Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Баландиной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-101/2019 по апелляционной жалобе Ефремова Юрия Георгиевича на решение Орловского областного суда от 1 ноября 2019 года, которым административное исковое заявление Ефремова Юрия Георгиевича о признании недействующими пунктов 3 и 4 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года N18/136 "Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области", удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения относительно доводов апелляционной жалобы административного истца Ефремова Ю.Г, его представителя по ордеру адвоката Сазоновой Ю.А, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области по доверенности Текиной О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего решение не подлежащем отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области от 27 сентября 2018 года N18/136 (далее - решение от 27 сентября 2018 года N18/136, Решение) утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидам) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области (далее - Положения). Текст решения размещен 1 октября 2018 года на официальном сайте администрации Свердловского района Орловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.admzmievka.ru, а также на стенде в читальном зале Муниципального казенного учреждения культуры "Свердловская центральная районная библиотека".
Пунктом 3 решения от 27 сентября 2018 года N18/136 предписано произвести перерасчет пенсий за выслугу лет со дня вступления данного решения в силу; заказным письмом уведомить граждан, которым назначена пенсия за выслугу лет, с указанием суммы, подлежащей выплате с учетом изменений, установленных этим решением, в течение 5 календарных дней со дня вступления решения в силу; пунктом 4 Решения определено, что оно вступает в законную силу с момента его официального обнародования и распространяет свое действие на всех лиц, получающих пенсию за выслугу лет.
Ефремов Ю.Г, являясь с 13 октября 2014 года получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальную должность первого заместителя главы администрации Свердловского района Орловской области, обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением с последующим их уточнением о признании недействующими пунктов 3 и 4 решения Свердловского районного Совета народных депутатов от 27 сентября 2018 года N18/136 "Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского района Орловской области" с момента его принятия.
Решением Орловского областного суда от 1 ноября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Пункт 3 решения Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области от 27 сентября 2018 года N18/136 признан не действующим со дня его принятия в части слов "со дня вступления настоящего решения в силу", в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Ефремов Ю.Г. просит решение Орловского областного суда от 1 ноября 2019 года отменить ввиду незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также неверно применены нормы материального права, поскольку обжалуемый им муниципальный правовой акт в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" не был официально опубликован, что свидетельствует о его незаконном действии. Суд не учел, что нарушена процедура введения в действие пункта 4 обжалуемого правового акта, что противоречит разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N50.
Свердловским районным Советом народных депутатов и прокуратурой Орловской области поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает решение суда не подлежащим отмене.
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, что 27 сентября 2018 года Свердловским районным Советом народных депутатов Орловской области принято решение N18/136 "Об утверждении положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим на постоянной основе муниципальные должности Свердловского район Орловской области.
Пунктом 3 названного Решения закреплено - соответствующим структурным подразделениям администрации Свердловского района:
- произвести перерасчет пенсий за выслугу лет со дня вступления данного постановления в силу;
- заказным письмом уведомить граждан, которым назначена пенсия за выслугу лет с указанием суммы, подлежащей выплате с учетом изменений, установленных этим решением, в течение 5 календарных дней со дня вступления в силу приведенного решения.
Пунктом 4 установлено, что настоящее решение вступает в законную силу с момента его официального обнародования и распространяет свое действие на всех лиц, получающих пенсию за выслугу лет.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ закреплено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Исходя из изложенного, Свердловский районный Совет народных депутатов Орловской области уполномочен был принимать решения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих за выслугу лет. Поскольку финансирование данной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то совет депутатов вправе был вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей названного муниципального образования.
Разрешая административные требования истца в части признания пункта 3 решения от 27 сентября 2018 года N18/136 недействующим и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, признавая пункт 3 недействующим со дня его принятия в части со слов "со дня вступления настоящего постановления в силу", суд первой инстанции правильно руководствовался положениями части 1 статьи 23 Закона Орловской области от 9 января 2008 года N736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", частям 3 и 7 статьи 15 Закона Орловской области от 4 июня 2012 года N1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области", подпункта "в" пункта 14 Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии из областного бюджета, право на которое приобретено в соответствии с ранее действовавшим законодательством Орловской области), утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 28 февраля 2011 года N59 и обоснованно исходил из того, что в указанной части оспариваемый пункт противоречит положениям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, предусматривающих перерасчет размера пенсии за выслугу лет с первого числа месяца, следующего за месяцем изменения порядка исчисления пенсии.
Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Уставом Свердловского района Орловской области, утвержденным решением Свердловского районного Совета народных депутатов Орловской области от 22 января 2015 года N43/258, закреплено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование муниципальных правовых актов района осуществляется в районной газете "Сельская новь" и на официальном интернет-сайте администрации района - admzmievka.ru. Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационных стендах, досках объявлений в организациях и учреждениях (части 4 - 7 статьи 48).
Таким образом, правовых оснований для признания пункта 4 решения от 27 сентября 2018 года N18/136 недействующим вследствие противоречия положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, у суда первой инстанции не имелось, поскольку он соответствует вышеприведенным нормативным правовым актам в полной мере и не находится в противоречии с ними.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснил, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции достоверно установлено, что оспариваемое Решение размещено на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - admzmievka.ru, а также текст решения находится в Свердловской центральной районной библиотеке в открытом доступе, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с содержанием муниципального нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах оснований для признания нарушенным порядка опубликования оспариваемого правового акта у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 1 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефремова Юрия Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.