СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А, судей Захваткина И.В, Шерстнёвой А.А, при секретаре Нечаевой Л.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2020 года дело по апелляционной жалобе Лапшин А. Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2019 года, которым исковые требования Лапшин А. Ю. к АО "Коми тепловая компания" о признании отказа от присоединения к дополнительному соглашению о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 27.02.2018 (регистрационный "Номер обезличен" от 29.03.2018) немотивированным; признании распространенным отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 27.02.2018 (регистрационный "Номер обезличен" от 29.03.2018) на АО "Коми тепловая компания" со дня официального опубликования письма Минтруда России от 08.06.2018 N 14-45/10/В-4240 "О присоединении к дополнительному соглашению о внесении изменений в отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы", взыскании невыплаченного выходного пособия, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А, объяснения представителя ответчика АО "Коми тепловая компания" Размысловой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапшин А.Ю. обратился в суд с иском к АО "КТК" о признании отказа от присоединения к дополнительному соглашению о внесении изменений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 27.02.2018 (регистрационный "Номер обезличен" от 29.03.2018) немотивированным; признании распространенным отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы от 27.02.2018 (регистрационный "Номер обезличен" от 29.03.2018) на АО "КТК" со дня официального опубликования письма Минтруда России от 08.06.2018 N 14-45/10/В-4240 "О присоединении к дополнительному соглашению о внесении изменений в отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы", обязании выплатить в связи с увольнением по сокращению недовыплаченную часть выходного пособия в размере 8-кратного среднего месячного заработка в размере... руб, компенсацию за задержку выплат по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсацию морального вреда в размере... руб.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представители ответчика с иском не согласились по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица Профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации АО "КТК" до перерыва в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ при имеющейся явке.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе и в дополнении к ней истец Лапшин А.Ю, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии со ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц, извещённых надлежащим образом. Лапшин А.Ю. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 ст.45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 ст.45 ТК РФ).
В части 2 ст.46 ТК РФ приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч.3 ст.48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (ч.5 ст.48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч.8 ст.48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч.9 ст.48 ТК РФ), т.е. механизм распространения действия такого соглашения основан на принципе добровольности.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2015 N860н утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению.
Судом первой инстанции установлено, что в период с... по... истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком.
Трудовой договор, заключенный между Лапшиным А.Ю. и АО "КТК" расторгнут "Дата обезличена" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности (штата) работников организации) с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
В соответствии со ст.178, ст.318 ТК РФ при увольнении истцу произведена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка -... руб..
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы", в соответствии с подп. "е" п.59 которого предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией организации работодатель выплачивает работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 8-кратного среднего месячного заработка.
Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28 декабря 2016 г, регистрационный N 22/17-18, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru) и опубликовано в газете "Солидарность".
Письмом Минтруда России от 03.02.2017 N 14-4/10/В-835, опубликованном 17.02.2017 в Российской газете, выпуск N 36, предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Письмами от 01.03.2017 "Номер обезличен" и от 16.03.2017 "Номер обезличен" АО "Коми тепловая компания" выразила письменный отказ в присоединении к отраслевому тарифному соглашению, письма поступили в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 03.03.2017 и 17.03.2017 соответственно, к ним приложены протоколы проведения консультаций с профсоюзными организациями АО "КТК".
На федеральном уровне социального партнерства заключено дополнительное соглашение к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее - дополнительное соглашение), которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 29 марта 2018 г, регистрационный N 5/17-19, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Письмом Минтруда России от 08.06.2018 N 14-4/10/В-4240, опубликованном 15.06.2018 в Российской газете, выпуск N 129, предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении дополнительного соглашения, присоединиться к нему. Обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении дополнительного соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к дополнительному соглашению, то дополнительное соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
АО "КТК" после проведения консультаций с профсоюзными организациями письмом "Номер обезличен" от 12.07.2018 отказалось от присоединения к дополнительному соглашению от 27.02.2018 о внесении изменений в ОТС.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ, регулирующими спорные правоотношения, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
При этом суд исходил из того, что ответчик осуществляет деятельность в отрасли, на которую распространяется действие отраслевого соглашения и дополнительного соглашения к нему, однако, поскольку ответчик в установленном ч.8 ст.48 ТК РФ порядке в течение 30 дней после официального опубликования предложения заявил мотивированный письменный отказ, приложив к нему протоколы консультаций с выборными органами первичной профсоюзной организации и первичных профсоюзных организаций, на АО "КТК", как на работодателя, условия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и дополнительного соглашения к отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения распространению не подлежат. Кроме того, дополнительное соглашение к ОТС, мотивированность которого оспаривает истец, не содержит положений, предусматривающих выплату выходного пособия в 8-кратном размере среднего заработка, указанные условия содержатся непосредственно в ОТС, которое истцом не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, считает, что выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что отказ ответчика от присоединения к ОТС и дополнительному соглашению немотивирован были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, как несостоятельные. При этом в решении суда дан подробный анализ доказательств, на основании которого сделан такой вывод и в определении апелляционной инстанции нет необходимости повторять эти обоснования.
