Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 26 июля 2002 г. N 208
Решение коллегии Минюста РФ от 8 июля 2002 г.
"О деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по совершенствованию экономического законодательства"
Коллегия отмечает, что Министерство юстиции Российской Федерации принимает активное участие в реализации права законодательной инициативы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выступая организующим и координирующим звеном законопроектной деятельности среди федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" определены плановые начала законопроектной деятельности. В настоящее время законопроектная деятельность ведется в соответствии с планами подготовки проектов федеральных законов, формируемыми на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Анализ содержания планов подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. и 2002 г. показывает повышение экономической составляющей в российском законодательстве. Так, только Департамент экономического законодательства в указанный период проводил экспертизу более чем 30 процентов законопроектов, рассмотренных в Минюсте России в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации планами. На 2002 год планируется провести юридическую экспертизу 43,7 процентов законопроектов от общего их количества.
Усиление роли Правительства Российской Федерации в законотворческой деятельности привело к увеличению доли правительственных законопроектов экономической сферы, рассмотренных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В период весенней сессии 2000 г. планировались к рассмотрению 33 экономических законопроекта, из них внесенных Правительством Российской Федерации - 15, на осенней сессии 2001 г. - соответственно 44 и 22, а в весеннюю сессию 2002 г. - соответственно 50 и 38.
Активизация законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации вызвала потребность в совершенствовании ее организации. Этим обусловлено принятие постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов". Помимо регламентации участия федеральных органов исполнительной власти в законотворчестве и реализации их полномочий указанный нормативный правовой акт в то же время защищает от попыток блокировать с узковедомственных позиций решение проблем законотворчества в экономической сфере.
В настоящее время Минюстом России совместно с федеральными органами государственной власти продолжается работа по совершенствованию экономического законодательства. К числу наиболее значимых ее направлений следует отнести:
- подготовку глав проекта Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения малого бизнеса, государственной пошлины, экологических платежей;
- разработку пакета нормативных правовых актов, направленных на приведение российского законодательства в соответствие с действующей правовой базой Всемирной торговой организации (ВТО), проекта федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", нового Таможенного кодекса Российской Федерации;
- разработку законов, связанных с реформированием банковской системы, в том числе проекта Банковского кодекса Российской Федерации;
- подготовку проекта федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации" (национализация);
- разработку проектов нормативных правовых актов в развитие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", изменившего концептуальные подходы государства к приватизации - переход от массовой приватизации к приватизации, дающей доходы в бюджет;
- разработку изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования межбюджетных отношений;
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет методическое обеспечение законопроектной деятельности федеральных органов исполнительной власти. В целях совершенствования организации этой деятельности Минюстом России совместно с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации разработаны и утверждены Методические рекомендации по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти.
Эффективная реализация федеральных законов непосредственно обеспечивается подзаконными актами. При этом подготовка указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в ряде случаев также осуществляется в плановом порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2002 г. N 447-р, которым утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Важным компонентом экономического законодательства является массив нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. За пять месяцев 2002 г. на государственную регистрацию поступило 544 акта, из них зарегистрированы 283, признаны не нуждающимися в государственной регистрации 47 актов, 214 актов (т.е. менее половины) не зарегистрированы по тем или иным причинам. С момента введения государственной регистрации (с 15 мая 1992 г.) по настоящее время (май 2002 г.) на государственную регистрацию поступило 7215 ведомственных актов, зарегистрировано 3467 актов.
Структурной составляющей экономического законодательства являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В настоящее время все территориальные органы Минюста России ведут федеральный регистр в электронном виде, в него внесено более 120 тысяч нормативных правовых актов.
Вместе с тем в организации законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации имеются упущения и неиспользованные резервы. Департамент экономического законодательства слабо взаимодействует с другими подразделениями центрального аппарата Минюста России, недостаточно его координирующая роль в работе над законопроектами в экономической сфере.
Отсутствует должный анализ организации законопроектной деятельности в экономической сфере, а также методическое обеспечение работы территориальных органов юстиции с законодательными актами субъектов Российской Федерации в указанной сфере.
Не в полной мере используются возможности привлечения научного потенциала при проведении юридических экспертиз проектов нормативных правовых актов, дополнительного финансирования законопроектной деятельности.
Требуют разрешения проблемы подготовки и закрепления кадров специалистов, занимающихся законопроектной деятельностью, обеспечения необходимой организационной техникой.
В целях улучшения деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по совершенствованию экономического законодательства коллегия решила:
1. Руководителям Минюста России, его структурных подразделений, федеральных управлений по федеральным округам, территориальных органов и учреждений юстиции обеспечить исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование законопроектной деятельности в экономической сфере, дальнейшую активизацию и повышение эффективности участия Минюста России в нормотворческой деятельности.
2. Департаменту экономического законодательства (Л.К.Заудальская) совместно с Управлением конституционного законодательства (Э.А.Нехай), Департаментом социального и гражданского законодательства (П.В.Шахорский), Департаментом регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами (Т.Н.Хомчик) обеспечить координацию и взаимодействие с федеральными экономическими ведомствами на постоянной основе путем согласования планов подготовки нормативных правовых актов, создания при необходимости совместных консультативных органов, формирования межведомственных рабочих групп, взаимного информирования.
3. Департаменту экономического законодательства (Л.К.Заудальская), Департаменту законопроектной деятельности (А.В.Панченко), Управлению конституционного законодательства (Э.А.Нехай), Департаменту социального и гражданского законодательства (П.В.Шахорский) с целью улучшения условий и совершенствования процедуры законопроектной деятельности в срок до 30 октября 2002 г. подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения по оптимизации сроков согласования проектов нормативных правовых актов.
4. Управлению законодательства субъектов Российской Федерации и Федерального регистра (П.А.Высоцкий) совместно с Департаментом экономического законодательства (Л.К.Заудальская):
4.1. До 20 ноября 2002 г. проанализировать состояние законодательства субъектов Российской Федерации в экономической сфере, по результатам при необходимости информировать заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
4.2. До 20 декабря 2002 г. обеспечить разработку и направление в территориальные органы юстиции методических материалов по работе с законодательными и иными нормативными правовыми актами в экономической сфере.
5. Начальникам территориальных органов Минюста России усилить взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в работе по совершенствованию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в экономической сфере и приведению их в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
6. Департаменту материально-технического обеспечения (Г.Б.Лопатин) принять необходимые меры для обеспечения в установленном порядке организационной техникой и служебными кабинетами подразделений центрального аппарата Минюста России, осуществляющих законопроектную деятельность.
7. Контроль за исполнением решения возложить на первого заместителя Министра А.Б.Карлина.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минюста РФ от 26 июля 2002 г. N 208 "Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.