Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника ИФНС России N43 по г.Москве Тюнина О.С. на решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "МПС" - главного бухгалтера Самохиной Э.А., установил:
постановлением заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Постановлением заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Постановлением заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением заместителя руководителя УФНС России по г.Москве от 17 июля 2018 года приведенные постановления заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года оставлены без изменения, жалоба Самохиной Э.А. - без удовлетворения.
Решением судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 10 сентября 2018 года вышеприведенные постановления заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве и решение заместителя руководителя УФНС России по г.Москве оставлены без изменения, жалоба Самохиной Э.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, а также с решениями судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 10 сентября 2018 года, Самохина Э.А. подала на них жалобу в Московский городской суд, решениями судьи которого от 12 ноября 2018 года указанные решения судьи районного суда отменены, дела об административных правонарушениях направлены в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судья Савеловского районного суда г.Москвы определением от 07 декабря 2018 года административные дела по жалобам Самохиной Э.А. на постановления заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года по ч. 6.1 ст.15.25 КоАП РФ, N"***" от 27 июня 2018 года по ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ, N"***" от 27 июня 2018 года по ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, N"***" от 27 июня 2018 года по ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, на решение заместителя руководителя УФНС России по г.Москве от 10 июля 2018 года для совместного рассмотрения объединены в одно производство, делу присвоен номер 12-218\2019.
Решением судьи от 27 мая 2019 года данные акты должностных лиц изменены, должностному лицу ООО "МПС" - главному бухгалтеру Самохиной Э.А. на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено одно административное наказание, в соответствии с санкцией ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
В настоящее время в Московский городской суд данное решение судьи районного суда обжалует заместитель начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюнина О.С, вынесшая оспариваемые постановления по доводам поданной жалобы, согласно которым, правовые основания для объединения дел об административных правонарушениях в отношении Самохиной Э.А. у судьи районного суда не имелось, мотивов этому в оспариваемом судебном акте не приведено; при объединении дел в одно производство и при вынесении решения судьей не учтен тот факт, что административные правонарушения совершены в разные даты, они имеют различные сроки давности привлечения к административной ответственности, вина должностного лица общества по каждому из вмененных ей административных правонарушениях доказана, ее действия образуют объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, каждое из которых является самостоятельным нарушением установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем каждое правонарушение образует самостоятельное основание для привлечения должностного лица общества к административной ответственности, факт совершения которых не оспаривается самим привлекаемым к административной ответственности лицом; судом первой инстанции проигнорированы вступившие в законную силу решения Арбитражного суда г.Москвы от 15 октября 2018 года и от 14 ноября 2018 года, которыми оставлены без изменения постановления должностного лица ИФНС России N43 по г.Москве по тем же обстоятельствам совершения административных правонарушений по ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО "МПС", оставленными без изменения постановлениями Девятого арбитражного суда г.Москвы.
В судебное заседание заместитель начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюнина О.С, будучи извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, доказательств уважительности причин своей неявки не представила, с заявлением об отложении слушания дела не обращалась, представители ИФНС России N43 по г.Москве по доверенностям Третьяков А.В. и Шапошникова Е.А, представитель УФНС России по г.Москве по доверенности Савенков В.И. в полном объеме поддержали доводы поданной жалобы, настаивали на их удовлетворении.
Самохина Э.А. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, ссылаясь на то, что административные правонарушения в отношении нее выявлены в ходе одной проверки, их наличие зафиксировано одним актом проверки, постановления по каждому делу об административном правонарушении и решение вынесены одними и теми же должностными лицами, дела находились в производстве одного судьи районного суда, при этом, нормами КоАП РФ не предусмотрена возможность ухудшения положения привлекаемого к административной ответственности лица, которым штраф в соответствии с оспариваемым судебным актом уже уплачен.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы и письменных объяснений должностного лица административного органа по обстоятельствам дела, выслушав объяснения стороны защиты, представителей административных органов, прихожу к следующему.
Административная ответственность по 6.1 ст.15.25 КоАП РФ наступает за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует пропуск срока представления отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами РФ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В силу пп. 1, 2 ст. 5 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N73-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов; если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 ч. 1, пунктом 9 ч.4 ст. 23 того же Федерального закона от 10 декабря 2003 года N73-ФЗ предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса; в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов.
