Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 7 августа 2001 г. N 67
"О региональной целевой программе "Подготовка кадров с высшим и средним
профессиональным образованием для отраслей экономики Чукотского
автономного округа на 2001-2005 годы"
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11 декабря 2001 г. N 173 настоящее постановление считать утратившим силу с 1 января 2002 года
В целях обеспечения различных отраслей экономики Чукотского автономного округа высококвалифицированными специалистами
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Подготовка кадров с высшим и средним профессиональным образованием для отраслей экономики Чукотского автономного округа на 2001-2005 годы".
2. Департаменту экономики (Троцинская С.В.), Департаменту финансов (Цыганков С.Е.):
2.1. При формировании окружного бюджета на 2001 г. и последующие годы предусматривать выделения бюджетных ассигнований на реализацию программы.
2.2. В связи с предполагаемым увеличением средств, выделяемых из окружного бюджета на реализацию программы, с 8,5 млн. рублей до 14,0 млн. рублей подготовить законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Чукотского автономного округа "Об окружном бюджете на 2001г.", предусматривающий выделение дополнительных ассигнований на указанные цели.
3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Губернатора автономного округа Золотархва В.М.
И.О. Губернатора
Чукотского автономного округа |
А.Городилов |
г.Анадырь
7 августа 2001 г.
N 67
Региональная целевая программа
"Подготовка кадров с высшим и средним профессиональным образованием для отраслей
экономики Чукотского автономного округа на (2001-2005 годы)"
(утв.постановлением Губернатора Чукотского автономного округа
от 6 августа 2001 г. N 67)
Паспорт региональной целевой программы
"Подготовка кадров с высшим и средним профессиональным образованием
для отраслей экономики Чукотского автономного округа" (2001-2005 годы)
Наименование Программы - "Подготовка кадров с высшим и средним
профессиональным образованием для отраслей
экономики Чукотского автономного округа"
(2001-2005 годы)
Наименование округа Чукотский автономный округ
Дата и номер решения об - Постановление Губернатора Чукотского автономного
утверждении Программы округа от N
Основание для разработки - Постановление Правительства РФ от 28.02.1995г. N
Программы 203 "Об утверждении Временного положения о
стипендиальном обеспечении и других формах
социальной поддержки студентов образовательных
учреждений высшего и среднего профессионального
образования"
- Постановление Правительства РФ от
19.09.1995г. N 942 "О целевой контрактной подготовке
специалистов с высшим и средним профессиональном
образованием"
- Постановление Минтруда и Госкомвуза РФ
от 27 декабря 1995 г.N 73/7 "О типовых контрактах
между студентом и учебным заведением высшего
(среднего) профессионального образования,
студентом и работодателем, заключаемых в рамках
целевой контрактной подготовки специалистов с
высшим и средним профессиональным образованием"
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный закон "О высшем и
послевузовском образовании"
- Постановление Губернатора Чукотского
автономного округа от 21.05.1998г. N 77 "О
региональной программе подготовки кадров на
1998-2000 годы"
- "Порядок приема в государственные
образовательные учрежде-
ния высшего профессионального образования
(высшие учебные заведения)Российской Федерации,
учреждхнные федеральными органами исполнительной
власти" Утверждхн приказом Минобразования
России от 24.02.98 N 500, с изменениями и
дополнениями, утверждхнными приказом Минобразования
России от 16.03.99 N 640, с дополнением,
утверждхнным приказом Минобразования России от
01.06.2000 N 1627
- Распоряжение Администрации Чукотского АО от
15.02.1999г. N 30-рз "О социальной защите
студентов, направленных на контрактное обучение от
Чукотского автономного округа в вузы РФ"
- Постановление Губернатора Чукотского АО от
25.02.2000г.N 42 "О подготовке управленческих
кадров для исполнительных органов государственной
власти Чукотского автономного округа"
- Постановление Губернатора Чукотского АО от
21.03.2000г.N 63 "О внесении изменений и
дополнений в региональную программу "Подготовка
кадров на 1998-2000 г."
