Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 10 июня 2003 г. N 173
Подпрограмма
"Педагогика саморазвития"
Региональной целевой Программы
"Развитие образования
Чукотского автономного округа"
на 2002 - 2004 годы
Паспорт
Подпрограммы "Педагогика саморазвития в системе дошкольного образования Чукотского
автономного округа" региональной целевой программы
"Развитие образования Чукотского автономного округа" на 2002-2004 годы
Наименование Чукотский автономный округ
округа
Наименование подпрограмма "Педагогика саморазвития"
подпрограммы региональной целевой программы "Развитие
образования Чукотского автономного округа" на
2002-2004 годы
Дата и номер постановление Правительства Чукотского автономного
Решения об округа от 11.12.2001 N 173
утверждении
подпрограммы
Основание для - Закон Российской Федерации "Об образовании";
разработки - Федеральный закон "Об утверждении Федеральной
подпрограммы программы развития образования";
- Письмо Министерства образования Российской
Федерации от 02.06.1998 N 89/34-16 "О реализации
права дошкольных образовательных учреждений на
выбор программ и педагогических технологий";
- Типовое положение об образовательном учреждении
для детей дошкольного и младшего школьного
возраста, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N
1204;
- Типовое положение о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.07.1995
N 677
Заказчик Правительство Чукотского автономного округа
подпрограммы
Основной разработчик Департамент социальной политики Чукотского
подпрограммы автономного округа
Цель подпрограммы Повышение эффективности воспитания детей в детских
образовательных учреждениях
Сроки реализации 2002-2004 годы
подпрограммы
Исполнитель Главное управление образования Департамента
мероприятий социальной политики Чукотского автономного округа
подпрограммы
Объемы и источники 7,25 млн. рублей за счет средств окружного
финансирования бюджета, в том числе по годам:
подпрограммы 2002 год - 1,35 млн. рублей,
2003 год - 1,75 млн. рублей,
2004 год - 4,15 млн. рублей
Ожидаемые конечные Повышение эффективности воспитания детей в
результаты дошкольных образовательных учреждениях автономного
реализации округа (самостоятельность, здоровье).
подпрограммы
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программными методами
Раннее детство - очень важный, ключевой период в жизни человека. Если с ребенком обращаться без учета особенностей этого возраста либо неверно истолковывать эти особенности, его развитие происходит неоптимальным образом:
- дошкольное образование идет в определенном отрыве от житейской практики, бытовые навыки ребенок осваивает, как правило, самостоятельно (нередко в дискомфортной ситуации - под нажимом взрослых), а учебные - вне соответствия с индивидуальными особенностями. Ребенок вырастает неумелым и не любит трудиться;
- интеллектуальное развитие идет в "усредненном" режиме, без учета индивидуальных особенностей, а становление психики происходит практически стихийно, зачастую в неблагоприятных условиях. Ребенок обретает отклонения в нервно-психическом развитии и демонстрирует более низкий интеллектуальный уровень, чем мог бы;
- среда и режим существования ребенка ломают его природу, он учится только подчиняться и в результате оказывается, менее самостоятелен (подсознательно боится ошибиться);
- в действующих педагогических технологиях недостаточное внимание уделяется физическому развитию, что сковывает ребенка, подрывает его здоровье. Ребенок вырастает больным.
Из всего вышесказанного вырастает проблема: происходит необратимое угасание возможностей эффективного развития личности.
Необходимость безотлагательного решения этой проблемы на территории Чукотского автономного округа дополнительно обусловлена следующими факторами:
1. Сегодня время требует от растущего человека мобилизации всех его ресурсов, иначе ему не удастся занять достойное место в жизни;
2. Чукотка, как регион с экстремальными факторами среды обитания, отнимает у человека очень много сил для выживания;
3. Этнонациональная специфика коренного населения Чукотки (в особенности алкогольная зависимость родителей, сказывающаяся на потомках) обуславливает появление на свет значительного числа детей с ограниченными интеллектуальными и психическими возможностями.
4. Недостаточный уровень квалификации педагогических кадров, прежде всего на селе (в частности, сложность получения и повышения педагогической квалификации), тормозит возможности дошкольного образования даже интеллектуально полноценных детей, так как применяемые сегодня методики рассчитаны на группу в целом, дают очень мало возможностей для индивидуализации процесса образования и воспитания. В результате потенциально сильные дети у слабых воспитателей и в окружении детей с ограниченными возможностями начинают также отставать в развитии.
5. Негативный эффект неоптимального дошкольного обучения/воспитания не компенсируется на школьных ступенях образования. То, что упущено в дошкольном детстве, практически невозможно наверстать.
