дело N 2а-1194/2019
г. Краснодар |
21 января 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Малаевой В.Г, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу временно исполняющего обязанности руководителя территориального управления Росимущества в Волгоградской области Ефимова Ю.В. на решение Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Советского района Волгограда, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице территориального управления по Волгоградской области по ликвидации несанкционированной свалки, о возложении обязанности организовать проведение ликвидации отходов.
Заслушав доклад судьи Малаевой В.Г, пояснения представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по доверенности Могильного Р.А, поддержавшего доводы жалобы, возражения старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
прокурор Советского района г. Волгограда (далее - прокурор) обратился в Советский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением к администрации Советского района г. Волгограда (далее - администрация), Росимуществу в лице территориального управления по Волгоградской области (далее - теруправление), в котором просил: признать незаконным бездействие администрации, теруправления, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности; признать незаконным бездействие администрации, теруправления, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности; обязать администрацию, теруправление организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, на площади около "данные изъяты" кв. м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м; обязать администрацию, теруправление организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, на площади около "данные изъяты" кв. м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м; указанные мероприятия выполнить в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Советского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера на территории района, в рамках которой установлено, что административными ответчиками не соблюдаются требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов. На территории Советского района г. Волгограда имеется несанкционированная свалка мусора, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно вышеуказанному акту установлено несанкционированное размещение отходов на территории напротив "адрес". Таким образом, администрацией Советского района г. Волгограда не приняты достаточные меры по организации работ по уборке и благоустройству территорий района. Кроме того, организация и осуществление мероприятий по соблюдению правил пожарной безопасности на территории Советского района г. Волгограда является неудовлетворительной, что оказывает негативное влияние на состояние пожарной безопасности, возникновение пожара может привести к гибели или травмированию людей.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года, требования прокурора удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие теруправления, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности.
Признано незаконным бездействие теруправления, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности.
Теруправление обязано организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления, несанкционированно размещенных на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, на площади около "данные изъяты" кв.м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м и на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, на площади около "данные изъяты" кв.м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации по ликвидации несанкционированной свалки, о возложении на неё обязанности организовать проведение ликвидации отходов отказать.
Суд первой инстанции обосновал своё решение следующим. Представленными в дело доказательствами подтверждается факт несанкционированного размещения на спорных земельных участках отходов производства и потребления, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, приведенных нормативных положений (статей 1, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации
от 28 декабря 2001 года N 607-ст, подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"; пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432) о том, что администрация не несет ответственности за благоустройство территории, являющейся федеральной собственностью, и на нее не может быть возложена обязанность по организации ликвидации свалки, расположенной на земельных участках, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований к теруправлению, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, и не принявшему своевременных мер по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на спорном земельном участке.
Поскольку администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, суд первой инстанции признал не подлежащими удовлетворению административные исковые требования прокурора к названному органу.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административного иска прокурора. По его мнению, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Теруправление, не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Советского районного суда г. Волгограда от 4 июня 2019 года, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года, вынести по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований к теруправлению в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы теруправление сослалось на то, что, являясь публичным собственником, оно рассматриваемыми земельными участками не владеет и не пользуется, не является хозяйствующим субъектом, которого можно привлечь к ликвидации несанкционированной свалки в соответствии Правилами благоустройства городского округа Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21 октября 2015 года N 34/1091.
Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 7 Закона N 7-ФЗ, части 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, а также пункта 23 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу статьи 37, пункта 1 статьи 38, статьи 39 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, которая уполномочена осуществлять организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а администрация является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Центрального района Волгограда (решение Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N 40/1252 "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда"). В соответствии с пунктом 2.3.29 решения Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N 40/1252 "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда" администрация района осуществляет, в частности, полномочия по организации мероприятий по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по доверенности Могильного Р.А, поддержавшего доводы жалобы, возражения старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, прокуратурой Советского района г. Волгограда с выходом на место проведено обследование территории, установлено, что западнее "адрес", на площади около "данные изъяты" кв. м несанкционированно размещены отходы производства и потребления (код ФККО: 4 05 183 01 60 5 - отходы упаковочного картона незагрязненные, 4 34 110 02 29 5 - отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные; 4 34 199 01 20 5 - отходы продукции из целлофана незагрязненные; 1 52 110 01 21 5 - отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; 8 00 000 00 00 0 - отходы строительства и ремонта; 8 30 200 01 71 4 - лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий; 9 21 100 00 00 0 - отходы шин, покрышек, камер автомобильных) объемом порядка "данные изъяты" куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве.
Таким образом, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Советского района г. Волгограда имеется несанкционированная свалка мусора.
