В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 4 ноября 1998 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.
Отдельные положения Федерального закона не соответствуют нормам законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона предусмотрено дополнить статью 43 Гражданского процессуального кодекса РСФСР нормой, в соответствии с которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Невзирая на то, что внесение подобного дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР вызвано необходимостью заполнить пробел процессуального права, в котором в настоящее время не урегулирован данный вопрос, следует отметить, что реализация этой нормы приведет к невозможности в полной мере обеспечить право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вести свои дела в суде через представителей, в качестве которых в соответствии с гражданским законодательством могут выступать не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и юридические и физические лица.
Статьей 2 Федерального закона предусмотрено дополнить Кодекс законов о труде Российской Федерации новой статьей 97.1, устанавливающей субсидиарную имущественную ответственность собственника имущества предприятий, учреждений и организаций по обязательствам, связанным с выплатой заработной платы и иными выплатами, причитающимися работнику за выполнение трудовых обязанностей, в установленных гражданским законодательством случаях.
Вопросы субсидиарной имущественной ответственности собственников имущества в настоящее время урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и не могут являться предметом регулирования трудового законодательства.
Статьями 3 и 4 Федерального закона предусмотрено дополнить Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" положениями, устанавливающими субсидиарную имущественную ответственность Российской Федерации по обязательствам, связанным с обеспечением военнослужащих всеми видами положенного им довольствия, а также по обязательствам, связанным с выплатой пенсий.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрена государственная гарантия прав военнослужащих. Это предусматривает и обеспечение их всеми видами положенного довольствия. Согласно статье 10 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. В соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация отвечает по своим обязательствам своей казной, состоящей из средств федерального бюджета, а также государственного имущества, принадлежащего Российской Федерации и не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, на основании указанных норм Российская Федерация уже несет полную ответственность по гарантированным ею за счет средств федерального бюджета обязательствам. Следовательно, положение, касающееся возложения на Российскую Федерацию субсидиарной ответственности, лишено правового смысла. Проблема заключается не в отсутствии необходимого правового регулирования рассматриваемого вопроса, а в неисполнении или неправильном исполнении законодательства Российской Федерации заинтересованными лицами. В связи с этим речь должна идти о механизме реализации действующих норм и об ответственности конкретных лиц за их исполнение.
Кроме того, в тексте Федерального закона содержатся юридические неточности, в частности, в его названии и в статье 4 неверно именуется Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 19 ноября 1998 г. N Пр-1525 "Об отклонении проекта федерального закона "О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей""
Текст письма опубликован в "Российской газете" от 1 декабря 1998 г.