- Распоряжение Администрации Чукотского АО от
03.08.2000г.
N 177-рз "О контрактной подготовке кадров для
управления ФСБ РФ по Чукотскому автономному
округу"
Государственный заказчик - Правительство Чукотского автономного округа
Программы
Разработчик Программы - Главное управление образования Чукотского АО
Цель Программы - Подготовка кадров для отраслей экономики
Чукотского АО,
социальная защита молодежи из малообеспеченных
семей
Сроки реализации - 2001 - 2005 годы
Программы
Исполнители мероприятий - Главное управление образования Чукотского АО
Программы - Главное управление здравоохранения Чукотского АО
- Главное управление культуры и искусства
Чукотского АО
Объхмы и источники - 76,0 млн. руб. за счет средств окружного
финансирования Программы бюджета
Ожидаемые конечные - Обеспечение предприятий, организаций, учреждений
результаты реализации округа
Программы квалифицированными специалистами
- повышение качества образовательных услуг
- доступность среднего профессионального и высшего
образования для жителей округа
I. Анализ реализации программы подготовки кадров для округа за 1995-2000 гг.
Программа подготовки кадров была разработана в целях обеспечения Чукотского АО квалифицированными специалистами с высшим и средним профессиональным образованием.
Подготовка таких специалистов ведется за пределами округа (в г.г. Хабаровск, Москва, Санкт- Петербург, Чебоксары), а также на территории Чукотского АО.
За 1995-2000 годы, обучаясь на контрактной основе, получили высшее и среднее профессиональное образование более 100 человек.
Большая часть их (73%) трудоустроена в округе.
На 1 октября 2000г. в высших и средних профессиональных учебных заведениях, заключив контракты с Департаментом образования и науки, обучается 646 человек.
Подготовка специалистов ведется по 55 специальностям в 58 высших и средних профессиональных учебных заведениях страны.
Большое число студентов учится в 10 высших учебных заведениях, что облегчает процесс контроля их успеваемости и связи с администрациями вузов. В Москве это Московский институт молодежи, Российский университет дружбы народов, в Санкт-Петербурге - Государственная инженерно-экономическая академия, Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Российский государственный педагогический университет, Государственная Полярная академия, в Хабаровске - Дальневосточный государственный медицинский университет, Дальневосточная академия государственной службы, Хабаровская государственная академия физической культуры, кроме этого - 92 человека учится в г. Чебоксары (Чувашский государственный университет).
Рассматривая состояние дел с подготовкой специалистов, нельзя не сказать о некоторой односторонности подготовки. До 70% от общего числа студентов приходится на тех, кто получает образование по экономическим, правоведческим, медицинским специальностям.
Здесь сказался не совсем правильный подход к отбору кандидатов в районах. Большая часть выпускников школ направлялась не на те специальности, которые необходимы району и округу в целом, а на те, которые удовлетворяют потребности самих абитуриентов, и эта тенденция сохраняется по сей день.
В то же время явно недостаточно готовится специалистов для сельского хозяйства округа: ветеринаров (2 чел.), зоотехников (2 чел), охотоведов (4 чел.), экологов (1 чел), не готовятся специалисты для энергетического комплекса округа, связи и ряда других отраслей.
За 1998-2000 годы Департаментом образования и науки были заключены договоры с вузами о целевой подготовке по многим из недостающих округу специальностям.
В 2000г. Департамент образования добился выделения 57 целевых мест (в 1999г. -37). В настоящее время ведется работа по получению большего количества целевых мест для абитуриентов округа.
Программа, помимо своей непосредственной задачи - насыщения округа специалистами, - решает ещх и важную социальную задачу, давая возможность детям из малообеспеченных семей получить высшее или среднее профессиональное образование. Среди студентов - контрактников таких около 50%.
