Заключение Президента РФ
Досье на проект федерального закона
По проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части использования атомной энергии" (далее следующие замечания и предложения.
1. В пункте 1 статьи 1 проекта предлагается дополнить пункт 5 статьи 24 и статью 30 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях таким видом административного взыскания, как лишение права на ведение работ (выполнение определенных видов деятельности), выдаваемого работникам объектов использования атомной энергии. Такое дополнение, на наш взгляд, не имеет достаточных правовых оснований: во-первых, оно не согласуется с положением и смыслом пункта 5 статьи 24 названного Кодекса, предусматривающего административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного конкретному гражданину, а не работнику в связи с его служебными обязанностями; во-вторых, лишение права на ведение работ в области использования атомной энергии, осуществляемых на основе лицензии, является мерой административного пресечения и применяется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" Госатомнадзором России. Это положение определяет основания для лишения такого права в указанной области.
2. По этим же основаниям считаем необходимым исключить из предлагаемого в пункте 4 статьи 1 проекта текста статьи 88.1 такую меру административного взыскания, как лишение права на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии, а их статьи 1 проекта исключить пункт 78 о дополнении статьи 294 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях новой частью пятой и пункт 9 о дополнении этого Кодекса статьей 296.2.
3. По нашему мнению, размер штрафа, установленный санкцией статьи 88.1, должен быть дифференцирован в зависимости от особенностей привлекаемых к административной ответственности за данный вид правонарушения субъектов; граждан или должностных лиц.
4. Предложение, содержащееся в пункте 5 статьи 1 проекта, дополнить статью 166.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях частью третьей неприемлемо по тем основаниям, что статья 166.1 уже предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий. Таким нарушением может являться непринятие органом исполнительной власти уведомления о проведении массового мероприятия в определенном месте. Предлагаемое дополнение касающееся ограничения места проведения митингов, кроме того, нарушает права граждан, предусмотренные статьей 31 Конституции Российской Федерации.
5. В пункте 7 статьи 1 проекта статью 212 следует изложить в иной редакции. В связи с тем что утверждение системы федеральных органов исполнительной власти не отнесено к компетенции законодателя, предлагаем использовать в статье 212 соответствующую формулировку, содержащуюся в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии".
6. Представляется излишним использовать в проекте слово "федеральные" по отношению к словам "нормы и правила".
7. Предложение авторов проекта, изложенное в пункте 1 статьи 2, дополнить часть третью статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее именуется - УК Российской Федерации), содержащей перечень отягчающих и особо отягчающих обстоятельств, не может быть поддержано, поскольку этот перечень не ограничен и является открытым, следовательно терроризм с посягательством на объекты использования атомной энергии можно отнести к деяниям, повлекшим иные тяжкие последствия, а действия виновных лиц - квалифицировать по части 3 статьи 205 УК Российской Федерации.
8. Также считаем нецелесообразным и предложенное в пункте 2 статьи 2 проекта дополнение к статье 207 УК Российской Федерации, диспозиция которой предусматривает заведомо ложное сообщение не только о готовящихся взрыве, поджоге, но и об иных действиях, создающих опасность для жизни людей. Иные действия могут состоят в ложном сообщении о радиационной обстановке и так далее.
Нельзя согласиться с изложенной в пункте 3 статьи 2 проекта новой редакцией статьи 215 УК Российской Федерации. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 215 УК Российской Федерации, согласно проекту включает в себя действия, связанные с осуществлением работ в области использования атомной энергии, то есть действия, которые уже предусмотрены частью 1 этой же, поэтому нет необходимости считать их отдельным составом преступления. В то же время санкции за деяния, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 215, весьма различны. Так, за нарушение правил ведения работ в области использования атомной энергии, повлекшее смерть человека или радиационное загрязнение окружающей среды (часть 2), предусмотрено лишение свободы на срок от одного года для пяти лет, в то время как за осуществление без специального разрешения работ, не повлекшее за собой каких-либо последствий (часть 1), лишение свободы на срок от трех до шести лет.
Полагаем, что за осуществление работ в области атомной энергии без специального разрешения (лицензии) достаточно административной, а не уголовной ответственности. С предложением авторов проекта можно было бы согласиться, если бы предлагаемый ими состав преступления был сконструирован как "материальный", то есть наряду с деянием предусматривал бы и наступление определенных общественно опасных последствий.
Представляется, что нет необходимости в ужесточении уголовного наказания за совершение правонарушений в области использования атомной энергии и дальнейшей криминализации таких действий. В пояснительной записке отсутствует анализ данных судебно-следственной практики, свидетельствующих о распространенности подобных правонарушений.
На наш взгляд, положения статьи 215 УК Российской Федерации охватывают все случаи деяний в рассматриваемой области и учитывают положения Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
9. Следует исключить из проекта статью 3, поскольку ее положения являются общим правилом.
На основании изложенного считаем, что проект нуждается в существенной доработке и в представленном виде не может быть принят Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.