Письмо Президента РФ о проекте
федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций
по обязательным платежам"
Рассмотрев принятый Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам" (далее именуется - проект), сообщаем, что он противоречит действующему законодательству и нуждается в пересмотре основных положений.
Статья 1 проекта определяет понятие задолженности организаций по обязательным платежам. Однако это лишь определение задолженности, исчисляемой на 31 декабря 1997 г. Таким образом, неясен предполагаемый срок действия данного федерального закона. Из статьи 1 проекта следует, что он действует только в отношении задолженностей, образовавшихся до 1 января 1998 г. Порядок реструктуризации этих задолженностей был установлен на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", а также предусматривается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год". В связи с изложенным возникает вопрос о цели и необходимости принятия рассматриваемого проекта в целом.
Проектом предусматривается возможность переоформления задолженности организаций перед бюджетом путем заключения договора. Во-первых, не совсем понятна природа договора, которым предлагается оформлять реструктуризацию, так как либо данные отношения относятся к гражданско-правовым, либо это исключительно отношения, вытекающие из законодательства, основанного на административных правоотношениях. Во-вторых, в проекте не определены критерии, на основании которых государственными органами будет приниматься решение о заключении таких договоров, то есть принятие или непринятие решения о реструктуризации целиком отдано на усмотрение государственных органов, что, как представляется, создает ситуацию, при которой будет реструктурирована задолженность только тех организаций, которые смогут "договориться" с уполномоченными органами.
Проектом предусматривается обеспечение договоров о реструктуризации в виде залога имущества, при этом для акционерных обществ открытого типа устанавливается несколько иной порядок обеспечения (возможность передать в обеспечение только свои акции).
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации акции относятся к имуществу, так как являются ценными бумагами, следовательно, в статье 5 проекта речь идет и об акциях. Вместе с тем статьей 10 проекта предусмотрен иной порядок обеспечения в отношении акций, что создает в проекте внутренние противоречия.
Кроме того, непонятно, почему все организации-должники могут предоставлять в обеспечение любое имущество, а акционерные общества открытого типа фактически ограничены только рамками дополнительной эмиссии. Это создает неравные условия для юридических лиц разных организационно-правовых форм.
Статьей 5 проекта предусмотрено, что переданное в залог имущество остается у организаций-должников. Однако такая норма сужает права залогодателя и залогодержателя, так как статьей 338 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заложенное имущество остается у залогодателя, если договором не предусмотрено иное.
Статьями 7 и 12 проекта предусматривается, что обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется во внесудебном порядке путем отчуждения заложенного имущества в собственность. Предложенная схема прямо противоречит статье 349 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлено, что требования залогодержателя удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. В отношении движимого имущества требования удовлетворяются по решению суда, если иное не установлено соглашением.
Схема, предлагаемая проектом, не соответствует сути института залога, определенного Гражданским кодексом Российской Федерации. Статьей 334 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что залогодержатель имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, установленными законом, а проектом предлагается удовлетворение требований залогодержателя путем внесудебного обращения предмета залога в собственность, при этом не учитываются интересы залогодателя, а также интересы иных кредиторов (в том числе кредиторов, имеющих преимущественные права перед залогодержателем, например, по обязательствам по выплате заработной платы, по требованиям, возникшим из причинения вреда и так далее), что прямо нарушает их права (в том числе права граждан).
Положения статей 9 и 14 проекта в части определения органов, осуществляющих управление собственностью со стороны субъектов Российской Федерации, представляются прямым вмешательством в компетенцию субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 проекта установлено, что акционерные общества открытого типа для обеспечения своих обязательств передают свои акции. Непонятно, о каких акциях идет речь в данном случае. Если это размещенные акции, то акционерное общество не может их передать в обеспечение, поскольку они являются собственностью акционеров. Если речь идет об объявленных акциях, то они могут быть переданы в обеспечение только после их размещения. Кроме того, в соответствии с частью пятой статьи 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения не установлены законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в решении об их размещении, но не позднее одного года с момента их приобретения (размещения). По предлагаемой проектом схеме эмитент заключает договор о реструктуризации на срок не менее двух и не более пяти лет (статья 4 проекта), при этом возникает вопрос о правомерности такой эмиссии.
Непонятно также, как уполномоченные органы могут осуществлять права акционеров по неразмещенными неоплаченным акциям.
Во-первых, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение этих ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, то есть размещение должен осуществлять сам эмитент. Во-вторых, в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об акционерных обществах" размещение акций общества может проводиться путем открытой и закрытой подписки, а не путем передачи в залог. В-третьих, в соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о неприменении преимущественного права приобретения голосующих акций действует не более года с момента принятия такого решения, тем самым внесудебное отчуждение акций (статья 12 проекта) по истечении одного года будет грубо нарушать права акционеров.
Статьей 15 проекта предусматривается, что в отношении организаций, заключивших договоры по переоформлению задолженности, не применяются нормы, установленные законодательством Российской Федерации о банкротстве, то есть речь идет об исключении из сферы гражданско-правового регулирования целого ряда юридических лиц. Как представляется, такое положение ущемляет права других кредиторов (в том числе граждан) и прямо противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.