Но, как показывает практика, заключать договоры на оплату обучения целесообразнее со студентами по окончании ими первого курса по результатам их учебы, а также со студентами - заочниками.
Договор должен быть трехсторонним: Департамент (оплата обучения) - студент - предприятие (гарантия трудоустройства, проезда). Одновременно должен быть заключен договор поручительства между Департаментом образования и науки и одним из родителей студента о возмещении средств, затраченных за время обучения студента, в случае его отчисления из учебного заведения или неприбытия к месту работы.
Для многих выпускников школ округа очень важным остается вопрос сдачи экзаменов без выезда за пределы округа.
За 1998-2000 годы более 50 вузов Российской Федерации разрешили прием вступительных экзаменов в г. Анадыре. Благодаря деятельности Межвузовской приемной комиссии около 400 выпускников школ округа за последние три года поступили и учатся в различных высших учебных заведениях страны.
С 2002 г. окружная прихмная комиссия будет осуществлять прихм вступительных экзаменов только на целевые и бюджетные места.
Для увеличения гарантий поступления в высшие учебные заведения необходимо вводить централизованное тестирование выпускников средних школ.
Затраты окружного бюджета за 1995-2000г. составили 33337.1 тыс. руб.:
1995г. - 2118.6 тыс. руб.
1996г. - 5009,4 тыс. руб.
1997г. - 4880,9 тыс. руб.
1998г. - 5878,2 тыс. руб.
1999г. - 7450,0 тыс. руб.
2000г. - 8000.0 тыс. руб.
Серьезная работа была проведена Департаментом образования за 1996-2000 годы в плане открытия новых учебных заведений в округе.
1996г. - открыт филиал Санкт-Петербургского экономического колледжа.
1999г. - два филиала вузов:
Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии и Санкт-Петербургского государственного технического университета.
В п. Угольные Копи действует филиал негосударственного высшего учебного заведения - Санкт-Петербургского института управления и экономики. Кроме этих учебных заведений в округе действуют: Анадырское педагогическое училище и открытые в 1995 году Анадырское медицинское училище и Национальный колледж искусств.
Ведется работа по открытию и лицензированию филиалов средних и высших учебных заведений в г.г. Певеке и Билибино.
Несмотря на платность образования в открытых филиалах, имеются сотни желающих обучаться в них.
Востребованность средних профессиональных и высших учебных заведений доказывает увеличивающийся ежегодно прием.
В 2000 году состоялся первый выпуск специалистов (109 человек), получивших высшее образование в филиалах высших учебных заведений на территории округа.
Перечисленные выше филиалы и учебные заведения способны решить кадровую проблему по специальностям экономического, управленческого, педагогического и культурного направлений, обеспечить округ средним медицинским персоналом.
II. Цели и задачи реализации Программы
Главная цель программы - осуществление государственной политики в области подготовки кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях для отраслей экономики Чукотского автономного округа, как на территории Чукотского автономного округа, таки и за его приделами.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализация законов Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании";
повышение качества образовательных услуг;
обеспечение выбора учебных профессиональных заведений и специальностей;
создание гибкой системы подготовки кадров;
координацию деятельности всех заинтересованных департаментов, учреждений, организаций, объединение сил и средств для выполнения программы;
подготовку нормативной базы, обеспечивающей закрепление кадров для различных отраслей экономики Чукотского автономного округа;
создание правовых и экономических гарантий доступности высшего и среднего профессионального образования для жителей округа.