2. Цели и задачи Подпрограммы
Основной целью подпрограммы "Педагогика саморазвития" (далее - Подпрограмма) является повышение эффективности воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Чукотского автономного округа посредством применения апробированных педагогических технологий, получивших признание на международном уровне (т.н. методика Марии Монтессори или педагогика саморазвития).
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- повышение самостоятельности выпускников дошкольных образовательных учреждений;
- укрепление их здоровья;
- коррекция задержки психического развития у детей, чьи отклонения обусловлены не органическими поражениями, а социальной депривацией, т.е. неблагоприятными условиями воспитания;
- развитие у детей комплекса полезных навыков, дающих возможность легче справляться с учебными и бытовыми трудностями.
3. Основные направления реализации Подпрограммы
Подпрограммой предусматривается:
- осуществление мер, направленных на внедрение новых форм работы с детьми дошкольного возраста;
- повышение квалификации педагогов системы дошкольного образования в работе с детьми, в том числе с одаренными, а также с имеющими ограниченные умственные, физические и психические возможности;
- формирование программы подготовки и переподготовки кадров для дошкольных учреждений различного типа (система основного и дополнительного дошкольного образования);
- обучение руководителей системы дошкольного образования работе в режиме социального партнерства, привлечение ресурсов из внебюджетных источников, в том числе на грантовой основе из международных благотворительных фондов.
4. Стоимость Подпрограммы, источники финансирования
Подпрограмма является частью региональной целевой программы "Развитие образования Чукотского автономного округа" на 2002- 2004 годы; для ее реализации требуются как средства окружного бюджета, так и внебюджетные источники, в том числе ресурсы международных благотворительных фондов.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Разработчики и исполнители подпрограммы содействуют обеспечению выполнения мероприятий в пределах установленного финансирования и используют средства муниципальных бюджетов и внебюджетные источники по согласованию с ними.
Общий объем финансирования на 2002 - 2004 годы составляет 7,25 млн. рублей, в том числе:
2002 год - 1,35 млн. рублей,
2003 год - 1,75 млн. рублей,
2004 год - 4,15 млн. рублей.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит:
- помочь детям дошкольного возраста стать самостоятельными, трудолюбивыми;
- детям с особенностями в развитии дать шанс на достижение максимума своих возможностей;
- укрепить физическое и психическое здоровье детей.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых органом, уполномоченным Правительством Чукотского автономного округа как заказчиком, со всеми исполнителями мероприятий Подпрограммы.
Заказчик взаимодействует с исполнителями мероприятий по направлениям, привлекает для их финансирования внебюджетные источники, оказывает консультативную помощь организациям - исполнителям мероприятий Подпрограммы.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование следующих рабочих документов:
постановления по реализации мероприятий Подпрограммы;
перечня работ по подготовке и проведению мероприятий Подпрограммы с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования; договоров и соглашений с исполнителями мероприятий Подпрограммы.
7. Организация управления Подпрограммой
и контроля над ее реализацией
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Правительство Чукотского автономного округа в качестве заказчика. Заказчик Подпрограммы с учетом выделяемых на ее реализацию средств уточняет показатели и затраты по мероприятиям Подпрограммы, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.
Руководителем Подпрограммы является Департамент социальной политики Чукотского автономного округа. Контроль за выполнением Подпрограммы осуществляет Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за выполнением Подпрограммы включает:
- ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;
- контроль за рациональным использованием финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы;
- контроль за сроками выполнения договоров, контрактов, соглашений;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Текущая информация, ежеквартальные доклады о ходе выполнения Подпрограммы и об использовании средств федерального, окружного и муниципальных бюджетов предоставляются исполнителями Подпрограммы в установленном порядке.
8. Основные этапы реализации Подпрограммы
2002 год:
Январь-март: проведение ознакомительного семинара по педагогике саморазвития в г. Анадыре; выезд педагогов Чукотского автономного округа (7 человек) на Аляску для знакомства с опытом работы по методике М. Монтессори; составление сметы на переоборудование помещений, заказ материалов, приобретение монтессори-материалов, доставка, оборудование помещений с размещением монтессори-материалов;
апрель-май: проведение специалистами Международного Монтессори-центра практических занятий с детьми как форма обучения работников методического центра педагогики саморазвития Чукотского автономного округа (на базе окружного образовательного учреждения);
июнь-август: работа с детьми педагогов из окружного образовательного учреждения и методического центра педагогики саморазвития Чукотского автономного округа под наблюдением специалистов Международного Монтессори-центра (в г. Анадыре и за пределами автономного округа);
сентябрь-декабрь: работа в окружном образовательном учреждении с детьми по методике М. Монтессори силами штатных воспитателей и работников методического центра педагогики саморазвития.
