Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-28/2019 по иску администрации Колыванского района Новосибирской области к Снадиной Виктории Сергеевне о возврате социальной выплаты, по кассационной жалобе администрации Колыванского района Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Колыванского района Новосибирской области обратилась с иском к Снадиной Виктории Сергеевне (далее - Снадина В.С, ответчик) о возврате социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований администрация Колыванского района Новосибирской области указала, что 23 мая 2016 г. Министерством сельского хозяйства Новосибирской области Снадиной В.С. предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 971 400 рублей в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий по федеральной программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Снадиной B.C. были нарушены условия участия в данной программе.
В силу пунктов 2.5.1, 2.5.2 договора N получатель социальной выплаты обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Заключить трудовой договор в срок, не превышающий 6 месяцев с другим работодателем в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в случае досрочного расторжения договора.
Трудовой договор со Снадиной B.C. расторгнут 12 июля 2017 г. на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации).
С 12 июля 2017 г. Снадиной B.C. не представлена информация о заключении трудового договора с другим работодателем в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
В соответствии с пп. "а", "б" п.9 Типового положения жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: пригодным для постоянного проживания; обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно акту обследования объекта капитального строительства от 11 декабря 2017 г. объект капитального строительства - жилой дом по адресу: "адрес" не обеспечен системами электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения.
18 января 2018 г. Снадиной B.C. вручена претензия с требованием добровольно, возвратить социальную выплату в размере 971 400 рублей в бюджет Колыванского района Новосибирской области. Однако денежные средства в бюджет района не возвращены.
Администрация Колыванского района Новосибирской области просила суд взыскать со Снадиной B.C. социальную выплату в размере 971 400 рублей.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 13 июня 2019 г. со Снадиной B.C. в бюджет Колыванского района Новосибирской области взыскана социальная выплата в размере 971 400 рублей, государственная пошлина в доход государства в размере 12 914 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г. решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 13 июня 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым администрации Колыванского района Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представителем администрации Колыванского района Новосибирской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г, как незаконного.
На кассационную жалобу Снадиной В.С. принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца администрации Колыванского района Новосибирской области, ответчик Снадина В.С, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Снадин А.С, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство сельского хозяйства Новосибирской области и ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 9 апреля 2014 г. Снадина В.С. состоял в трудовых отношениях с ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", работала начальником отдела кадров, с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок.
25 сентября 2014 г. Снадина В.С. обратилась в администрацию Колыванского района Новосибирской области с заявлением о включении ее с составом семьи из 3 человек (Снадина В.С, Снадин А.С. - муж, С.А.А. - сын) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист" для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома.
Снадина В.С. была включена в список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории Колыванского района Новосибирской области в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
1 июня 2016 г. между администрацией Колыванского района Новосибирской области (администрация), Снадиной В.С. (получатель) и ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница" (работодатель) заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты (далее - договор), предметом которого согласно пункту 1 является условия предоставления получателю социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
В разделе 2 договора определены права, обязанности и ответственность сторон договора.
Так, согласно п. 2.1.1. администрация Колыванского района Новосибирской области обязалась перечислить получателю денежные средства на банковский счет в виде социальной выплаты на строительство жилого дома в размере 971 400 рублей в соответствии со свидетельством N.
Согласно пункту 2.2.1 договора администрация Колыванского района Новосибирской области имеет право истребовать в судебном порядке от получателя средства, в размере предоставленной социальной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора до истечения установленного срока.
Пунктом 2.3 договора установлены обязанности работодателя - ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", а именно: работодатель обязуется трудоустроить получателя в соответствии с уровнем и профилем его образования на срок не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (п.2.3.1), в случае расторжения трудового договора с получателем социальной выплаты, сообщить об этом в письменной форме в администрацию в течение пяти рабочих дней (п.2.3.2).
В свою очередь, получатель социальной выплаты обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п.2.5.1), заключить трудовой договор в срок не превышающий 6 месяцев с другим работодателем в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в случае досрочного расторжения договора. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи обязательства, предусмотренного договором.
7 июня 2016 г. между Снадиной В.С. и администрацией Колыванского района Новосибирской области заключен договор строительства жилья собственными силами, согласно п.1.1 которого получатель социальной выплаты обязался произвести работы по строительству индивидуального жилого дома по адресу: "адрес" а администрация обязалась оплатить работы в пределах средств социальной выплаты на строительство жилья, предоставленной получателю социальной выплаты. Срок выполнения работ не позднее 22 мая 2017 г. (п.1.2). Работа считается выполненной в полном объеме после получения технического паспорта объекта (п.1.3). Сметная стоимость работ составляет 3 698 120 рублей (п.3.1). Размер социальной выплаты в соответствии со свидетельством N составляет 971 400 рублей, в том числе средства федерального бюджета - 245 400 рублей, средства областного бюджета - 726 000 рублей, собственные средства получателя социальной выплаты - 2 726 720 рублей (пункты 3.2, 3.3).