совершенствование контрактной системы подготовки специалистов со средним профессиональным и высшим образованием для отраслей экономики округа;
социальная защита студентов, обучающихся в рамках программы;
III. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы:
материальная поддержка молодежи в виде оплаты обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях;
анализ потребностей учреждений, предприятий и организаций округа в кадрах;
введение новых специальностей в существующих учебных заведениях, исходя из потребностей округа в специалистах;
создание университетского комплекса в г. Анадыре;
заключение договоров с учебными заведениями Российской Федерации на целевую подготовку кадров для округа;
формирование приемной комиссии для сдачи абитуриентами вступительных испытаний без выезда за пределы округа на целевые и бюджетные места;
осуществление регулярной связи с администрациями учебных заведений и студентами во время их обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях;
подготовка специалистов с высшим образованием за пределами округа с полной или частичной оплатой обучения по педагогическим, медицинским, сельскохозяйственным, техническим специальностям, в том числе для жилищно-коммунального хозяйства округа, специальностям культуры и искусства, экономики и управления, связи и информационной безопасности, по естественно -научным и гуманитарно-социальным специальностям;
подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на территории округа по следующим специальностям с полной или частичной оплатой обучения:
- менеджмент, финансы, государственное и муниципальное управление, земельно-имущественные отношения, налоги и налогообложение, организация перевозок и управление движением на транспорте, правоведение, право и организация социального обеспечения, экономика, бухгалтерский учет и контроль, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
- без оплаты обучения:
преподавание в начальных классах с дополнительной специальностью, лечебное дело (фельдшер), сестринское дело (медсестра), стоматология ортопедическая (зубной техник), библиотечное дело, музыкальное исполнительство (по видам инструментов) в детской школе искусств (по видам искусств), декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, хореографическое искусство;
изобразительное искусство,
- социально-культурная деятельность,
- подготовка специалистов по рабочим специальностям на территории округа:
электрогазосварщик,
электромонтер, машинист двигателей внутреннего сгорания, слесарь-сантехник, водитель, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, машинист бульдозера.
Количество специалистов по перечисленным профилям определяется департаментом экономики ежегодно, исходя из потребностей отраслей экономики округа.
Информация по количеству специалистов, которых необходимо подготовить на перспективу, передахтся в главное управление образования ежегодно к 10 января.
IV. Порядок заключения и расторжения контракта
В течение учебного года представители предприятий (учреждений, организаций) проводят профориентационную работу среди выпускников школ с целью подбора абитуриентов на нужные специальности. Администрации предприятий по результатам отбора выдают выпускникам школ направления на учебу по требуемым специальностям.
При успешной сдаче вступительных экзаменов заключается трехсторонний договор: главное управление образования (оплата обучения или целевого взноса) - студент (учеба в вузе, отработка на предприятии в течение 5 лет) - предприятие (гарантия трудоустройства, оплата проезда к месту работы). Одновременно должен быть заключен договор поручительства между Главным управление образования и одним из родителей (попечителем) студента о возмещении средств, затраченных за время обучения студента, в случае его отчисления из учебного заведения или неприбытия к месту работы.
Договор с конкретным вузом на оплату обучения студента заключает главное управление образования.
Размер оплаты обучения (полная, частичная) и прочие условия (стипендия, оплата проживания в общежитии) определяются, исходя из материального положения семьи на основании справок о составе семьи и зарплате родителей.
При условии необходимости специальности для округа контракт заключается со студентами из числа:
сирот и оставшихся без попечения родителей;
инвалидов 1 и 2 групп, которым не противопоказано обучение по соответствующей специальности;
окончивших школу с золотой и серебряной медалью или с красным дипломом средние профессиональные учебные заведения;
инвалидов и ветеранов боевых действий;
граждан, уволенных в запас с военной службы и поступающих в учебные заведения по рекомендации командира (начальника);
пострадавших от техногенных или природных катастроф;
занявших 1 место на окружных предметных олимпиадах;
имеющих среднее профессиональное образование или начальное профессиональное образование в соответствии с выбранной специальностью или стаж работы не менее одного года
V. Контроль и отчетность по выполнению Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Государственный заказчик Программы - Правительство Чукотского автономного округа - на основании ежеквартальной отчетности Главного управления образования Чукотского автономного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.