудняют использование указанных объектов по целевому назначению, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Ограничения права пользования объектами социального назначения
1. Организации, являющиеся собственниками объектов социального назначения либо пользующиеся ими на основании закона или договора, не вправе совершать действия, направленные на изменение профиля использования объектов социального назначения или на прекращение их использования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Под изменением профиля использования объектов социального назначения понимается такое использование данных объектов, которое делает невозможным или существенно затрудняет оказание соответствующих услуг гражданам.
3. Под прекращением использования объектов социального назначения понимаются действия по прекращению оказания гражданам соответствующих услуг или приостановлению их оказания на срок свыше одного года.
Статья 5. Порядок распоряжения объектами социального назначения
1. Организации, являющиеся собственниками объектов социального назначения либо владеющие ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе отчуждать их в собственность другим лицам или передавать им право владения, пользования и (или) распоряжения указанными объектами иными способами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, при условии сохранения указанными лицами профиля использования данных объектов и объема оказываемых ими услуг.
Критерии оценки потребности в объектах социального назначения, объемы оказываемых ими услуг (нормативы) и территории оказания таких услуг определяются Правительством Российской Федерации.
2. При обращении взыскания на объекты социального назначения в порядке исполнения решений судов, арбитражных судов данные объекты продаются по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля использования таких объектов.
3. Если услуги объектов социального назначения не использовались гражданами в течение года, организации, являющиеся собственниками указанных объектов либо владеющие ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, продать указанные объекты, передать их в аренду, залог, внести в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ (товариществ) или распорядиться указанными объектами иными способами без сохранения профиля использования таких объектов с разрешения органов местного самоуправления, согласованного с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики, и с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации(далее - соответствующие органы).
4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления предоставляется право преимущественного приобретения объектов социального назначения по стоимости, установленной соглашением сторон.
Статья 6. Последствия нарушения порядка распоряжения объектами социального назначения
1. Сделки с объектами социального назначения, совершенные с нарушением положений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, являются недействительными и не влекут правовые последствия.
Объекты социального назначения, являющиеся предметом таких сделок, подлежат изъятию у организаций, являющихся собственниками указанных объектов, посредством их выкупа государством или муниципальными образованиями либо продажи в установленном процессуальным законодательством порядке таких объектов по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования.
В случае, если сделки с объектами социального назначения совершены организациями, владеющими указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с нарушением положений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, такие объекты подлежат изъятию соответственно государством или муниципальными образованиями у указанных организаций из хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. При выкупе объектов социального назначения, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, государством или муниципальными образованиями организациям, являющимся собственниками указанных объектов, возмещается балансоввая стоимость данных объектов или их рыночная стоимость, если остаточная балансовая стоимость таких объектов превышает их рыночную цену.
3. При продаже объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования, организациям, являющимся собственниками указанных объектов, возмещается за вычетом расходов на проведение указанного конкурса остаточная балансовая стоимость данных объектов или их рыночная стоимость, если остаточная балансовая стоимость таких объектов превышает их рыночную цену. Остальные денежные средства, полученные в результате продажи объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования, подлежат перечислению в соответствующий местный бюджет.
4. Требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки, предусмотренных настоящей статьей, могут быть предъявлены в суд, арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
Статья 7. Порядок пользования объектами социального назначения
1. Организации, являющиеся собственниками объектов социального назначения либо владеющие ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также пользующиеся данными объектами по иным основаниям, предусмотренным законом или договором, вправе изменить профиль их использования при условии оказания гражданам социальных услуг иными объектами социального назначения. с разрешения органов местного самоуправления, которое должно быть согласованно с соответствующими государственными органами.
2. Прекращение использования объектов социального назначения осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, принимаемым на основании письменных заявлений организаций, являющихся собственниками указанных объектов либо владеющих ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанное решение органов местного самоуправления должно быть согласовано с соответствующими государственными органами.
3. Прекращение использования объектов социального назначения на основании решения органов местного самоуправления осуществляется в случае, если в течение года граждане, проживающие на территории оказания социальных услуг, не пользовались услугами, оказываемыми указанными объектами социального назначения, при условии оказания таких услуг иными объектами социального назначения.
В случае, если существует необходимость капитального ремонта реконструкции или модернизации объектов социального назначения, прекращение использования указанных объектов осуществляется на основании решения органов местного самоуправления на устанавливаемый ими срок проведения капитального ремонта, реконструкции или модернизации объектов социального назначения. Указанные решения не являются основанием для применения порядка распоряжения такими объектами, предусмотренного пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Ненадлежащее качество услуг, предоставляемых объектами социального назначения, не является основанием для прекращения использования указанных объектов.
Статья 8. Последствия нарушения порядка пользования объектами социального назначения
1. В случаях, если организации, являющиеся собственниками объектов социального назначения, изменяют профиль использования указанных объектов или прекращают их использование без соблюдения положений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, и не выполняют требования органов местного самоуправления о восстановлении профиля использования указанных объектов в течение месяца, такие объекты могут быть изъяты у организаций, являющихся собственниками указанных объектов, посредством их выкупа государством или муниципальными образованиями либо продажи в установленном процессуальным законодательством порядке таких объектов по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования. Указанный порядок применяется также в случаях предоставления объектами социального назначения услуг ненадлежащего качества.
В случае, если указанные нарушения порядка пользования объектами социального назначения допущены организациями, владеющими указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, такие объекты подлежат изъятию соответственно государством или муниципальными образованиями у указанных организаций из хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. При выкупе объектов социального назначения, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, государством или муниципальными образованиями организациями организациям, являющимся собственниками указанных объектов, возмещается остаточная балансовая стоимость данных объектов или их рыночная стоимость, если остаточная балансовая стоимость таких объектов превышает их рыночную цену.
3. При продаже объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования, организациям, являющимся собственниками указанных объектов, возмещается за вычетом расходов на проведение указанного конкурса, остаточная балансовая стоимость таких объектов превышает их рыночную цену. Остальные денежные средства, полученные в результате продажи объектов социального назначения по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля их использования, подлежат перечислению в соответствующих местный бюджет.
4. Требования о выкупе объектов социального назначения или о продаже их по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение профиля использования таких объектов, могут быть предъявлены в суд, арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
5. Организации, виновные в изменении профиля использования объектов социального назначения или в прекращении их использования, обязаны принять меры по восстановлению в течение месяца профиля использования данных объектов или по возобновлению их использования. В случаях, если восстановить профиль использования объектов социального назначения невозможно или если указанные объекты ликвидированы, такие организации обязаны создать новые объекты социального назначения того же профиля использования.
Статья 9. Ответственность организаций за нарушение положений настоящего Федерального закона.
1. За нарушение положений настоящего Федерального закона на руководителей организаций, являющихся собственниками объектов социального назначения либо владеющих ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по решению суда налагается административный штраф в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
В целях настоящего Федерального закона к руководителям организаций относятся лица, которые исполняют функции единоличных или коллегиальных органов управления организаций и к компетенции которых относится принятие решений об изменении профиля использования объектов социального назначения или о прекращении их использования. Лица, состоящее в коллегиальных органах управления организаций и голосовавшие против принятия указанных решений, освобождаются от административной ответственности.
Положения настоящего пункта не применяются в случае, если указанные решения принимаются общим собранием акционеров акционерного общества.
2. В случае, если решения об изменении профиля использования объектов социального назначения или о прекращении их использования, нарушение положения настоящего Федерального закона, принимаются общим собранием акционеров акционерного общества, указанное акционерное общество в судебном порядке несет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
3. Требования о наложении административного штрафа могут быть предъявлены в суд, арбитражный суд уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления.
Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.