Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу законного представителя ООО "Востокфлот" Горбуля Б.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N ТБ-ВТ-01/10/2018/331ВЛ от 1 октября 2018 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 января 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Востокфлот", у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N ТБ-ВТ-01/10/2018/331ВЛ от 1 октября 2018 года ООО "Востокфлот" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 января 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Востокфлот" Горбуля Б.В. без удовлетворения.
Решением судьи Приморского краевого суда от 19 марта 2019 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО "Востокфлот" Горбуля Б.В. без удовлетворения.
В жалобе законный представитель ООО "Востокфлот" Горбуль Б.В. просит вступившие в законную силу постановление и судебные акты отменить, в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ наступает за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона Российской федерации от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 3 статьи 12 указанного Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее Порядок разработки планов).
Согласно пунктам 2, 3, 4 Порядка разработки планов, План обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. Оформляется План в виде тестовых документов с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
Согласно пункту 6 Порядка разработки планов, План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка разработки планов, в течение 30 дней с момента изменения оценки уязвимости, изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств в План вносятся изменения и представляются в компетентный орган на утверждение.
Изменения (дополнения), вносимые в План, рассматриваются в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 6, 7, 8 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что 20 июля 2018 года ООО "Востокфлот" с привлечением ФБУ "Служба морской безопасности" и ООО "Морской бизнес консалтинг" были разработаны и направлены в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) Планы обеспечения транспортной безопасности (изменения) следующих транспортных средств, находящихся на балансе ООО "Востокфлот": нефтеналивное судно "данные изъяты", реестровый номер N, категория N; рефрижераторное судно "данные изъяты" реестровый номер N категория N; рефрижераторное судно "данные изъяты" реестровый номер N, категория N; рефрижераторное судно "данные изъяты", реестровый номер N, категория N; рефрижераторное судно "данные изъяты" реестровый номер N, категория N.
31 августа 2018 года и.о. начальником Управления транспортной безопасности Росморечфлота утверждены заключения об отказе в утверждении изменений в Планы ОТБ всех перечисленных выше транспортных средств в связи с их несоответствием, установленным нормативным правовым документам (постановление Правительства РФ от 16 июля 2016 года N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (далее - Требования), приказ Минтранса России от 11 февраля 2014 года N 34 "Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Порядок).
Основаниями для отказа в утверждении Изменений в Планы ОТБ в заключениях указаны следующие несоответствия Требованиям N 678 и Порядка разработки планов, а также недостатки, допущенные при оформлении данных документов:
1. Сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, указанные в разделе 6 части 2 Изменений, не соответствуют организационной схеме управления силами обеспечения транспортной безопасности (далее - Силы), являющейся приложением к приказу СТИ от 15 мая 2017 года N 7. В приказе указано лицо, руководящее Силами - Генеральный директор, а в текстовой части раздела 6 части 2 сведения о нем отсутствуют.
Работники СТИ, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС обязаны быть аттестованы по соответствующим категориям, утвержденным приказом Минтранса России от 21 августа 2014 года N231.
Указанные в разделе 6.1 части 2 Изменений термины "непосредственное руководство" и "общее руководство" не предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области ОТБ, что не позволяет идентифицировать функциональные обязанности сил ОТБ.
2. Представленная организационная схема управления силами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренная абзацем 3 подпункта 9 пункта 6 Требований требует переработки, так как персонал подразделения транспортной безопасности также является Силами и лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности СТИ ими руководит, а не взаимодействует.
3. Приложения к Изменениям, предусмотренные подпунктом 9 пункта 6 Требований, требуют переработки. Не предоставляется возможность разобраться, какие это документы, либо приложения к приказам СТИ, либо это самостоятельные документы. Нумерация и оглавление приложений отсутствуют.
4. В текстовой части приказов СТИ от 26 февраля 2018 года N 5 "Об установлении границ: критических элементов, зоны транспортной безопасности, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности транспортных средств "данные изъяты" являющегося приложением к Изменениям, установлены конфигурации и границы зоны транспортной безопасности и критические элементы, а в приложении N 2 к этим приказам критические элементы определены. Приказ является основным распорядительным документом и в нем не должно быть информации двоякого толкования.
5. Этапы и сроки реализации плана, указанные в разделе 24 части 2 Изменений не соответствуют подпункту 7 пункта 6 Требований. Данный пункт Требований распространяется на План обеспечения транспортной безопасности грузового транспортного средства валовой вместимостью 500 и более (далее - План) разрабатываемый впервые, а ООО "Востокфлот" представлены Изменения в План.
6. Не выполнен подпункт 5 пункта 4 Порядка. Отсутствует описание помещений, конструктивных, технологических и технических элементов, критических элементов и их границ.
7. В разделах 10.1 и 13 части 2 Изменений указано, что ТС оснащается техническим средствами обеспечения транспортной безопасности, а также, что пункт управления обеспечением транспортной безопасности (далее ПУ ОТБ) "должен функционировать". Данные формулировки могут трактоваться в будущем времени, что противоречит подпункту 7 пункта 6 Требований. Одновременно с этим указано, что функционирование ПУ ОТБ осуществляется одним членом экипажа, однако в Изменениях отсутствуют сведения о нем.
8. В разделах 10.2 и 10.3 части 2 Изменений указаны помещения для дополнительного, повторного досмотра, для размещения работников ПТБ и добровольно сданных предметов и веществ со ссылкой на схему размещения технических средств на ТС в приложениях к Изменениям, однако на схемах они не обозначены.
9. Несоответствие подпунктов 14 и 15 пункта 4 Порядка. Описание пропускного режима для представителей ФОИВ в разделе 9 части 2 Изменений и разделе 1.6 инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимах на ТС, являющейся приложением N 11 к приказу СТИ от 15 мая 2017 года N 7, не соответствует пунктам 13, 14, 15 Требований.