Несанкционированное размещение на спорных земельных участках отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исходя из объяснений сторон в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций и представленных письменных доказательств, собственник размещенных на земельном участке не установлен.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами N и N, расположенные западнее "адрес", находятся в собственности Российской Федерации. Вид разрешенного использования - под организацию экспериментального хозяйства института, производственное и жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки.
Сведения о том, что указанный земельный участок закреплен за третьими лицами, отсутствуют.
Удовлетворяя требования прокурора о признании незаконным бездействия теруправления и возлагая на него обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки и отказывая в удовлетворении аналогичных требований по отношению к администрации Советского района Волгограда, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Закона N 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Устава города-героя Волгограда решения городской Думы наряду с Уставом города и другими муниципальными правовыми актами образуют систему муниципальных правовых актов Волгограда.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Устава горда-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов (с изменениями на 26 июня 2019 года), администрация Волгограда - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Волгограда, являющаяся одной из структур органов местного самоуправления Волгограда.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 24 Устава города-героя Волгограда к иным полномочиям городской Думы относится утверждение структуры администрации Волгограда по представлению главы Волгограда.
Как указано в пунктах 1, 5 статьи 38 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда и состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации Волгограда, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего структурного подразделения.
Положения об отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделениях (органах) администрации Волгограда, являющихся юридическими лицами, утверждаются городской Думой (пункт 6 статьи 38 Устава города).
Решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 года N 40/1252 утверждено Положение об администрации Советского района Волгограда, в силу пункта 1.1 которого администрация является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Советского района Волгограда (далее - район).
Администрация руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда, муниципальными правовыми актами Волгограда, Положением (пункт 1.2 Положения).
В соответствии с пунктом 2.3.28 (в ред. решения Волгоградской городской Думы от 17 июля 2019 года N 11/264) администрация: участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; обеспечивает создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; обеспечивает согласование мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов.
В силу пункта 2.3.15 Положения об администрации Советского района Волгограда последняя также организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Таким образом, исходя из положений приведенных нормативных актов прямая обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района;по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; по обеспечению согласования мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов, по организации мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории Советского района Волгограда муниципальными правовыми актами Волгограда возложена на администрацию.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 7-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001).
В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Советского района Волгограда, лицо, являющееся собственником отходов в данном случае не установлено, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является администрация Советского района, то последняя является в силу примечания к п. 7.8. ГОСТа 30772-2001 собственником отходов.
Таким образом, исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по делу и приведенных норм законов и подзаконных актов, муниципальных правовых актов Волгограда надлежащим административным ответчиком по данному делу является администрация.
Непринятие мер администрацией к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению.
В свою очередь, суды не приняли во внимание то, что материалы дела не содержат доказательств того, что теруправление как юридическое лицо являлось собственником каких-либо сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых образовались отходы, и что теруправление в Волгоградской области размещало эти отходы производства и потребления на территории спорных земельных участков, в связи с чем в силу статьи 4 Закона N 89-ФЗ за ним могло быть признано право собственности на отходы.
В соответствии со статьей 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Сфера деятельности Росимущества определена в разделе 1 "Общие положения" Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432.
Согласно пункту 1 данного Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Исходя из пункта 4 названного Положения, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Росимущества определены в разделе 2 упомянутого Положения, среди которых отсутствует такое полномочие у Росимущества (в лице Управления), как организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Как установлено подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Таким образом, при принятии судебных актов судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Суды первой и апелляционной инстанций не применили положения указанных муниципальных правовых актов Волгограда, Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", неправильно истолковали нормы Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, регулирующие вопросы управления государственным имуществом, в связи с чем нельзя признать судебные акты судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных актов и в силу части 2 статьи 328 КАС РФ является основанием для отмены судебных актов, суд кассационной инстанции, учитывая, что судами полностью установлены обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что решение и апелляционное определение по настоящему делу в силу пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ следует отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований прокурора в отношении администрации и об отказе в удовлетворении требований прокурора в отношении Росимущества, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330, 331 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 18 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 сентября 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым требования прокурора Советского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Советского района Волгограда, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (в лице территориального управления по Волгоградской области) по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Совесткого района Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности.
Признать незаконным бездействие администрации Совесткого района Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в федеральной собственности.
Обязать администрацию Советского района Волгограда организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N на площади около "данные изъяты" кв. м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м.
Обязать администрацию Советского района Волгограда организовать проведение ликвидации отходов производства и потребления несанкционированно размещенных на территории западнее "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N на площади около "данные изъяты" кв. м, объемом порядка "данные изъяты" куб.м.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Советского района г. Волгограда к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (в лице территориального управления по Волгоградской области) о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.