Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Ляпина Н.А, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тумакова ФИО10 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июля 2019 года по административному делу N2а-978/2019 по административному исковому заявлению Тумакова ФИО11 к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, объяснения административного истца Тумакова А.В, его представителя Доброхотовой М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тумаков А.В. (далее по тексту - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара (далее по тексту - административный ответчик) о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование административного иска указано, что Тумакову А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", с расположенным на нем жилым домом, площадью "данные изъяты" кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Тумаков А.В. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании перераспределения земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, в пределах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с видом разрешенного использования "ведение садоводства".
Площадь образуемого земельного участка с условным номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты" кв.м, из которых "данные изъяты" кв.м. занимает находящийся в собственности Тумакова А.В. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", за исключением площади земельного участка "данные изъяты".м.; "данные изъяты" кв.м. - земельный участок, планируемый к перераспределению.
На основании вышеуказанного распоряжения осуществлены кадастровые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Тумаков А.В. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" в заключении вышеозначенного соглашения отказано со ссылкой на возможность образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Железнодорожным районным судом города Самары решением от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Тумакова А.В. удовлетворены, признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты", на Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ТумаковаА.В, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июля 2019 года решение Железнодорожного районного суда Самары от 6 мая 2019 года отменено, в удовлетворении административного искового заявления Тумакова А.В. отказано.
В поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Тумаков А.В. просит апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2019 года отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы указано, что суд апелляционной инстанции пришёл к неверному выводу о возможности сформировать испрашиваемый Тумаковым А.В. земельный участок как самостоятельный без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанций не учтены особенности зонирования территории (Ж-1 граничит с Рзв), нахождение испрашиваемого земельного участка площадью "данные изъяты".м. в охранной зоне линии электропередач, проигнорированы требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 10, 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 24февраля 2009 года N 160, устанавливающего запрет на размещение объектов под линией электропередач, требования пунктов 2.1, 13.1, 13.2 статьи 30 Градостроительного регламента, которыми на образуемом земельном участке предусмотрена возможность размещения объектов недвижимости.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание факт утверждения распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановку вновь образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет после 1 января 2017 года на основании Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения административного истца Тумакова А.В, его представителя Доброхотовой М.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов административного дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель " "данные изъяты"", вид разрешенного использования " "данные изъяты"".
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, категория земель: "данные изъяты" "данные изъяты", в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26апреля 2001 года N 61.
Административным истцом изготовлен межевой план вновь образуемого земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" кв.м. - земельный участок, находящийся в собственности Тумакова А.В, с кадастровым номером N, за исключением площади земельного участка "данные изъяты".м, перераспределяемой в земли, государственная собственность на которые не разграничена; "данные изъяты" кв.м. - земельный участок, планируемый к перераспределению в пользу Тумакова А.В. из земель, государственная собственность на которые не разграничена), который поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N Тумакову А.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0408009:676, находящегося в его собственности, на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), составляет 300 кв.м, в связи с чем испрашиваемый земельный участок возможно образовать как самостоятельный и с учетом требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации приобрести в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Одновременно вышеозначенным распоряжением отменено распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что перераспределяемый земельный участок полностью находится в охранной зоне высоковольтной линии электропередач (6 кВ), что согласно подпункту "б" пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" делает недопустимым строительство жилого дома на испрашиваемом земельном участке, а следовательно, невозможно формирование самостоятельного земельного участка без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании фототаблицы (л.д. 134-139) и заключения кадастрового инженера (л.д. 133) суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что формирование самостоятельного земельного участка и предоставление его в собственность иному лицу приведет к невозможности использования Тумаковым А.В. принадлежащего ему земельного участка.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции указал, что соседство с резервной зоной, обременение спорного земельного участка высоковольтной линией электропередач и канализацией, не исключают формирование самостоятельного земельного участка с разрешенным видом использования (под садоводство), с учетом ограничений в использовании, установленных действующим законодательством. Испрашиваемый земельный участок возможно увеличить до 300 кв.м. и более.
Суд апелляционной инстанции счел необоснованным довод административного истца Тумакова А.М. о том, что его земельный участок не имеет иных подъездов и доступа, кроме как с "адрес", поскольку испрашиваемый земельный участок не является проездом к земельному участку заявителя и данное обстоятельство не может служить препятствием для образования самостоятельного земельного участка.
Исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции указал, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и публичной кадастровой карте (л.д. 136) земельный участок Тумакова А.М. граничит с территорией общего пользования и находится в границе красной линии проезда. Смежные земельные участки с кадастровыми номерами N и N имеют соответствующие подъездные пути. Фактическое использование проезда владельцами смежных земельных участков, вопреки отсутствию законных к тому оснований, не является основанием для организации нового проезда.
Выводы суда апелляционной инстанции, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьёй 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведённых норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре в соответствии с которыми минимальный размер земельного участка для зоны Ж-1, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, составляет 300 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что площадь испрашиваемых к перераспределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, составляет 299 кв. м, однако их площадь, в случае рассмотрения данных земель как самостоятельного земельного участка, с учетом прилегающей территории может быть увеличена и сформирована как самостоятельный земельный участок с целью использования в соответствии с видом, предусмотренным градостроительным регламентом для зоны Ж-1.
Вопреки доводам кассационной жалобы указанные обстоятельства являются в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Поскольку оспариваемое решение Департамента градостроительства городского округа Самара принято в связи с возможностью формирования из испрашиваемой земли самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям о предельных минимальных размерах, предъявляемых к образуемым земельным участкам, суд апелляционной инстанции обоснованно признал законным оспариваемое административным истцом распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 июня 2017 года N 1266-О, согласно которой положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учётом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права.
Таким образом, суд апелляционной инстанций правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят судом апелляционной инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тумакова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.