СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В, судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А, при секретаре Тырышкиной Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе Дубининой Н.Д. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года, по которому
Дубининой Н.Д. в удовлетворении исковых требований к ООО "Сыктывдинская тепловая компания" о признании присоединившимся к Дополнительному соглашению, возложении обязанности выплатить выходное пособие, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, взыскании компенсации морального вреда, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителя ответчика ООО "Сыктывдинская тепловая компания" Размысловой Т.В, судебная коллегия
установила:
Дубинина Н.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО "Сыктывдинская тепловая компания" и с учетом уточнений просила признать ответчика присоединившимся к Дополнительному соглашению о внесении изменений в Отраслевой тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 от 27.02.2018, возложении обязанности выплатить в связи с увольнением по сокращению численности или штатов работников выходное пособие в размере 8-кратного среднего месячного заработка, а также просила взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплат, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и в дополнении к ней истец Дубинина Н.Д. со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истицы, извещенной надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дубинина Н.Д. работала в ООО "Сыктывдинская тепловая компания" в должности... с 06.03.2014.
Приказом N 109-к от 14.08.2018 трудовой договор с Дубининой Н.Д. расторгнут 15.08.2018 на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности (штата) работников организации. При увольнении Дубининой Н.Д. произведены все установленные законодательством выплаты.
Локальными нормативными актами ООО "Сыктывдинская тепловая компания", в том числе Коллективным договором на 2018 - 2020 годы и Положением об оплате труда, дополнительные компенсационные выплаты и денежные вознаграждения при увольнении работников в связи с сокращением численности (штата) работников организации не предусмотрены.
На основании п. 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - ОТС) в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях: работникам, увольняемым из Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере не менее 8-кратного среднего месячного заработка.
В соответствии с п. 1.4 ОТС организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях NN 1, 4, 5 к настоящему Соглашению. На данные организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.
В силу п. 10.4 ОТС после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.02.2017 N 14-4/10/В-835 с официальным предложение Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения, соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком.
Аналогичный порядок предусмотрен при распространении действия оформленных в установленном законом порядке дополнительных соглашений к ОТС, в том числе в части их распространения по письму руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Письмо Минтруда от 03.02.2017 N 14-4/10/В-835 "О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019" опубликовано в "Российской газете" 17.02.2017.
Письмом от 27.02.2017 N 225 ООО "Сыктывдинская тепловая компания" отказалось от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению. Указанный отказ получен Министерством труда и социальной защиты РФ 28.02.2017.
В связи с отсутствием на момент отказа от присоединения в ООО "Сыктывдинская тепловая компания" первичной профсоюзной организации, консультация работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации по вопросу отказа от присоединения к Отраслевому соглашению не проводилась.
Первичная профсоюзная организация ООО "Сыктывдинская тепловая компания" зарегистрирована 23.03.2018.
27.02.2018 между работодателями и работниками Организаций ЖКХ заключено Дополнительное соглашение о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Письмом от 08.06.2018 N 14-4/10/В-4240 Министерство труда и социальной защиты РФ предложило работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении Дополнительного соглашения, присоединиться к нему.
ООО "Сыктывдинская тепловая компания" письмом N 007/4773 от 12.07.2018 отказалось от присоединения к Дополнительному соглашению от 27.02.2018 о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение.
По вопросу отказа от присоединения к Дополнительному соглашению от 27.02.2018 к Отраслевому тарифному соглашению ООО "Сыктывдинская тепловая компания" проведены консультации с первичной профсоюзной организацией, о чем 11.07.2018 составлен протокол.
Обращаясь в суд, Дубинина Н.Д. просила признать ответчика присоединившимся к Дополнительному соглашению от 27.02.2018 к ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
Разрешая спор, суд, установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Дубининой Н.Д.
Статьёй 45 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).
Согласно ст. 46 Трудового кодекса Российской Федерации в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон, в том числе по вопросам гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В силу п.7 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (п.8 ст.48).
