Заключение Президента РФ на проект федерального закона
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации",
принятого Государственной Думой в первом чтении.
1. Конвенция ООН по морскому праву (статья 56) устанавливает, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет "другие права и обязанности", предусмотренные в Конвенции. В законопроекте же (последний абзац подпункта 5 пункта 1 статьи 5) говорится об осуществлении Российской Федерацией юрисдикции в отношении "других прав и обязанностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации". Таким образом, налицо явное противоречие, которое следовало бы устранить.
2. Статья 6 законопроекта сформулирована не как норма национального закона, а как норма международного права. Механический, без соответствующей адаптации, перенос в законопроект части статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву вряд ли можно считать правомерным.
3. Вызывает сомнение необходимость включения в подпункт 4 статьи 7 законопроекта положения о том, что определение общего допустимого улова живых ресурсов осуществляется с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
Определение общего допустимого улова осуществляется на основе изучения соответствующих запасов и должно иметь научно обоснованный характер. В этом смысле неясно, как будут учитываться указанные предложения.
4. В пункте 3 статьи 8 законопроекта предусматривается, что соответствующие федеральные органы исполнительной власти разрабатывают правила промысла и других видов использования живых ресурсов и общие допустимые уловы живых ресурсов. При этом эти правила утверждаются Правительством Российской Федерации.
Это положение внутренне противоречиво. Во-первых, если указанные правила утверждаются Правительством Российской Федерации, то нет необходимости уточнять в законопроекте, какие органы их разрабатывают. Во-вторых, абсолютно неясно, какой же орган определяет общие допустимые уловы живых ресурсов, так как федеральные органы исполнительной власти их только разрабатывают, а Правительство Российской Федерации утверждает лишь правила промысла и других видов использования живых ресурсов.
5. С учетом того, что условия и порядок выдачи лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17), представляется излишним определять в пункте 1 статьи 17 органы, на которые возлагается выдача такой лицензии.
6. Следовало бы включить в число органов, по согласованию с которыми составляются ежегодные планы проведения морских научных исследований (пункт 2 статьи 18), федеральный орган исполнительной власти по обороне, федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и федеральный орган исполнительной власти по службе безопасности.
7. Положения пункта 2 статьи 21 законопроекта следовало бы уточнить, указав, что в разрешении на проведение морских научных исследований может быть отказано в случае, если информация российского или иностранного заявителя в отношении характера и целей проекта является неточной. Такое уточнение соответствовало бы подпункту "d" пункта 2 статьи 246 Конвенции ООН по морскому праву.
8. Вызывает сомнение обоснованность включения в законопроект, посвященный статусу исключительной экономической зоны, положений, касающихся установления конкретных условий и источников финансового стимулирования работников органов охраны (пункты 2 - 4 статьи 38).
Вопросы распределения средств, поступающих от реализации конфискованных судов, орудий лова, всего незаконно добытого и взыскания штрафов, и использования этих средств должны регулироваться иными нормативными правовыми актами, подготовку которых необходимо осуществлять с учетом того, что затрагиваются вопросы, связанные с федеральным бюджетом.
9. Следовало бы учесть в пункте 3 статьи 39 законопроекта положения статьи 73 Конвенции ООН по морскому праву, предусматривающие, что наказания, налагаемые прибрежным государством, не могут включать тюремное заключение при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном.
10. При доработке проекта федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" необходимо учитывать соответствующие положения Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", а также положения подготавливаемого проекта федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", с тем чтобы избежать противоречий в правовом регулировании.
Кроме того, следует учесть изменения в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти.
11. Учитывая сложный и многогранный характер вопросов, затрагиваемых законопроектом, было бы целесообразно завершить его доработку с привлечением представителей МИДа России, Минсельхозпрода России, МПР России, Госкомэкологии России, Миннауки России, Минобороны России, ФПС России, других соответствующих федеральных органов исполнительной власти, ученых и специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Президента РФ на проект федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", принятого Государственной Думой в первом чтении.
Текст заключения опубликован в "Российской газете" за 7 июля 1998 года.