Учитывая, что действующим законодательством, устанавливающим порядок присоединения к отраслевым соглашениям, не установлена обязанность работодателя предоставлять совместно с отказом какие-либо финансовые и иные документы, обосновывающие причины отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению, доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии таких документов, судебной коллегией отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком процедуры отказа от присоединения к ОТС со ссылкой на положения ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ввиду отсутствия полномочий лиц, участвовавших в консультациях по вопросу присоединения или отказа от присоединения к Дополнительному соглашению к ОТС от 27.02.2018, основаны на не верном применении истцом норм материального права к спорным правоотношениям.
Факт проведения ответчиком 11.07.2018 консультаций между первичными профсоюзными организациями АО "КТК" и работодателем по вопросу присоединения к дополнительному Соглашению подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспорен.
Из материалов дела следует, что при проведении консультаций по вопросу присоединения АО "КТК" к Дополнительному соглашению к ОТС 11.07.2018 от имени работников присутствовали председатели пяти (из 7) первичных профсоюзных организаций (АО "КТК",...
В протоколе от 11.07.2018 отражено, что от имени работников выступали председатели профсоюзных комитетов указанных первичных организаций и члены профсоюзных комитетов.., направленные в качестве представителей профсоюзным комитетом, также был приглашен председатель Рескома профсоюза работников ЖКХ РК ФИО.
В ходе консультаций представители работников выразили желание присоединиться к Дополнительному соглашению.
11.07.2018 профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации... филиала представил решение профсоюзного комитета по рассматриваемому вопросу, в котором также выразил желание о присоединении.
Профсоюзный комитет... филиала был уведомлен о консультациях, однако своего представителя на консультации не направил, письменного мотивированного мнения также не представил.
По результатам консультаций соглашения между представителями работников и работодателя об отказе от присоединения к Дополнительному соглашению или присоединении к нему достигнуто не было.
Согласно протоколу от 11.07.2018 представители работников проголосовали за то, чтобы поручить подписание протокола консультаций председателю Рескома профсоюзов работников ЖКХ РК ФИО, действующему от имени Республиканского комитета профсоюзов работников ЖКХ РК. Все первичные профсоюзные организации АО "КТК" являются членами Профессионального союза работников ЖКХ РК. ФИО1, подписавший протокол консультаций от имени работодателя, на основании приказа "Номер обезличен"-ОП от 26.06.2018 исполнял обязанности генерального директора АО "Коми тепловая компания".
При этом доводы жалобы об отсутствии кворума при проведении консультаций являются несостоятельными, поскольку процедура проведения таких консультаций действующим законодательством прямо не прописана, как и обязательное присутствие на консультациях всех представителей выборного органа первичной профсоюзной организации.
Кроме того, в соответствии с ч.9 ст.48 ТК РФ в случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минтруда России, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Документы по отказу от присоединения к Дополнительному соглашению от 27.02.2018, включая протокол проведения консультаций от 11.07.2018, получены Министерством труда и социальной защиты РФ 13.07.2018, руководитель Минтруда России не посчитал необходимым воспользоваться своим правом в рассматриваемой ситуации и пригласить представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций.
Также отклоняются судебной коллегией доводы дополнительной апелляционной жалобы истца о том, что отказ ответчика от присоединения к Дополнительному соглашению является не мотивированным со ссылкой на п.10.8 ОТС, поскольку, как уже указывалось ранее, порядок присоединения (отказа от присоединения) к федеральному отраслевому соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении, прописан в ст.48 Трудового кодекса РФ, которая, устанавливая порядок присоединения к отраслевому соглашению, указывает на необходимость представления одновременно с письменным мотивированным отказом работодателя от присоединения к отраслевому соглашению протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, а не представление обязательного согласия указанного органа. То есть для соблюдения процедуры отказа от присоединения работодателю достаточно провести консультации с профсоюзным органом, зафиксировав разногласия в протоколе, и направить указанный протокол в Минтруд России.
Следует отметить, что истцом оспаривается отказ ответчика от присоединения к Дополнительному соглашению, отказ ответчика от присоединения к ОТС не оспорен.
Таким образом, действие отраслевого соглашения и дополнительного соглашения на общество не распространяется, так как организация в установленном трудовым законодательством порядке к ним не присоединилась.
Ссылка апеллянта на письмо первичной профсоюзной организации Усть-Цилемского филиала АО "КТК" от 22.11.2019 не является обстоятельством, влекущим отмену решения суда, поскольку в нем председатель профкома ФИО2. обосновывает причины, по которым он отказался подписывать протокол от 17.02.2017.
В силу приведенных норм права, у суда отсутствуют полномочия по возложению обязанности на работодателя присоединяться к отраслевым соглашениям, заключаемым на федеральном уровне, в противном случае, принуждение работодателя присоединиться к соглашению будет противоречить принципу свободы заключения договоров и требованиям закона.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования суда первой инстанции и нашедшей правильную оценку в решении суда.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, так как они основаны субъективной оценке фактических обстоятельств дела и собранных по делу доказательств.
При изложенных обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лапшина А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.