Письмо Президента РФ
По проекту Федерального закона "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее именуется - проект) имеются следующие замечания.
В статье 5 проекта указывается, что профессиональные участники не имеют права продавать или предлагать к продаже индивидуальным инвесторам ценные бумаги, проспект эмиссии которых не предусматривает права эмитента размещать указанные ценные бумаги среди потенциально неограниченного круга индивидуальных инвесторов. Данный пункт, с одной стороны, вводит ограничение прав эмитентов по размещению ценных бумаг, а с другой стороны - не соответствует положениям статьи 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", то есть при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг права индивидуальных приобретателей (физических лиц) ограничиваются по сравнению с правами, приобретателями которых выступают юридические лица.
Пунктом 2 статьи 7 проекта предоставляется право размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга индивидуальных инвесторов тому юридическому лицу, которое осуществляет хозяйственную деятельность в течение трех и более лет. Данная норма ограничивает не только права акционерных обществ в вопросах, связанных с размещением акций и определенных в главе IV Федерального закона "Об акционерных обществах", но и способствует использованию гражданских прав хозяйствующими субъектами в целях ограничения конкуренции и установлению их доминирующего положения на рынке ценных бумаг.
Правоотношения, указанные в статье 15 проекта, предусматривающей полномочий федерального органа по рынку ценных бумаг по наложению штрафов, согласно принятой законотворческой практики, касающейся унификации и кодификации, не должны являться предметом правового регулирования рассматриваемого проекта. Вопросы административной ответственности в Российской Федерации регулируются Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях". Соответственно положения статьи 15 должны быть внесены отдельным федеральным законом в виде дополнений и изменений в этот Кодекс.
Из положений статьи 21 проекта довольно трудно определить, обязаны ли саморегулируемые организации профессиональных участников создавать компенсационный фонд для возмещения убытков индивидуальным инвесторам или только имеют на это право. Если это является обязанностью саморегулируемой организации, то такое положение не соответствует статье 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которой предусматривается добровольный порядок формирования имущества некоммерческой организации, и статье 29 указанного Закона в той его части, которая относит определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества к компетенции высшего органа некоммерческой организации.
Пунктами 1 и 2 статьи 23 проекта предусматривается создание специального фонда как некоммерческой организации и определяются права индивидуальных инвесторов на получение компенсационных выплат за счет средств этого фонда. Из указанных положений невозможно определить, какие правоотношения возникают между фондом и индивидуальными инвесторами, на каком основании будут производиться компенсационные выплаты индивидуальным инвесторам.
В пункте 3 статьи 23 говорится, "что порядок создания и деятельности фонда, формирования источников для выплаты компенсаций индивидуальным инвесторам устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Бюджетные ассигнования для фонда определяются в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год". Из данной нормы не ясно, каким законным образом государство может принимать участие в создании и деятельности специального фонда как некоммерческой организации и почему оно должно нести гражданско-правовую ответственность за действия третьих лиц. Представляется целесообразным также отметить, что анализируемый пункт в части, касающейся ассигнований из федерального бюджета, не соответствует статье 14 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", поскольку федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих.
Кроме того, название и цели предлагаемого проекта фактически не только не соответствуют его положениям, но и вступают с ними в прямое противоречие. Это выражается в направленности норм проекта на защиту прав только ограниченного круга инвесторов - индивидуальных инвесторов (физических лиц).
В дополнение следует отметить, что большинство норм проекта нашло свое отражение в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" и уже создан определенный правовой механизм регулирования рынка ценных бумаг, в том числе и в области защиты прав участников. На основании изложенного можно сделать вывод о нецелесообразности дальнейшей доработки и принятия проекта федерального закона "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг". Вопросы, отраженные в проекте, должны решаться путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты (Кодекс РСФСР "Об административных правонарушениях", федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "О некоммерческих организациях").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.