На основании части 2 статьи 24 и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N73-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение положений вышеназванных норм Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция N 138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в редакции, действовавшей до вступления в силу 01 марта 2018 года Инструкции N 181-И от 16 августа 2017 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", 8.3 и 8.4 которой установлено, что одновременно с заявлением о переоформлении ПС резидент представляет в банк ПС документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС (в случае, установленном пунктом 7.10 настоящей Инструкции, - при их наличии), за исключением случая, установленного пунктом 8.8 настоящей Инструкции; документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов, за исключением случаев, установленных абзацем третьим настоящего пункта, пунктами 7.10 и 8.8 настоящей Инструкции. Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
При изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в абзаце первом пункта 7.10 настоящей Инструкции, документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 настоящей Инструкции (при их наличии), представляются резидентом не позднее сроков, установленных пунктом 6.5 настоящей Инструкции.
Признавая должностное лицо ООО "МПС" Самохину Э.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергая ее административному наказанию в виде административного штрафа, заместитель начальника ИФНС N43 по г..Москве Тюнина О.С. 27 июня 2018 года исходила из того, что в ходе проведения 15 июня 2018 года проверки соблюдения валютного законодательства ООО "МПС" за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании решения заместителя начальника ИФНС N43 по г..Москве от 13 июня 2018 года N"***" должностными лицами административного органа по адресу: г..Москва, Ленинградское шоссе, д.69, корп.1, офис 24, выявлено, что Самохина Э.А, будучи главным бухгалтером общества, обязанная заявление о переоформлении оформленного в Московском банке ПАО Сбербанк паспорта сделки (далее ПС) N"***" от 10 декабря 2015 года, заключенной межу ООО "МПС" и организацией-нерезидентом ООО "Объединенная система моментальных платежей" (Республика Кыргызстан), в связи с изменением стоимости услуг и порядка ее расчета на основании дополнительного соглашения N2 от 01 сентября 2016 года к договору N"***" возмездного оказания услуг от 01 августа 2015 года, и информацию, которая является основанием для внесения указанных изменений, в уполномоченный банк предоставить не позднее 22 сентября 2016 года, в нарушение требований части 2 статьи 24 и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п.8.4 Инструкции N138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, предоставила лишь 29 сентября 2016 года, с нарушением срока на 5 рабочих дней, но не более, чем на
10 дней.
Административная ответственность по ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Признавая должностное лицо ООО "МПС" Самохину Э.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергая ее административному наказанию в виде административного штрафа, заместитель начальника ИФНС N43 по г..Москве Тюнина О.С. 27 июня 2018 года исходила из того, что в ходе проведения 15 июня 2018 года проверки соблюдения валютного законодательства ООО "МПС" за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании решения заместителя начальника ИФНС N43 по г..Москве от 13 июня 2018 года N"***" должностными лицами административного органа по адресу: г..Москва, Ленинградское шоссе, д.69, корп.1, офис 24, выявлено, что Самохина Э.А, будучи главным бухгалтером общества, обязанная заявление о переоформлении оформленного в Московском банке ПАО Сбербанк паспорта сделки (далее ПС) N"***" от 22 декабря 2015 года, заключенной межу ООО "МПС" и организацией-нерезидентом PAY and GO SHPK (Республика Албания), в связи с изменением ежемесячного размера оплаты фиксированного объема услуг на основании дополнительного соглашения б\н от 01 декабря 2016 года к договору возмездного оказания услуг б\н от 10 декабря 2015 года, и информацию, которая является основанием для внесения указанных изменений, в уполномоченный банк предоставить не позднее 22 декабря 2016 года, в нарушение требований части 2 статьи 24 и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п.8.4 Инструкции N138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, предоставила лишь 18 января 2017 года, с нарушением срока на 14 рабочих дней, более чем на десять, но не более чем на
тридцать дней.
По смыслу ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более, чем на тридцать дней, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 3.8 Инструкции Банка России N 138-И от 04 июня 2012 года (в редакции, действовавшей до 01 марта 2018 года) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" определено, что справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 - 3.13 и 3.15 настоящей Инструкции) при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации.
