Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Таран И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-303/2019 с апелляционными жалобами Думы Уссурийского городского округа, Администрации Уссурийского городского округа Приморского края на решение Приморского краевого суда от 16 декабря 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Усикова Е.С. о признании частично недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзаца 11 подпункта 1.1 пункта 1 решения Думы Уссурийского городского округа от 24 июля 2018 года N 857-НПА "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N 104 "О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа".
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н, объяснения представителя Администрации Уссурийского городского округа Приморского края Филюк Е.Н, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Усикова Е.С. и его представителя Газимагомедовой Д.С, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N 104 утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа (далее- Правила землепользования и застройки).
Решением Думы Уссурийского городского округа от 24 июля 2018 года N 857-НПА "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района от 30 ноября 2004 года N 104 "О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа" изменены границы территориальной зоны застройки среднеэтажными домами (Ж 3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж 4) в результате уменьшения и введения зоны объектов автомобильного транспорта (ТИ 1), по координатам поворотных точек, для земельного массива, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Сергея Ушакова, д. 35а/1 (абзац 11 подпункта 1.1 пункта 1 указанного решения).
Усиков Е.С. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки недействующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" к территориальной зоне ТИ 1.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного земельного участка, имеющего вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома. Градостроительный регламент для территориальной зоны ТИ 1 исключает возможность использования участка в соответствии с видом разрешенного использования. Также указывает на нарушение процедуры проведения публичных слушаний при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в результате которых была установлена территориальная зона ТИ 1.
Решением Приморского краевого суда от 16 декабря 2019 года административный иск Усикова Е.С. удовлетворен частично, признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац 11 подпункта 1.1 пункта 1 решения Думы Уссурийского городского округа от 24 июля 2018 года N 857-НПА "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года N 104 "О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа" в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N, находящегося примерно в 40 м по направлению на запад от ориентира гаражные боксы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "адрес" территориальной зоны ТИ 1.
В апелляционной жалобе Администрация Уссурийского городского округа Приморского края, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств дела и неприменение закона, подлежащего применению, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Не оспаривания факт нахождения спорного земельного участка, согласно Генеральному плану Уссурийского городского округа, в функциональной зоне - зоне жилой застройки, полагает, что суду следовало исходить из проекта планировки территории, где земельный участок истца указан как существующий земельный участок для размещения объектов хранения автомобильного транспорта. Градостроительным законодательством не закреплен принцип первичности генерального плана городского округа, тогда как проект планировки территории более подробный документ градостроительного регулирования. Суд не учел то обстоятельство, что спорный земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет и предоставлен предыдущему владельцу в соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации для хранения объектов автомобильного транспорта. Полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок проведения публичных слушаний нарушен не был.
Дума Уссурийского городского округа также обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда как незаконное, поскольку решение об изменении территориальной зоны не противоречит требованиям градостроительного законодательства и порядок проведения публичных слушаний нарушен не был.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом, прокурором, участвовавшем в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, статей 7 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение представительным органом местного самоуправления городского округа генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения.
Суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой Уссурийского городского округа соблюдены требования нормативных правовых актов, в части наличия у представительного органа местного самоуправления Уссурийского городского округа полномочий на принятие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта и по этим основаниям не оспаривается.
Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Усиков Е.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 4000+/-22 кв. м, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома.
В соответствии с решением Думы Уссурийского городского округа от 24 июля 2018 года N 857-НПА "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района от 30 ноября 2004 года N 104 "О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа", указанный земельный участок полностью располагается в территориальной зоне объектов автомобильного транспорта (ТИ 1).
Суд первой инстанции, исходя из анализа приведенных норм материального права, сделал правильный вывод, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметров планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану в том числе, в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
В данном случае судом установлено, что Правила землепользования и застройки в части отнесения спорного земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне ТИ 1 не соответствует функциональной зоне - зоне жилой застройки, установленной Генеральным планом Уссурийского городского округа, что подтверждаются картографической картой Генерального плана Уссурийского городского округа.
Данный вывод также основан на анализе заключения специалиста от 3 сентября 2019 года N 56, показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Антосюка А.Г, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части, что соответствует также положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Остальные выводы суда первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела, не привели к принятию неправильного по существу решения.
Ссылка административного ответчика на проект планировки территории судебной коллегией отклоняется, поскольку градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Приморского краевого суда от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы Уссурийского городского округа, Администрации Уссурийского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.