Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N; N по иску Чукачук ФИО9 к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, признании права на получение социальной выплаты, восстановлении в сводном списке участников программы для получения жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учёт с составом семьи три человека, по кассационной жалобе Чукачук ФИО10 на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Чукачук ФИО11 (далее - Чукачук Ч.Д, истец) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (далее - администрация МО "Кош-Агачский район") о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, признании права на получение социальной выплаты, восстановлении в сводном списке участников программы для получения жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет с составом семьи три человека.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО "Кош-Агачский район" он состоял на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г..N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории "работающие", состав семьи три человека. Постановлением главы администрации МО "Кош-Агачский район" от 6 декабря 2018 г..он исключен из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В качестве основания для отказа указана статья 1 указанного федерального закона и подпункт "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г..N 879. Основанием для исключения его из списка явилось владение супругой ФИО12 С.Л. в период с 19 июня 2006 г..по 16 февраля 2009 г..жилым домом и земельным участком по адресу: "адрес", то есть приобретение жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в период нахождения в очереди. Действовавшая в период с 1 января 2003 г..до 31 декабря 2011 г..редакция статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г..N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривала одно из условий для предоставления субсидии - не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.
Подпункт "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г..N 879 в редакции, действующей в период с 2 января 2003 г..по 3 января 2018 г, предусматривал, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае приобретения жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). Им были соблюдены все условия, предусмотренные действующим законодательством в период, когда его супруга владела недвижимостью.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 24 июля 2019 г. в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 октября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Чукачук Ч.Д. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о причинах неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чукачук Ч.Д. состоял на учете граждан в МО "Кош-Агачский район", изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) с 27 ноября 2001 г, с составом семьи 3 человека: супруга ФИО13 С.Л, сын ФИО14 А.Ж.
Постановлением главы администрации МО "Кош-Агачский район" от 6 декабря 2018 г. N Чукачук Ч.Д. исключен из сводного списка участников программы в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, подпунктом "д" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N (далее - Положение от 10 декабря 2002 ФИО18).
Основанием для снятия Чукачук Ч.Д. с учета послужило то обстоятельство, что член его семьи, супруга - ФИО15 С.Л, ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: "адрес". 19 января 2009 г. ФИО17 С.Л. указанные выше земельный участок и жилой дом продала ФИО16 А.А.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
В силу пункта 20 Положения от 10 декабря 2002 г. N 879 очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Подпунктом "д" пункта 21 Положения от 10 декабря 2002 г. N 879, предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, пунктом 17, подпунктами "и", "д" пункта 21, пунктами 22, 24, 25 Положения, Жилищным кодексом Российской Федерации и исходил из того, что в собственности супруги истца за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принадлежало жилое помещение; приобретение получателем социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат; продажа жилого помещения в г. Горно-Алтайске не может повлечь за собой право истца на получение жилищной субсидии, поскольку им нарушен порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; постановка на учет указанной категории граждан носит заявительный характер, право на получение жилищной субсидии подтверждается ежегодно.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно применены нормы материального права, что суды должны были применить действовавшую в период с 1 января 2003 г. до 31 декабря 2011 г. редакцию статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, не являются основаниями для отмены судебных актов.
Действительно, действовавшая в период с 1 января 2003 г. до 31 декабря 2011 г. редакции статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ предусматривала одно из условий для предоставления субсидии - не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.
Однако федеральный законодатель изменил правовое регулирование и установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Кроме того, законодателем предусмотрено при изменении правового регулирования, что такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания, либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как правильно указано в обжалованных судебных актах, факт приобретения жилья означает исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами Крайнего Севера либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Доводы кассационной жалобы, которые по существу повторяют доводы иска и апелляционной жалобы, были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, признаны ошибочными и получили соответствующую правовую оценку в обжалуемых судебных актах. При этом суды первой и апелляционной инстанции правильно исходили из того, что с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, указанный факт влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение единовременных социальных выплат.
Доводы кассационной жалобы, изложенные в дополнении, о том, что судами не применены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", не являются основаниями для отмены судебных актов, поскольку указанные правила не предусматривают возможность предоставления сертификатов лицам, осуществивших отчуждение жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера. Граждане и члены его семьи вправе осуществлять отчуждение принадлежащих им жилых помещений в районах Крайнего Севера. Поэтому подпункт "з" пункта 5, пункт 15 указанных Правил не подлежат применению в данном случае.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 2 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.