Как усматривается из п остановления заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года, главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей в связи с тем, что справку о валютных операциях на сумму 190 148 рублей, поступивших в валюте РФ на открытый в ПАО Сбербанк г.Москвы счет общества N"***" 17 ноября 2016 года в счет оплаты услуг по технической поддержке по заключенному с организацией-нерезидентом ООО "Объединенная система моментальных платежей" (Республика Кыргызстан) договору N"***" возмездного оказания услуг от 01 августа 2015 года, паспорт сделки N"***" от 10 декабря 2015 года, которая должна быть предоставлена не позднее 08 декабря 2016 года включительно, в нарушение требований части 2 статьи 24 и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п.3.8 Инструкции N138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, предоставила лишь 25 декабря 2017 года, с нарушением срока на 269 рабочих дней.
Согласно п остановлению заместителя начальника ИФНС N43 по г.Москве Тюниной О.С. N"***" от 27 июня 2018 года, главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей в связи с тем, что справку о валютных операциях на сумму 219 537, 50 рублей, поступивших в валюте РФ на открытый в ПАО Сбербанк г.Москвы счет общества N"***" 20 октября 2016 года в счет оплаты услуг по технической поддержке по заключенному с организацией-нерезидентом ООО "Объединенная система моментальных платежей" (Республика Кыргызстан) договору N"***" возмездного оказания услуг от 01 августа 2015 года, паспорт сделки N"***" от 10 декабря 2015 года, которая должна быть предоставлена не позднее 11 ноября 2016 года включительно, в нарушение требований части 2 статьи 24 и статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п.3.8 Инструкции N138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, предоставила лишь 25 декабря 2017 года, с нарушением срока на 278 рабочих дней.
Факт совершения должностным лицом ООО "МПС" - главным бухгалтером Самохина Э.А. указанных административных правонарушений и ее виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, решением заместителя начальника ИФНС N43 по г..Москве от 13 июня 2018 года N"***" о проведении соблюдения ООО "МПС" в ходе осуществления внешнеторговой деятельности в 2016 году валютного законодательства РФ; актом N88 проверки соблюдения валютного законодательства от 16 июня 2018 года, которым зафиксированы выявленные нарушения главным бухгалтером ООО "МПС" Самохиной Э.А. требований п.п.3.8, 8.4 Инструкции N138-И от 04 июня 2012 года "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"; приказом руководителя ООО "МПС" от 01 апреля 2015 года о назначении с 01 апреля 2015 года на должность главного бухгалтера общества Самохину Э.А, которая с ним ознакомлена под расписку 01 апреля 2015 года; должностной инструкцией главного бухгалтера ООО "МПС", с которой Самохина Э.А. ознакомлена, собственноручно расписавшись об этом, и пунктом 10 которой предусмотрена должностная обязанность главного бухгалтера по осуществлению функций контроля за соблюдением требований валютного законодательства РФ; заключенным между ООО "МПС" и организацией-нерезидентом ООО "Объединенная система моментальных платежей" (Республика Кыргызстан) договору N"***" возмездного оказания услуг от 01 августа 2015 года; справками о валютных операциях; справкой о подтверждающих документах по паспорту сделки N"***" от 10 декабря 2015 года; платежными поручениями; оформленным в Московском банке ПАО Сбербанк паспорта сделки N"***" от 10 декабря 2015 года; дополнительным соглашением N2 от 01 сентября 2016 года к договору N"***" возмездного оказания услуг от 01 августа 2015 года;
актом приема-передачи оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг от 01 сентября 2015 года; с ведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в который сведения о ООО "МПС" как о малом предприятии включены 10 августа 2018 года; протоколами об административных правонарушениях от 19 июня 2018 года N"***", N"***", N"***", N"***" в отношении главного бухгалтера ООО "МПС" Самохиной Э.А, в которых подробно изложены события административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, указаны нормы закона и правовых нормативных актов, нарушение которых вменяется должностному лицу общества, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протоколы составлены в присутствии Самохиной Э.А, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколами она ознакомлена, копии их для сведения получила на руки, о чем имеются ее собственноручные подписи, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ИФНС N43 по г.Москве, в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административных правонарушений в ходе проведения проверки, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку в должностные обязанности главного бухгалтера ООО "МПС" Самохиной Э.А. в соответствии с п.10 должностной инструкции, с которой она ознакомлена под расписку, предусмотрена должностная обязанность главного бухгалтера по осуществлению функций контроля за соблюдением требований валютного законодательства РФ, она несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в отношении соблюдения валютного законодательства, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства того, что данным должностным лицом принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения валютного законодательства, что указывает на ее вину.
