Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к региональной целевой программе
"Предупреждение и борьба с
заболеваниями социального характера
в Чукотском автономном округе
на 2007-2011 годы"
Подпрограмма
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии" региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Чукотском автономном округе на 2007-2011 годы"
18 декабря 2008 г., 22 октября 2009 г.
г. Анадырь
2007 год
Законом Чукотского автономного округа от 22 октября 2009 г. N 117-ОЗ в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Паспорт
подпрограммы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии" региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Чукотском автономном округе на 2007-2011 годы"
Наименование Подпрограммы |
- |
региональная целевая подпрограмма "Профилактика и лечение артериальной гипертонии" региональной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Чукотском автономном округе на 2007-2011 годы" (далее - Подпрограмма) |
Основание для разработки Подпрограммы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"; решение Правительства Чукотского автономного округа об утверждении перечня региональных целевых программ на краткосрочный и среднесрочный период (протокол заседания Правительства Чукотского автономного округа от 26 июля 2007 года N 9) |
Государственный заказчик Подпрограммы |
- |
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа |
Цель Подпрограммы |
- |
комплексное решение проблем профилактики артериальной гипертонии у населения Чукотского автономного округа |
Задачи Подпрограммы |
- |
снижение уровня заболеваемости гипертонической болезнью; снижение уровня инвалидности и смертности от осложнений артериальной гипертонии |
Сроки реализации Подпрограммы |
- |
2007-2011 годы |
Перечень основных мероприятий Подпрограммы |
- |
поддержание информационно- пропагандистской системы с целью ранней профилактики артериальной гипертонии (создание теле- и радиопередач, материалов санитарно-просветительской направленности); организация и проведение массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, включая детей и подростков (в образовательных учреждениях), оказание консультативной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи; разработка, внедрение на территории Чукотского автономного округа системы мониторинга артериальной гипертонии |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
- |
всего средств окружного бюджета по Подпрограмме - 1 900,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 600,0 тыс. рублей; 2008 год - 500,0 тыс. рублей; 2009 год - 0,0 тыс. рублей; 2010 год - 300,0 тыс. рублей; 2011 год - 500,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- |
снижение уровня инвалидности и смертности от осложнений артериальной гипертонии на 12-15% |
Система организации контроля над исполнением Подпрограммы |
- |
текущий контроль осуществляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, итоговый и ежеквартальный контроль осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в Российской Федерации в целом и в Чукотском автономном округе, в частности, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.
Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя, по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. таких больных, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией. На территории Чукотского автономного округа рост заболеваемости гипертонической болезни за последние годы произошел в 1,8 раза, цереброваскулярными болезнями в 2,2 раза.
В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56%. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней - основных осложнений артериальной гипертонии - приходится соответственно 46,9% и 37,6%. В Чукотском автономном округе показатель смертности от болезней системы кровообращения составляет 337,3 на 100 тыс. населения.
Борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую можно только на государственном уровне.
Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и в лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.
Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, целью которой были бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактика заболеваний, приводят к тому, что более 80% больных артериальной гипертонией не выявляются.
Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современному уровню медицинской помощи, оказываемой кардиологическим больным, в первую очередь больным артериальной гипертонией, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков для медицинских работников и педагогов школ. Сложившаяся за последние годы эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в таких странах, как США, Канада, Финляндия, произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а в результате активизации деятельности по предупреждению возникновения новых случаев заболевания. В 1960-1970 годах в этих странах на общегосударственном уровне начали проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголем, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом и другими факторами.
Среди населения Чукотского автономного округа аналогичные факторы риска распространены очень широко, и соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний.
Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий лечебно-профилактических учреждений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной и региональной целевых программ.
Чтобы добиться эффективных результатов, необходимо прежде всего сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасности артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о здоровом образе жизни и рекомендации по искоренению вредных привычек.
При разработке Подпрограммы учитывались рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с артериальной гипертонией, предложения федеральных органов исполнительной власти.
Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация мероприятий Подпрограммы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.
II. Цели и задачи подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;
создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;
совершенствование подготовки медицинских кадров в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
2007 - 2011 годы.
iV. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий имеет три основных направления, соответствующих приоритетным целям Подпрограммы, в частности:
поддержание информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактики артериальной гипертонии (создание теле- и радиопередач, материалов санитарно-просветительской направленности);
организация и проведение массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, включая детей и подростков (в образовательных учреждениях), оказание консультативной, профилактической, лечебной и реабилитационной помощи;
разработка, внедрение на территории Чукотского автономного округа системы мониторинга артериальной гипертонии.
Перечень мероприятий Подпрограммы с указанием объемов и источников финансирования с распределением по годам и этапам реализации мероприятий, исполнителя указан в приложении к настоящей Подпрограмме.
Законом Чукотского автономного округа от 22 октября 2009 г. N 117-ОЗ в раздел V настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
V. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств окружного бюджета.
Объем финансирования Подпрограммы на 2007-2011 годы - 1 900,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 год - 600,00 тыс. рублей;
2008 год - 500,00 тыс. рублей;
2009 год - 0,00 тыс. рублей;
2010 год - 300,0 тыс. рублей.
Реализация и финансирование Подпрограммы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению к настоящей Подпрограмме.
Объемы финансирования мероприятий Подпрограммы могут быть изменены путем внесения изменений в настоящий Закон.
VI. Механизм реализации подпрограммы
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа заключает договоры по реализации мероприятий Подпрограммы с непосредственными исполнителями мероприятий Подпрограммы, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
К участию в Подпрограмме привлекаются федеральные учреждения здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения Чукотского автономного округа, научно-исследовательские и общественные организации.
В ходе реализации Подпрограммы Департамент социальной политики Чукотского автономного округа обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет контроль над ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.
Государственный заказчик Подпрограммы ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из окружного бюджета для финансирования нужд Подпрограммы и в установленном порядке представляет их в соответствующие инстанции.
Законом Чукотского автономного округа от 18 декабря 2008 г. N 170-ОЗ наименование раздела VII настоящей Подпрограммы изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Подпрограммы
Текущий контроль осуществляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, итоговый и ежеквартальный контроль осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
VIII. Оценка эффективности реализации подпрограммы
N п/п |
Оценка эффективности |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
На 1000 взрослого населения | |||||
1. |
Снижение заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5 |
2. |
Снижение заболеваемости населения ишемической болезнью |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
На 100 тыс. населения | |||||
3. |
Снижение смертности от инфаркта миокарда |
31,0 |
30,4 |
29,8 |
29,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.