Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 10 июня 2003 г. N 174
Подпрограмма
"Дети - Сироты"
региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы
реализации ее программными методами
2. Цели и задачи реализации Подпрограммы
3. Основные направления реализации Подпрограммы
4. Стоимость Подпрограммы, источники финансирования
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы
6. Механизм реализации Подпрограммы
7. Организация управления Подпрограммой и контроля над ее реализацией
8. План мероприятий по реализации Подпрограммы "Дети-сироты"
Паспорт Подпрограммы
"Дети-сироты"
региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки"
на 2002-2004 годы
Наименование Подпрограмма "Дети-сироты" на 2002-2004 годы
Подпрограммы
Основание для Федеральные законы: "О внесении изменений и
разработки дополнений в Закон Российской Федерации "Об
Подпрограммы образовании", "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей",
постановления Правительства Российской Федерации:
от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей", от 14.05.2001 N 374 "О
первоочередных мерах по улучшению положения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства
родителей",
Закон Чукотского автономного округа "Об
организации и деятельности органов опеки и
попечительства в Чукотском автономном округе"
Заказчик программы Правительство Чукотского автономного округа
Основной Главное управление образования Департамента
разработчик социальной политики Чукотского автономного округа
Исполнитель Департамент социальной политики Чукотского
Подпрограммы автономного округа
Цель Подпрограммы Социальная защита и создание условий для
становления и самореализации детей-сирот,
проживающих на территории Чукотского автономного
округа
Объемы и источники Стоимость программы 37199,0 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
окружной бюджет - 6907,0 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных образований - 30292,0тыс.
руб.
2002 год - 9611,0 тыс. руб., в том числе:
окружной бюджет - 2599,0 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных образований - 7012,0 тыс.руб.
2003 год - 13162,0 тыс. руб., в том числе:
окружной бюджет - 1930,0 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных образований - 11232,0 тыс.руб.
2004 год - 14426,0 тыс. руб., в том числе:
окружной бюджет - 2378,0 тыс. руб.,
бюджеты муниципальных образований - 12048,0 тыс.руб.
Ожидаемые конечные Реализация Подпрограммы будет способствовать
результаты созданию материальной базы для социальной адаптации
реализации и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот в
Подпрограммы условиях рыночных отношений
Сроки реализации 2002-2004 годы
Подпрограммы
Организация Текущая информация и полугодовые доклады о ходе
контроля над выполнения Подпрограммы и об использовании средств
исполнением окружного бюджета и бюджетов муниципальных
Подпрограммы образований, направляемых на реализацию
рассматриваемой Подпрограммы, представляются
исполнителями Подпрограммы в установленные сроки.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
реализации ее программными методами
В Чукотском автономном округе, как и в Российской Федерации, на фоне неблагоприятной обстановки, кризиса семейных отношений наблюдается рост социального сиротства, увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.07.2001 года на территории Чукотского автономного округа зарегистрировано 490 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. От сиротства, особенно раннего, страдают не только дети, но и все общество.
Принимаемые в автономном округе меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не всегда оказываются эффективными. Рост количества воспитанников в детских домах, недостаточность уровня материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот, отсутствие устойчивой системы профессиональной ориентации и специализации воспитанников и выпускников детских домов не позволяет в полном объеме решать вопросы социальной реабилитации и безболезненного вхождения в самостоятельную жизнь детей, оставшихся без попечения родителей.
Требует дальнейшего решения вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в дошкольном возрасте.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самообслуживания, профессионального труда, самоуправления, внедрения новых форм экономической социализации, включения в культурную и спортивную жизнь общества. Особую роль в этом должна сыграть комплексная программа трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции в социум воспитанников интернатных учреждений.
Наиболее сложной социально-педагогической задачей является воспитание семьянина из ребенка, которому не довелось вынести из собственной семьи позитивного опыта семьестроительства, наблюдать модель родительско-детских отношений из роли ребенка. Став взрослыми, такие дети, за редким исключением, не могут создать прочную семью.
Проблема усугубляется тем, что на Чукотке нынешнее поколение родителей из числа лиц коренных национальностей - это воспитанники школ-интернатов. Их забирали из семей оленеводов, морзверобоев, охотников, потому что по месту жительства не было школ.
Кроме того, пытаясь сократить младенческую смертность, работники здравоохранения отрывали рожениц от естественной среды обитания (не давая донашивать и рожать детей в тундре), забирали младенцев от матерей при реальной, а иногда и мнимой угрозе их жизни (например, в дни зарплаты в национальных селах - из опасения, что ребенок пострадает от родительского пьянства). Всем этим было до определенной степени спровоцировано безответственное родительство в нескольких поколениях.
Будучи, в свое время, оторваны от семьи в раннем возрасте, нынешние взрослые далеко не всегда сегодня оказываются в состоянии обеспечить полноценную заботу и воспитание подрастающему поколению, что является не виной, а бедой коренных малочисленных народов Севера.
Оторвавшись от традиционного семейного и трудового уклада, они, в большинстве случаев, не нашли своего места в урбанизированной жизни и оказались в маргинальном состоянии.
Тяжелейшей проблемой (как следствием маргинального состояния и ряда особенностей обмена веществ, образа жизни) является пьянство, алкоголизм в нескольких поколениях, особенно женский и детский. Все эти факторы резко осложняют социализацию и постинтернатную адаптацию детей, лишенных надлежащего ухода в родительских семьях.
2. Цели и задачи реализации Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы "Дети-сироты" (далее - Подпрограмма) является создание условий для гражданского становления и подготовки детей-сирот, проживающих в Чукотском автономном округе, к самостоятельной жизни в современном обществе, обеспечение их социальной защиты и полноценной интеграции в общество.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- последовательное проведение курса не на изоляцию, а на интеграцию в общество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;
- развитие и поэтапное внедрение семейных форм устройства детей-сирот;
- разработку и апробацию новых подходов к реализации режимов жизнедеятельности в учреждениях для детей-сирот;
- создание системы трудотерапии, трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, начальной допрофессиональной подготовки, рабочих мест для детей-сирот;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобщение их к экологической деятельности, туризму, краеведению, спорту;
- организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот;
- улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- последовательное воспитание в ребенке качеств будущего ответственного семьянина;
- воспитание у детей, лишенных родительского попечения, навыков конкурентоспособности на рынке труда;
- формирование у детей, лишенных родительского попечения, активной жизненной позиции и приобщение их к здоровому образу жизни.
3. Основные направления реализации Подпрограммы
Подпрограммой предусматривается:
- реализация законов Российской Федерации "Об образовании", "О дополнительных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- организационное и финансовое обеспечение социальной защиты детей-сирот;
- ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот, предусматривающее дооснащение детских домов современным учебным и техническим оборудованием;
- улучшение социально-медико-психологической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот, развитие центров по работе с семьей;
- консолидация сил и средств для решения экономического обеспечения Подпрограммы;
- согласно ныне действующего законодательства, обеспечить социальную поддержку и назначение пособия по безработице и стипендии детям-сиротам на период профессиональной подготовки по направлению службы занятости;
- квотирование рабочих мест для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности с поиском работы;
- оплата проезда на каникулы студентам из числа детей-сирот и инвалидам, обучающимся за пределами автономного округа;
- обеспечение в соответствии с действующим законодательством закрепления за детьми-сиротами жилья или постановки их на регистрационный учет на получение жилой площади по льготной очереди;
- развитие семейных форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Оказание социальной поддержки семьям, взявшим детей под опеку (попечительство), в приемную семью;
- совершенствование деятельности службы практической психологии и социальной реабилитации в учреждениях для детей-сирот, школах-интернатах. Внедрение и апробация новых режимов жизнедеятельности воспитанников детских домов по принципу семейного воспитания;
- внедрение комплексной программы трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество через совместную работу и обучение в мастерских для сирот и детей из родительских семей (мастерские "Юный часовщик", "Швея", "Парикмахер", "Обувщик" и т.д.);
- создание дошкольных групп, работающих по методике М. Монтессори (программа "Педагогика саморазвития");
базовое учреждение - окружной детский дом "Светлячок";
- вывоз детей-сирот и детей из малообеспеченных семей в оздоровительные лагеря в ЦРС, в лагерь "Молодая гвардия";
- организация социально-медико-педагогической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот.
4. Стоимость Подпрограммы, источники финансирования
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется, в основном, за счет средств окружного бюджета через разработчика, муниципальные образования.
Разработчик и исполнители Подпрограммы содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного финансирования и используют иные источники, средства муниципальных бюджетов по согласованию с ними, иные внебюджетные средства.
Ежегодные объемы финансирования из окружного бюджета производятся в соответствии с объемами финансирования, установленными при утверждении Подпрограммы.
Финансовые ресурсы по направлению Подпрограммы распределяют следующим образом:
тыс.руб.
Источники финансирования |
Общий объем финансирования |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
Всего: | 37199,0 | 9611,0 | 13162,0 | 14426,0 |
В том числе окружной бюджет |
6907,0 | 2599,0 | 1930,0 | 2378,0 |
Бюджеты муниципальных образований |
30292,0 | 7012,0 | 11232,0 | 12048,0 |
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы позволит:
- расширить воспитательный потенциал детских домов, школ-интернатов для формирования навыков самостоятельной жизни у детей - сирот, общежитейских умений и навыков;
- оказать помощь детям-сиротам в личностном и профессиональном самоопределении;
- улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать оптимальные условия для социального становления и самореализации ребенка-сироты, помочь росту деловой активности, предприимчивости и самозанятости молодежи из числа воспитанников.
6. Механизм реализации Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых органом, уполномоченным Правительством Чукотского автономного округа как заказчиком, со всеми исполнителями мероприятий Подпрограммы.
Заказчик взаимодействует с исполнителями мероприятий по направлениям, привлекает для их финансирования внебюджетные источники, оказывает консультативную помощь организациям - исполнителям мероприятий Подпрограммы.
Механизм реализации Подпрограммы предусматривает формирование следующих рабочих документов:
постановления по реализации мероприятий Подпрограммы;
перечня работ по подготовке и проведению мероприятий Подпрограммы с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования;
договоров и соглашений с исполнителями мероприятий Подпрограммы.
7. Организация управления Подпрограммой и контроля над ее реализацией
Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Правительство Чукотского автономного округа в качестве заказчика. Заказчик Подпрограммы с учетом выделяемых на ее реализацию средств уточняет показатели и затраты по мероприятиям Подпрограммы, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей.
Исполнителем Подпрограммы является Департамент социальной политики Чукотского автономного округа. Контроль за выполнением Подпрограммы осуществляют Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.
Контроль за выполнением Подпрограммы включает:
- ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;
- контроль за рациональным использованием финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы;
- контроль за сроками выполнения договоров, контрактов, соглашений;
- контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Текущая информация, ежеквартальные доклады о ходе выполнения Подпрограммы и об использовании средств федерального, окружного и муниципальных бюджетов предоставляются исполнителями Подпрограммы в установленном порядке.
8. План мероприятий по реализации Подпрограммы "Дети-сироты"
региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002 - 2004 годы
Nп /п |
Мероприятия |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Единица измерения |
Стоимость |
(тыс. руб.) |
||
всего | 2002г. | 2003 г. | 2004 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Оказание социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание детей-сирот: |
|||||||
- под опеку (попечительство) | муниципальные образования |
муниципальные бюджеты |
Кол-во человек |
580 дет. | 190дет | 190 дет. | 200 дет. |
|
Тыс. руб. | 27889.0 | 6478.0 | 10431.0 | 10980.0 | ||||
- в приемные семьи | муниципальные образования |
муниципальные бюджеты |
Кол-во человек |
4/12 дет. 2403.0 |
2/6 дет. 534.0 |
3/9 дет. 801.0 |
4/12 дет. 1068.0 |
|
2. | Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: - детский дом г. Анадыря, г. Билибино |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 2782.0 | 1022.0 | 700.0 | 1060.0 |
3. | Оснащение для эстетического воспитания в Окружном детском доме (оборудование изостудии, покупка музыкальных инструментов и пр.) |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 298.0 | 43.0 | 100.0 | 155.0 |
4. | Физическое воспитание и оздоровление детей, оборудование класса по системе М. Монтессори: - детский дом г. Анадыря, г. Билибино |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 278.0 | 75.0 | 100.0 | 103.0 |
5. | