Заключение Президента РФ на проект федерального закона
"О внесении дополнения в статью 116 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР"
Необходимость дополнительного регулирования, связанного с досрочным прекращением Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, не вызывает сомнений. Однако рассматриваемый проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР", на наш взгляд, не соответствует нормам части 2 статьи 92, статьи 126 и части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации.
Компетенция Верховного Суда Российской Федерации исчерпывающим образом охарактеризована нормами статей 126 и 93 Конституции Российской Федерации. Причем последняя статья дополняет первую путем наделения Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации дополнительными полномочиями в части осуществления института отрешения Президента Российской Федерации от должности. Статья же 92 подобных полномочий Верховному Суду или иному органу государственной власти не предоставляет. Кроме того, нормы части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации определяют форму детализации конституционных положений в части организации судебной власти в Российской Федерации, утверждая, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов (в том числе Верховного Суда Российской Федерации) устанавливаются только федеральным конституционным законом.
Таким образом, наделение Верховного Суда Российской Федерации дополнительными полномочиями помимо названных Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, детализирующим упомянутые здесь и некоторые иные статьи Конституции Российской Федерации (например, статьи 83 и 102), путем принятия только федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации.
Исчерпывающим образом охарактеризована и компетенция Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: право или обязанность обратиться с запросом в Верховный Суд Российской Федерации по поводу наличия или отсутствия стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не содержатся в нормах статей 102 или 103, а равно иных статей Конституции Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Президента РФ на проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР"
Текст заключения опубликован в "Российской газете" за 8 июля 1998 года.