Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Серяпова М.Ю. на решение Видновского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Долговой М.Н. к территориальной избирательной комиссии Ленинского района Московской области (далее - ТИК, ТИК Ленинского района) об отмене решения от 15 ноября 2019 года N о регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения Серяпова М.Ю, его представителя Рыбина А.В, возражения представителей ТИК города Видное Антонова А.А. и ТИК Ленинского района Маркиной В.С, данные в режиме видеоконференцсвязи, объяснения представителя Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Арутюняна Г.А, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пирожниковой Н.А, полагавшей, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением ТИК Ленинского района Московской области от 10 октября 2019 года N назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области на 22 декабря 2019 года, полномочия окружных избирательных комиссией при проведении указанных выборов возложены на ТИК Ленинского района Московской области.
Решением ТИК Ленинского района Московской области от 15 ноября 2019 года N Серяпов М.Ю, выдвинутый избирательным объединением "Московское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - МООПП "КПРФ", зарегистрирован кандидатом в депутаты на предстоящих выборах по одномандатному избирательному округу N.
Решением ТИК Ленинского района Московской области от 1 ноября 2019 года N Долгова М.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу N. Основание регистрации - подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатом.
Считая принятое ТИК Ленинского района Московской области решение о регистрации Серяпова М.Ю. незаконным, Долгова М.Н. обратилась в суд с административным иском о его отмене, ссылаясь на нарушение ее избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов.
В обоснование административных требований Долгова М.Н. указала, что кандидатом Серяповым М.Ю. в ТИК был представлен первый финансовый отчет, оформленный с нарушением Приложения N 5 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 22 июля 2017 года N; также имелись и иные нарушения, препятствующие регистрации, а именно: по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам голосование списком не проводилось; "данные изъяты" голосование делегатов конференции проводилось персонально по каждой кандидатуре, предложенной для выдвижения. Тем не менее, Серяпов М.Ю. был зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Решением Видновского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года, административные требования Долговой М.Н. удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии о регистрации Серяпова М.Ю. кандидатом в депутаты.
В кассационной жалобе, с уточнениями и дополнениями, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 декабря 2019 года через Видновский городской суд Московской области, Серяпов М.Ю, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов. В доводах жалобы указывает на то, что судами неверно определены значимые обстоятельства по делу; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что голосование делегатов конференции МООПП "КПРФ" проходило "данные изъяты" голосованием и списком, уточненные основания административного иска приняты с нарушением части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
На основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 30 октября 2019 года уполномоченный представитель МООПП "КПРФ" представил в ТИК Ленинского района Московской области пакет документов для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по 30 одномандатным избирательным округам, выдвинутого данным избирательным объединением, в том числе заявление Серяпова М.Ю. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу N 2, постановление четвертого этапа 48-й отчетно-выборной конференции МООПП "КПРФ" от 24 октября 2019 года, список кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа, выдвинутых МООПП "КПРФ" по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа, назначенных на 22 декабря 2019 года.
1 ноября 2019 года ТИК Ленинского района Московской области заверила список кандидатов от вышеуказанного избирательного объединения.
Из содержания постановления четвертого этапа отчетно-выборной конференции МООПП "КПРФ" от 24 октября 2019 года, усматривается, что "данные изъяты" голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам списком не проводилось. Фактически "данные изъяты" голосование делегатов конференции проводилось по каждой кандидатуре, предложенной для выдвижения. В постановлении указано о приложении к нему списка кандидатов, однако доказательств, свидетельствующих о том, что он приложен, не имеется.
Удовлетворяя административные исковые требования Долговой М.Н, суд первой инстанции, исходил из того, что избирательным объединением нарушены нормы действующего избирательного законодательства, предусматривающие процедуру выдвижения кандидата, списка кандидатов. Уполномоченным представителем избирательного объединения МООПП "КПРФ" в ТИК Ленинского района Московской области было представлено решение о выдвижении кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатным избирательным округам, оформленное постановлением четвертого этапа отчетно-выборной конференции МООПП "КПРФ" от 24 октября 2019 года, к которому в нарушение пункта 4 части 2 статьи 27 Закона Московской области от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" "данные изъяты" голосование делегатов конференции проводилось персонально по каждой кандидатуре, предложенной для выдвижения, что подтверждается сведениями о результатах "данные изъяты" голосования, приведенными на страницах 12-13 постановления; список кандидатов по одномандатным избирательным округам к постановлению не приложен.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, относительно нарушений по процедуре выдвижения кандидата, списка кандидатов. Вместе с тем указал, что выводы суда первой инстанции о том, что первый финансовый отчет сдан Серяповым М.Ю. в ТИК с нарушением требований части 1 статьи 30, абзаца второго части 2 статьи 49 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", в связи с непредставлением справки соответствующей формы; указанные Серяповым М.Ю. в заявлении сведения о его месте жительства противоречит требованиям подпункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", являются необоснованными. Однако, данные выводы суда не привели к принятию неправильного по существу решения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций.
Статьей 25 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" установлено, что в случае выдвижения кандидатов более чем по одному одномандатному (многомандатному) избирательному округу, более чем одного кандидата в многомандатном избирательном округе избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком; решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются "данные изъяты" голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В соответствии с частью 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов, представляют первый финансовый отчет.
Согласно части 1 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 5, 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов. При этом в силу части 1 статьи 55 указанного Закона кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Порядок, формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией Московской области (часть 2 статьи 49 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области").
Форма финансового отчета приведена в Приложении N 5 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 22 июня 2017 года N 26-234-6.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно подпункта "а" пункта 14.1 указанной статьи, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; в силу подпункта "е" пункта 14.1 - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно части 1 статьи 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", регламентирующей выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, в числе прочего: список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (пункт 1 части 1); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (пункт 6 части 1).
В силу части 2 статьи 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
При этом, согласно пункту 4 части 2 названной статьи, в документе указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги "данные изъяты" голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются "данные изъяты" голосованием.
В соответствии с пунктом 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно подпунктам "в" и "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Учитывая изложенные обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имелись нарушения по процедуре выдвижения кандидата Серяпова М.Ю. (списка кандидатов).
Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно определены значимые обстоятельства: относительно первого финансового отчета, сведений об изменении фамилии кандидата, списка кандидатов, голосования делегатов конференции; а также неправильно применены нормы материального и процессуального права, судебной коллегией не принимаются во внимание. Судом апелляционной инстанцией правовая оценка указанным обстоятельствам дана, результаты оценки изложены и подробно описаны в оспариваемом судебном акте апелляционной инстанции, выводы суда первой инстанции относительно первого финансового отчета на существо судебного акта не влияют, поскольку имелись иные нарушения по процедуре выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (часть 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует и установлено судами, что оспариваемое решение ТИК принято 15 ноября 2019 года; настоящий административный иск подан в суд 25 ноября 2019 года, то есть в установленный срок.
Из поданного в суд административного искового заявления Долговой М.Н, следовало, что требования заявлены не только по основанию того, что первый финансовый отчет сдан Серяповым М.Ю. в ТИК с нарушением требований части 1 статьи 30, абзаца второго части 2 статьи 49 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", но и по иным основаниям, которые в ходе судебного заседания были конкретизированы, в частности, голосование списком не проводилось; "данные изъяты" голосование делегатов конференции проводилось персонально по каждой кандидатуре, предложенной для выдвижения. Данное обстоятельство не свидетельствует о подаче дополнительных оснований по административному иску за пределами срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не содержат предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Видновского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Серяпова М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.