Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Римского Я.А. и Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баранова Вадима Викторовича на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Баранова Вадима Викторовича к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока о признании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А, объяснения представителя Баранова В.В. - Водяницкой А.А, возражения представителя администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Баранов В.В. обратился в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать отказ Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока N23436-ог от 22 ноября 2018 года в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес" незаконным, обязать ответчика произвести формирование указанного земельного участка не позднее трех месяцев с даты вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес". 6 ноября 2018 года он обратился в администрацию города Владивостока с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом. В ответе от 22 ноября 2018 года администрация города Владивостока отказала, ссылаясь на отсутствие финансирование. Считает данный отказ незаконным, поскольку действующим законодательством обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, по заявлению собственников помещений, возложена на орган государственной власти или органы местного самоуправления, и не зависит от наличия или отсутствия финансирования. Кроме этого, отсутствует обязанность собственников отдельных помещений в многоквартирном жилом доме на обеспечение проведения кадастровых работ.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока от 15 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Баранову В.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Баранова В.В. - Водяницкой А.А. в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и о принятии нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и доказательствам, имеющимся в материалах дела. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия финансирования для целей формирования земельных участков под многоквартирными домами. При этом, административным истцом представлены доказательства, что в Ленинском районе формируются земельные участки в непосредственной близости к спорному земельному участку. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственников отдельных помещений в многоквартирном жилом доме на обеспечение проведения кадастровых работ с целью дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок. Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2019 года кассационная жалоба Борисова В.В, поданная представителем Водяницкой А.А, передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Баранова В.В. - Водяницкой А.А, возражения представителя администрации города Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ) предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Как следует из материалов дела, Баранов В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
6 октября 2017 года, 6 ноября 2018 года Баранов В.В. обращался в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока с заявлениями о формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом 65 по улице Пушкинской в городе Владивостоке.
Письмом Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 22 ноября 2018 года за N 23436-ог Баранову В.В. сообщено, что ранее ему направлялся ответ Управления от 17 октября 2017 года за N 18335-ог, из содержания которого следует, что муниципальным правовым актом от 5 декабря 2016 года N 304-МПА "О бюджете Владивостокского городского округа на 2017 года и плановый период 2018-2019 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории в рамках подпрограммы "Развитие градостроительной и архитектурной деятельности Владивостокского городского округа на 2014-2019 годы"; Управлением заключен муниципальный контракт на разработку документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в районе улицы Добровольского; разработка проектной документации на территорию в районе улицы "адрес" администрацией города Владивостока в указанный период не планируется. И разъяснено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в администрацию города Владивостока с заявлением о подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры за собственный счет.
Согласно представленному в материалы дела перечню обращений о формировании земельных участков под МКД для подготовки документации по планировке территории, в период с 9 сентября 2014 года по 11 января 2019 года поступило 144 обращения, заявление о формировании земельного участка под МКД по "адрес", зарегистрировано под N 61.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу, что ответ Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 22 ноября 2018 года за N 23436-ог не является отказом в проведении работ по подготовке документации по планировке территории в целях образования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом "адрес", поскольку в нем разъяснен альтернативный порядок осуществления таких работ органом местного самоуправления и право заявителя самостоятельно провести такие работы.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, включив заявку административного истца о формировании земельного участка под МКД по улице Пушкинская, 65, в перечень обращений о формировании земельных участков под МКД для подготовки документации по планировке территории, не уклоняется от возложенной на него соответствующей обязанности, а наличие права у административного истца как собственника жилого помещении на формирование земельного участка под многоквартирным домом не предполагает нарушение очередности с превышением лимита выделенных на эти цели бюджетных средств.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Баранова В.В. и его представителя в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие административного истца с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 15 мая 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баранова Вадима Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.