2003 год:
Проведение курсов по педагогике саморазвития для руководителей образовательных учреждений автономного округа, для воспитателей ДОУ, для социальных педагогов силами специалистов Международного Монтессори-центра и методического центра педагогики саморазвития Чукотского автономного округа; приобретение монтессори-материалов, переоборудование помещений для работы с детьми в режиме педагогики саморазвития.
2004 год: Январь-сентябрь: установка монтессори-материалов, практическое обучение воспитателей работе с детьми в режиме педагогики саморазвития в шести районных центрах автономного округа силами специалистов Международного Монтессори-центра и методического центра педагогики саморазвития Чукотского автономного округа;
октябрь-декабрь: начало самостоятельной работы педагогов ДОУ районных центров в режиме педагогики саморазвития; проведение курсов по педагогике саморазвития для воспитателей ДОУ, социальных педагогов национальных сел силами специалистов Международного Монтессори-центра и методического центра педагогики саморазвития Чукотского автономного округа; приобретение монтессори-материалов, переоборудование помещений для работы с детьми в режиме педагогики саморазвития; проведение курсов по методике Монтессори для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, для социальных педагогов национальных сел силами монтессори-педагогов с Аляски;
приобретение монтессори-материалов, переоборудование помещений для работы с детьми в режиме педагогики саморазвития; дополнительный заказ и установка монтессори-материалов, практическое обучение педагогов национальных сельских школ работе с детьми по методике Монтессори силами Монтессори-педагогов с Аляски; начало самостоятельной работы первой группы педагогов национальных сельских школ по методике М. Монтессори.
9. План мероприятий по реализации в 2002 году
подпрограммы "Педагогика саморазвития" региональной целевой Программы
"Развитие образования Чукотского автономного округа"
на 2002-2004 годы
N п\п |
Мероприятие |
Содержание расходов |
Расчет средств, источники финансирования |
1. | Создание персонифицированных баз данных на педагогов, детей, образовательные учреждения, населенные пункты |
Работа программиста, Работа специалистов ГУО, РОО, образовательных учреждений |
В рамках текущего бюджетного финансирования |
2. | Методический семинар, работа с литературой |
Институт развития образования |
В рамках текущего бюджетного финансирования |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 |
Создание и развитие методического центра с двумя группами: - для обычных детей - в режиме дополнительного образования; - с коррекционным уклоном - для детей с ограниченными возможностями, в том числе: - переоборудование помещений; - приобретение монтессори-материалов; - приобретение пособий на электронных и бумажных носителях; - приглашение Монтессори-педагогов из Международного Монтессори-центра; - выезд специалистов Чукотского автономного округа (10 чел.) на обучение в ЦРС; - прочие расходы |
составление сметы, непосредственное выполнение работ; закупка (Омск + Голландия), комплектование, установка; видеофильмы, компьютерные программы, учебные пособия; проезд и провоз багажа, проживание, оплата работы; проезд, проживание, питание, обучение; |
Окружной бюджет 250 тыс. руб. 570 тыс. руб. 10 тыс. руб. 220 тыс. руб. 288 тыс. руб. 12 тыс. руб. |
Итого: | 1 350 тыс. руб. |
10. План мероприятий по реализации в 2003-2004 годах
подпрограммы "Педагогика саморазвития"
региональной целевой Программы "Развитие
образования Чукотского автономного округа" на 2002-2004 годы
N п/ п |
Мероприятие |
Исполнитель |
Источник финансиро- вания |
Сумма расходов (тыс. руб.) |
||
Всего | 2003г. | 2004 г. | ||||
1. | Создание и развитие методических центров на базе действующих образовательных учреждений: оплата работы по изучению, обобщению опыта работы с учетом местной специфики, по разработке и тиражированию методических пособий, по проведению консультаций по тьюторскому и супервизорскому сопровождению: |
Департамент социальной политики |
Окружной бюджет |
1600 |
100 |
1500 |
1. 1 |
Окружной методический центр педагогики саморазвития (ЧИРОиПК - методолого-методическое обеспечение, ОДДЮТ - специфика работы с одаренными детьми, ОДД "Светлячок" - специфика работы с детьми группы риска); |
|
60 |
1000 |
||
1. 2 |
Муниципальные методические центры | 40 | 500 | |||
2. | Обучение педагогов и учащихся округа работе по методике саморазвития |
Департамент социальной политики |
Окружной бюджет |
2630 |
1130 |
1500 |
3. | Открытие групп педагогики саморазвития в дошкольных учреждениях районных центров и в национальных селах |
Департамент социальной политики |
Окружной бюджет |
1320 | 270 | 1050 |
4. | Прочие текущие мероприятия по реализации программы | 350 | 250 | 100 | ||
Итого: | 5900 | 1750 | 4150 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.