Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Чукотского автономного
округа "Об утверждении региональной целевой
программы "Обеспечение жильем молодых семей
в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы"
Региональная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы"
16 октября 2007 г., 6 июня, 18 декабря 2008 г., 1 октября 2009 г., 20 октября 2010 г.
г. Анадырь
2006 год
Законом Чукотского автономного округа от 20 октября 2010 г. N 81-ОЗ в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Паспорт региональной целевой Программы
"Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы"
Наименование Программы |
- региональная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" - Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" - Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 2 июня 2006 года N 179-рп "О разработке региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы |
- Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа |
Цель и задачи Программы |
- целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Чукотском автономном округе. Основными задачами Программы являются: - улучшение жилищных условий молодых семей в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; - нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы; - создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей; - отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей Программы; - внедрение в широкую практику системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2007 - 2010 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; - оказание за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья; - привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования составляет 8 641,3 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета всего - 1 955,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 - 643,0 тыс. рублей; 2008 - 591,3 тыс. рублей; 2009 - 503,9 тыс. рублей; 2010 - 217,1 тыс. рублей; за счет средств окружного бюджета всего - 6 686,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 - 2 000,0 тыс. рублей; 2008 - 1765,1 тыс. рублей; 2009 - 1 547,7 тыс. рублей; 2010 - 1 373,2 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- создание эффективной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - увеличение рождаемости в Чукотском автономном округе; - улучшение жилищных условий не менее 26 молодых семей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 2 июня 2006 N 179-рп "О разработке региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007-2010 годы" во исполнение подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Учет демографических показателей является важнейшим фактором при формировании государственной политики экономического развития страны. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется сокращением численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. По экспертным оценкам, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году.
Тенденция снижения численности населения, характерная для России в целом, прослеживается и на территории Чукотского автономного округа. Если в 2000 году численность населения Чукотского автономного округа составляла 68,2 тыс. человек, то в 2005 году - 53 тыс. человек.
Основной причиной постоянного уменьшения численности населения являются миграционные процессы. Причем, если до 2001 года причиной значительного оттока населения за пределы Чукотского автономного округа была крайне неблагоприятная экономическая ситуация, то, начиная с 2002 года, основная причина оттока населения из территории - программа переселения в климатически благоприятные зоны страны. Соответственно изменился и состав выезжающих граждан из региона. До 2001 года, в основном, Чукотку покидали молодые, трудоспособные люди, имеющие хорошие перспективы трудоустройства и социальной адаптации в центральных районах России. Начиная с 2002 года, регион стали покидать в основном пенсионеры, инвалиды, ветераны, проработавшие в районах Крайнего Севера значительную часть своей жизни и в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях", имевшие право на внеочередное предоставление жилья. Следует отметить, что темпы миграции в 2005 году заметно снизились по сравнению с 2004 годом.
Вместе с тем, отмечается заметное улучшение некоторых демографических показателей, что подтверждается ростом показателя естественного прироста населения за 3 года в 18 раз (с 0,2 до 3,6). Уровень смертности в 2005 году составил 11,8, а уровень рождаемости - 15,4.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения путем формирования соответствующей политики государства. Репродуктивную функцию выполняют в основном молодые семьи, поскольку согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
В результате проводимых в стране социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают квартиру или проживают в общежитии.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации Чукотского автономного округа необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2007 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1987-1990 годов, то есть поколение самой высокой численности за прошедший период.
На территории Чукотского автономного округа предпринимались меры по созданию системы улучшения жилищных условий молодых семей.
К настоящему времени функционирующие ранее механизмы не сохранились, и на текущий момент в Чукотском автономном округе нет сложившихся устойчивых экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем. На настоящее время в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Чукотском автономном округе значится около 260 молодых семей.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи, данная задача поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа и организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Чукотском автономном округе.
Основными задачами Программы являются:
1) улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Программы;
2) нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
3) создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей;
4) отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей Программы;
5) внедрение в широкую практику системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.
III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2007-2010 годы.
Законом Чукотского автономного округа от 16 октября 2007 г. N 98-ОЗ в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий подразделяется на мероприятия по двум основным направлениям:
1) нормативно-правовое и методическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе:
а) разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
2) организационное обеспечение реализации Программы, включая практическую деятельность по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе:
а) оказание за счет средств окружного бюджета государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;
б) привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.
Перечень программных мероприятий по реализации Программы установлен согласно приложению к настоящей Программе.
Законом Чукотского автономного округа от 20 октября 2010 г. N 81-ОЗ в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета.
Общий объем финансирования составляет 8 641,3 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета всего - 1 955,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 - 643,0 тыс. рублей;
2008 - 591,3 тыс. рублей;
2009 - 503,9 тыс. рублей;
2010 - 217,1 тыс. рублей;
за счет средств окружного бюджета всего - 6 686,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2007 - 2 000,0 тыс. рублей;
2008 - 1 765,1 тыс. рублей;
2009 - 1 547,7 тыс. рублей;
2010 - 1 373,2 тыс. рублей.
В случае отсутствия достаточного количества средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий Программы возможно финансирование мероприятий Программы за счет средств окружного бюджета в пределах утвержденных объемов финансирования Программы на соответствующий год.
При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы средства местных бюджетов.
Законом Чукотского автономного округа от 20 октября 2010 г. N 81-ОЗ в раздел VI настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Государственным заказчиком с участием заинтересованных органов местного самоуправления.
Выполнение мероприятий Программы, не предусматривающих финансирование из окружного бюджета, и связанных с реализацией функций органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляется данными органами в пределах средств, предусмотренных на их содержание.
Основной формой государственной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий в рамках реализации Программы является предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Чукотского автономного округа.
Средства федерального бюджета, передаваемые окружному бюджету в порядке межбюджетных отношений для реализации Программы, используются для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Распределение средств федерального бюджета, передаваемых окружному бюджету в порядке межбюджетных отношений для реализации Программы, и средств окружного бюджета между муниципальными образованиями, участвующими в реализации Программы, осуществляется на основании утвержденного списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по Чукотскому автономному округу в соответствующем году и утверждается распоряжением Правительства Чукотского автономного округа.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Координация выполнения мероприятий Программы осуществляется Управлением экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа ежеквартально представляет в Правительство Чукотского автономного округа отчет о ходе реализации Программы.
Законом Чукотского автономного округа от 20 октября 2010 г. N 81-ОЗ в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономические последствия реализации Программы и оценка эффективности успешной реализации всех намеченных мероприятий Программы позволяют обеспечить государственной поддержкой на приобретение (строительство) жилья не менее 26 молодых семей в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, а также способствовать в долгосрочной перспективе решению жилищных вопросов молодых семей без существенного участия государства.
Количественные показатели Программы в разрезе годов представлены в таблице:
Наименование направления |
Всего, семей |
в том числе по годам |
|||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья |
26 |
8 |
7 |
6 |
5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.