Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 13 ноября 2012 г. N 513
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
20 сентября 2017 г.
Структура
Программа подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Программа) состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень и содержание учебных тем с общей трудоемкостью 40 академических часов, включающих 28 часов тренинга, а также итоговою# аттестацию (собеседование, тестирование), содержание учебных тем, требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20 сентября 2017 г. N 344 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
Учебно-тематический план
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20 сентября 2017 г. N 344 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Перечень и содержание учебных тем
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители. Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители.
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приёма ребёнка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребёнка). Проводится перед изучением темы "Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители".
Понятие обучающе-психологического тренинга и приёмы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.
Содержание, особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи.
Знакомство кандидатов в замещающие родители с группой.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура выявления ребёнка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приёмной семьёй.
Общая характеристика установленных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Тема 2. Представление о потребностях развития ребёнка, переданного на воспитание в семью, и о необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей.
Проблема подбора семьи и ребёнка (чувства кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Потребности развития ребёнка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в принимающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребёнка с учётом условий жизни семьи (удалённость от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов в замещающие родители по воспитанию ребёнка. Необходимость оценки ими имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Тема 3. Особенности развития ребёнка (периодизация нормального развития ребёнка).
Психическое развитие ребёнка в соответствии с периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребёнка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребёнка. Основные сферы развития ребёнка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребёнка.
Тема 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребёнка.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребёнка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребёнка.
Диспропорции развития. Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие.
Дихотомия "жертва - агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребёнка с особыми потребностями развития.
Оценка кандидатом в замещающие родители своей возможности воспитывать ребёнка, пережившего жестокое обращение.
Тема 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребёнка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребёнка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребёнком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Тема 6. Адаптация приёмного ребёнка и замещающей семьи.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приёмного ребёнка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приёмного ребёнка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приёмного ребёнка. Различия в управлении поведением ребёнка, выросшего в семье, и ребёнка, помещённого в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приёмными и родными детьми.
Приёмы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребёнка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребёнка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребёнка (перераспределение ролей, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, знакомство ребёнка с правилами и традициями семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Её реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребёнку, что он приёмный.
Изменение семейной системы после помещения ребёнка в семью и прохождения ребёнком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике "Книга жизни ребёнка" и её составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребёнку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении Книги жизни ребёнка.
Тема 7. "Трудное" поведение приёмного ребёнка, навыки управления "трудным" поведением ребёнка.
Формы "трудного" поведения приёмного ребёнка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребёнка. Эффективность и приемлемость наказаний ребёнка. Критерии оценки методов воспитания ребёнка.
Формирование моральных норм у ребёнка. Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребёнка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание приёмными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Особенности совладающего поведения" (предупреждение суицидального поведения детей, переданных на воспитание в семью).
Тема 8. Обеспечение безопасной среды для воспитания ребёнка в семье и за её пределами. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребёнка по неосторожности. Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни.
Создание безопасных условий для воспитания ребёнка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребёнка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребёнком в замещающей семье, на улице и в общественных местах.
Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни.
Гигиенические требования к уходу за ребёнком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребёнком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребёнка.
Особенности совладающего поведения" (предупреждение суицидального поведения детей, переданных на воспитание в семью).
Тема 9. Особенности полового воспитания приёмного ребёнка. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребёнка. Формирование половой идентичности у ребёнка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приёмы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в замещающей семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребёнка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Защита ребёнка от сексуального насилия.
Тема 10. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребёнка. Родительские и профессиональные роли приёмной семьи.
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование кандидатов в замещающие родители совместно с членами их семей.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребёнку и его влияние на формирование личности и характера ребёнка. Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в замещающие родители и возможность их развития.
Семейная история и её обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в замещающие родители распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в замещающие родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в замещающие родители в настоящее время и её потенциальное влияние на помещение ребёнка в их семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и приёмных детей в семье кандидата в замещающие родители.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Самооценка кандидатов в замещающие родители. Составление Карты семьи.
Роль сотрудничества членов семьи кандидатов в замещающие родители в процессе воспитания ребёнка.
Тема 11. Завершение воспитания ребёнка в замещающей семье.
Отношение замещающей семьи к биологическим родителям и кровным родственникам приёмного ребёнка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (биологические родители и кровные родственники, организация, оказывающая медико-социальную и психолого-педагогическую помощь, приемная семья).
"Прощание" с ребёнком (передача ребёнка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребёнком совершеннолетия и пр.).
Тема 12. Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Основы законодательства Российской Федерации и Чукотского автономного округа об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа к кандидатам в замещающие родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, представляемых кандидатами в замещающие родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приёмным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители. Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребёнка в семье, к уходу за ребёнком в замещающей семье.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций по подготовке замещающих семей.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Поиск и выбор ребёнка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организациями для детей, оставшихся без попечения родителей. Посещение организации для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребёнка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребёнка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
Возмездные виды опеки (попечительства), в том числе приемная и патронатная семья, их различия. Права приёмного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приёмной и патронатной семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребёнка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребёнку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых замещающей семье организацией для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребёнка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребёнка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребёнка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребёнка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приёмными родителями ежегодного отчёта о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребёнка, переданного в замещающую семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребёнка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные её формы.
Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Чукотского автономного округа. Выплаты, осуществляемые на содержание ребёнка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность замещающих родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесённого ребёнком замещающей семье, замещающей семьей - ребёнку, третьими лицами - замещающей семье и ребёнку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Тема 13. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребёнка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей (далее - сопровождающая организация), после устройства ребёнка.
Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с организациями, предоставляющими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь замещающим родителям.
Информирование кандидатов в замещающие родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для замещающих семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Тема 14. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса. В случае прохождения очно-заочной подготовки оценка результатов тестирования.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.
Выявление готовности кандидатов в замещающие родители к приёму ребёнка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приёму детей на воспитание в семью, содержащего рекомендации по количеству, возрасту, особенностям в развитии детей, необходимости предоставления замещающей семье медико-социальной и психолого-педагогической поддержки (составляется совместно с кандидатами в замещающие родители по их желанию).
Требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители, успешно освоивших Программу
1. Кандидаты в замещающие родители, посетившие не менее 80 процентов занятий, предусмотренных Программой, успешно прошедшие курс подготовки, по его завершении должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
2. Кандидаты в замещающие родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей в отношении ребенка, а также в отношении органов опеки и попечительства, сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье; о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей; санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
3. Кандидаты в замещающие родители, успешно прошедшие курс подготовки, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи; быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка; ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям; заботиться о здоровье ребенка; соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5. Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме собеседования (тестирования) в конце всего курса подготовки кандидатов и завершается выдачей свидетельства о прохождении Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.