При этом принятие Минтрудом России какого-либо письменного решения по результатам рассмотрения поступившего в установленный 30-дневный срок отказа от присоединения к соглашению действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, ответчиком, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в установленном порядке в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ был направлен мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС, а позднее - отказ от присоединения к Дополнительному соглашению от 27.02.2018, и поскольку в силу приведенных положений ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации, механизм распространения действия Отраслевого (межотраслевого) соглашения основан на принципе добровольности, положения Отраслевого тарифного соглашения, а также положения Дополнительного соглашения от 27.02.2018 к ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы к спорным отношениям не применимы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и принял законное и обоснованное решение.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение ответчиком процедуры отказа от присоединения к ОТС со ссылкой на положения ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ввиду отсутствия полномочий лиц, участвовавших в консультациях по вопросу присоединения или отказа от присоединения к Дополнительному соглашению к ОТС от 27.02.2018, основана на неверном применении истцом норм материального права к спорным правоотношениям.
Из материалов дела следует, что при проведении консультаций по вопросу присоединения ООО "Сыктывдинская тепловая компания" к Дополнительному соглашению к ОТС 11.07.2018 от имени работников присутствовал председатель комитета первичной профсоюзной организации Общества ФИО19, а также члены профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Общества ФИО20 и ФИО21, полномочия которых подтверждаются Протоколом N 1 учредительного собрания первичной профсоюзной организации от 21.03.2018. Согласно протоколу, представители работников проголосовали за то, чтобы поручить подписание протокола консультаций председателю Рескома профсоюзов работников ЖКХ РК ФИО22, действующим от имени Республиканского комитета профсоюзов работников ЖКХ РК. ФИО23, подписавший протокол консультаций от имени работодателя, на основании приказа N 275-ОП от 26.06.2018 исполнял обязанности генерального директора АО "Коми тепловая компания", являющейся управляющей организацией ООО "Сыктывдинская тепловая компания" в соответствии с договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Управляющей организации от 28.04.2018.
При этом доводы жалобы об отсутствии кворума при проведении консультаций являются несостоятельными, поскольку процедура проведения таких консультаций действующим законодательством прямо не прописана, как и обязательное присутствие на консультациях всех представителей выборного органа первичной профсоюзной организации.
Кроме того, в силу ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минтруда России, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Документы по отказу от присоединения к Дополнительному соглашению от 27.02.2018, включая протокол проведения консультаций от 11.07.2018, получены Министерством труда и социальной защиты РФ 13.07.2018, руководитель Минтруда России не посчитал необходимым воспользоваться своим правом в рассматриваемой ситуации и пригласить представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о том, что в силу приведенных норм права, у суда отсутствуют полномочия по возложению обязанности на работодателя присоединяться к отраслевым соглашениям, заключаемым на федеральном уровне, в противном случае, принуждение работодателя присоединиться к соглашению будет противоречить принципу свободы заключения договоров и требованиям закона.
Ходатайство Дубининой Н.Д. о приобщении к материалам дела письменных ответов ФИО17 и ФИО18 по вопросу участия в консультации по присоединению к ОТС отклонено судебной коллегией на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку уважительных причин невозможности представления этих документов в суде первой инстанции, не представлено.
Доводы жалобы о том, что документы по отказу от присоединения к Дополнительному соглашению, были направлены работником АО "Коми тепловая компания" Вежовой Н.Н, а доверенность на отправку документов не представлена, не имеют правового значения, поскольку АО "Коми тепловая компания" является управляющей организацией ООО "Сыктывдинская тепловая компания", в свою очередь ООО "Сыктывдинская тепловая компания" подтверждает отказ от присоединения к Дополнительному соглашению.
Доводы жалобы о не рассмотрении судом ходатайства истца об истребовании документов, также не влечет отмены решения суда, поскольку указанные в письменном ходатайстве документы по отказу ответчика от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению и Дополнению к нему были представлены ответчиком во исполнение определения суда о подготовке дела к судебному разбирательства, а отсутствие документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в проведении консультаций по вопросу присоединения ООО "Сыктывдинская тепловая компания" к Дополнительному соглашению от 27.02.2018 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, в силу сказанного выше, на правильность выводов суда об отсутствии оснований для признания ответчика присоединившимся к Дополнительному соглашению о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ от 27.02.2018, не влияют.
Кроме того, неразрешение судом письменного ходатайства истицы в судебном заседании не является безусловным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней не содержат обстоятельств, влекущих отмену решения суда первой инстанции, основанного на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, с учетом дополнений, Дубининой Н.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.