Самохина Э.А, являясь должностным лицом юридического лица, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае ею сделано не было.
Постановления N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года, N"***" от 27 июня 2018 года, которыми главный бухгалтер ООО "МПС" Самохина Э.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 6.1 ст.15.25 КоАП РФ, ч. 6.2 ст.15.25 КоАП РФ, ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, ч. 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и подвергнута административным наказаниям в виде административных штрафов, содержат описание события правонарушения, ссылки на нормы Законов и нормативных актов, нарушение которых вменяется должностному лицу общества, вынесены уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника ИФНС N43 по г.Москве, с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии привлекаемого к административной ответственности должностного лица, копии постановлений для сведения вручены ей на руки, что подтверждено документально.
В ходе рассмотрения поданных жалоб судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по рассматриваемому делу, что нашло свое отражение в обжалуемом судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно. Если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4 КоАП РФ.
По смыслу абзаца 9 п. 4 указанных разъяснений, высшей судебной инстанции, если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Установив, что все нарушения главным бухгалтером общества Самохиной Э.А. были допущены в результате ее бездействия, выразившегося в несоблюдении установленных сроков представления соответствующих документов по валютным операциям за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, выявлены в одно и тоже время - в ходе проведения 15 июня 2018 года проверки соблюдения валютного законодательства, одним и тем же должностным лицом ИФНС России N43 по г.Москве Шапошниковой Е.А, оформившей 15 июня 2018 года один акт по результатам проверки, рассмотрение возбужденных в отношении названного должностного лица общества данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу ИФНС России N43 по г.Москве - заместителю начальника Тюниной О.С, которой рассмотрены дела с вынесением постановлений по каждому из них, жалобы на которые были рассмотрены 17 июля 2018 года заместителем руководителя УФНС России по г.Москве в одном производстве, с вынесением одного решения, судья районного суда, в производстве которого находились данные дела, счел возможным объединить их в одно производство для совместного рассмотрения, изменив оспариваемые постановления с назначением привлекаемому к административной ответственности лицу одного административного наказания в пределах санкции ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание, с учетом характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, имущественного положения должностного лица общества.
Ссылки в жалобе на то, что судьей районного суда проигнорированы вступившие в законную силу решения Арбитражного суда г.Москвы от 15 октября 2018 года и от 14 ноября 2018 года, которыми оставлены без изменения постановления должностного лица ИФНС России N43 по г.Москве по тем же обстоятельствам совершения административных правонарушений по ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ в отношении ООО "МПС", на постановления Девятого арбитражного суда г.Москвы, которыми указанные решения оставлены без изменения, н е могут служить основанием для отмены решения судьи, поскольку решения судов по иным делам, вынесенным в отношении других лиц, не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного дела.
Учитывая изложенное, тот факт, что жалобы на вышеприведенные постановления заместителем руководителя УФНС России по г.Москве были рассмотрены 17 июля 2018 года в одном производстве, с вынесением одного решения, несмотря на то, что в порядке ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица Самохиной Э.А. соответствующим определением вышестоящим должностным лицом не объединялись, данное решение в настоящее время не обжалуется, судья районного суда, в производстве которого находились данные дела, счел возможным объединить их в одно производство для совместного рассмотрения, что не противоречит действующему законодательству, и что не ухудшает положения привлекаемого к административной ответственности лица, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 6.1, 6.2, 6.3, 6.3 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "МПС" - главного бухгалтера Самохиной Э.А. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ИФНС России N43 по г.Москве Тюниной О.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.