10. В разделе 12 части 2 Изменений невозможно определить, к какому транспортному средству применяется досмотр, либо к судну, либо к автотранспорту.
11. В разделе 10 части 2 Изменений сказано, что на ТС не предусмотрено и не планируется оснащаться инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, что противоречит разделу 13.2, где указаны средства блокировки и замки на дверях и люках ТС.
12. В разделе 13 части 2 Изменений к средствам сигнализации отнесена колоколо-ревунная сигнализация ТС, которая не входит в состав систем и средств обеспечения транспортной безопасности судна.
13. Раздел 13.7 части 2 Изменений о средствах освещения требует переработки.
14. Не выполнен подпункт 13 пункта 4 Порядка. Отсутствуют сведения о местах размещения КПП в текстовой части раздела 16 части 2 Изменений, а схемы ТС в приложениях к Изменениям противоречат друг другу.
15. В текстовой части Изменений много лишней и повторяющейся информации, копирование выдержек нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области ОТБ, что влечет увеличение объема документа.
Факт совершения ООО "Востокфлот" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые получили оценку нижестоящими судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: решениями об отказе в утверждении Изменений, вносимых в Планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств ООО "Востокфлот" от 31 августа 2018 года NN УТБ-2438; УТБ-2439; УТБ-2441; УТБ-2442; протоколом об административном правонарушении N ТБ-ВТ-25/09/2018/331ВЛ от 25 сентября 2018 года, иными доказательствами.
ООО "Востокфлот" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Признавая вину ООО "Востокфлот" в совершенном правонарушении, административный орган и суды исходили из того, что юридическим лицом не были предприняты необходимые и своевременные меры, направленные на недопущение правонарушения, при этом не представлено доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения требований законодательства в силу непредвиденных и непредотвратимых событий и обстоятельств.
Довод жалобы ООО "Востокфлот" о неоднократных отказах уполномоченного органа в утверждении каждый раз изменений, вносимых в Планы ОТБ по новым причинам, не влияет на законность постановленных в рамках настоящего дела решений.
Утверждение заявителя жалобы о том, что срок давности привлечения ООО "Востокфлот" к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ истек, поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 года N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают внесение соответствующих изменений в утвержденные планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств в 6-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления, основано на неверном толковании норм права.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ исчисляется с момента представления в уполномоченный орган результатов соответствующей оценки (пункт 27 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года).
Как установлено из материалов дела, ООО "Востокфлот" провело оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктур, разработанные планы по обеспечению транспортной безопасности объектов морского транспорта 20 июля 2018 года направило в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), которые поступили в уполномоченный государственный орган 1 августа 2018 года (том 2 л.д.115-119).
В связи с неисполнением ООО "Востокфлот" требований Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 года N 678, приказа Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) направило, представленные ООО "Востокфлот", материалы в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.
Согласно представленным материалам 25 сентября 2018 года должностным лицом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в отношении ООО "Востокфлот" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Таким образом, должностным лицом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в протоколе об административном правонарушении N ТБ-ВТ-25/09/2018/331ВЛ от 25 сентября 2018 года правильно указана дата совершения ООО "Востокфлот" правонарушения - 1 августа 2018 года.
Следовательно, представив 1 августа 2018 года в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) для рассмотрения результата оценки уязвимости, проведенной с нарушением требований порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ООО "Востокфлот" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Учитывая, что моментом совершения административного правонарушения в рассматриваемом случае является 1 августа 2018 года и указанное правонарушение не является длящимся, то установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к ответственности к моменту вынесения должностным лицом УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора обжалуемого постановления N ТБ-ВТ-01/10/2018/331ВЛ от 1 октября 2018 года в отношении ООО "Востокфлот", не истёк.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии вины в действиях ООО "Востокфлот" судья Приморского краевого суда обоснованно пришел к выводу, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также изменения в данные планы разрабатываются на основании оценки уязвимости, при их утверждении компетентным органом наряду с соблюдением порядка оценки уязвимости, в том числе подлежит проверке и соблюдение порядка разработки планов или изменений в планы.
Конструкция части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ не исключает привлечение к ответственности только за нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
При таких обстоятельствах ООО "Востокфлот" правомерно привлечено должностным лицом к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Предоставление на утверждение в уполномоченный государственный орган ООО "Востокфлот" 1 августа 2018 года документации по внесению изменений в план обеспечения транспортной безопасности, в которой содержались неверные сведения, вопреки позиции заявителя жалобы, нарушение в рассматриваемом случае порядка разработки плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, образует в действиях субъекта транспортной инфраструктуры - ООО "Востокфлот" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Указанные выводы мотивированы судьями нижестоящих судебных инстанций в обжалуемых решениях и оснований сомневаться в их обоснованности не имеется.
Доказательства, представленные в материалы дела, являлись достаточными для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и установления вины ООО "Востокфлот" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Процессуальные документы по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Востокфлот" составлены уполномоченным должностным лицом согласно требованиям КоАП РФ. Необходимые сведения для правильного разрешения дела в протоколе об административном правонарушении отражены.
Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности соответствует требованиям КоАП РФ. Действия административного органа законны и последовательны.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Постановление должностного лица административного органа вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание ООО "Востокфлот" назначено в пределах санкции части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 КоАП РФ, постановил:
постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N ТБ-ВТ-01/10/2018/331ВЛ от 1 октября 2018 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17 января 2019 года, решение судьи Приморского краевого суда от 19 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Востокфлот" оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Востокфлот" Горбуля Б.В. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.