Снадиной В.С. выдано свидетельство N о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 971 400 рублей на строительство жилого дома.
Приказом ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница" от 11 июля 2017 г. г. N Снадина В.С. уволена с работы по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников организации).
17 января 2018 г. администрацией Колыванского района Новосибирской области в адрес Снадиной В.С. направлено уведомление с предложением Снадиной В.С, в связи с неисполнением требований подпунктов "а", "б" п.9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам в течение 30 дней с момента получения уведомления в добровольном порядке возвратить средства социальной выплаты в полном объеме в бюджет Колыванского района Новосибирской области.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Снадина В.С. не исполнила свои обязательства, не выполнила условия федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в связи с чем, с нее подлежат истребованию денежные средства в размере произведенной социальной выплаты.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Снадина B.C. после расторжения трудового договора, в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключила трудовой договор с другим работодателем, не организовала иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности.
Также суд первой инстанции исходил из того, что Снадиной B.C. нарушено условие договора между администрацией Колыванского района и Снадиной B.C. о строительстве жилья собственными силами, согласно которому Снадина B.C. обязана выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома не позднее 22 мая 2017 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе по инициативе работодателя и по причинам, не связанным с нарушением членом молодой семьи норм трудового законодательства, пришел к неправильному выводу о том, что право на социальную выплату Снадиной В.С. утрачено, поскольку она не исполнила свои обязательства, не выполнила условия Программы, в связи с чем, с нее подлежат истребованию денежные средства в размере произведенной социальной выплаты, что является основанием для удовлетворения требований истца.
При этом суд апелляционной инстанции сослался на то, что судом первой инстанции не учтено, что досрочное расторжение трудового договора со Снадиной B.C. имело место по инициативе работодателя - ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", и по причинам, не связанным с нарушением Снадиной B.C. трудового законодательства, а в связи с сокращением штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации), в то время как по условиям трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, заключенного между администрацией Колыванского района Новосибирской области, Снадиной B.C. и ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница" 1 июня 2016 г, ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", как работодатель Снадиной B.C, обязалось трудоустроить Снадину B.C. в соответствии с уровнем и профилем ее образования на срок не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что согласно сведениям ГКУ НСО "Центр занятости населения Колыванского района" 26 июля 2017 г. Снадина B.C. зарегистрирована в ЦЗН Колыванского района в целях поиска подходящей работы, посещала ЦЗН Колыванского района для подбора подходящей работы 3 августа 2017 г, 17 августа 2017 г, 6 сентября 2017 г, 19 сентября 2017 г, 6 октября 2017 г, 13 ноября 2017 г, 15 января 2018 г, 15 мая 2018 г, 14 июня 2018 г, 6 августа 2018 г.
Исследовав и оценив доказательства, в силу полномочий предусмотренных ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что после увольнения 12 июля 2017 г. из ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница" по инициативе работодателя Снадина B.C. по объективным причинам (отсутствие вакантных мест) в течение 6 месяцев не смогла найти на территории Колыванского района Новосибирской области работу на предприятиях агропромышленного комплекса и в учреждениях социальной сферы, в последующий период после увольнения находилась на лечении, а также находилась с ребенком-инвалидом С.А.А, а 20 марта 2019 г. ей так же установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Снадиной B.C. соблюдены условия для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, поскольку работодатель - ГБУЗ НСО "Колыванская центральная районная больница", принявший на себя по условиям заключенного трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, обязанность предоставить получателю этой выплаты работу, обусловленную трудовым договором, ее не исполнил, тем самым практически лишил Снадину B.C. возможности добросовестно исполнять обязательства по названному договору.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что судом первой инстанции не учтено, что согласно выписке ЕГРН жилой дом N по "адрес" в "адрес", площадью 142, 7 кв.м, завершен строительством в 2016 году и его правообладателями являются Снадина B.C, Снадин А.С. и С.А.А, и со Снадиной B.C. заключены договоры энергоснабжения, поставки природного газа, холодного водоснабжения, что свидетельствует о наличии действий, направленных на соблюдение Снадиной B.C. и других условий предоставления субсидии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела. Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к таким выводам, а также доказательства принятые им во внимание, подробно приведены в мотивировочной части оспариваемого апелляционного определения.
В силу пунктов "ж", "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (ч.2 ст.1).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п.1).
В соответствии с пп. "а" п.2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение в п.1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п.2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (п.3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно пп. "а" п.33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под агропромышленным комплексом согласно п.36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем 1 п.42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (пп. "а" п.43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (п. "б" п.43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе члена молодой семьи и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), член молодой семьи, постоянно проживающий в сельской местности при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе по инициативе работодателя и по причинам, не связанным с нарушением членом молодой семьи норм трудового законодательства, и пришел к верному выводу об отказе администрации Колыванского района Новосибирской области в удовлетворении исковых требований о взыскании со Снадиной B.C. социальной выплаты в размере 971 400 рублей.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Колыванского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.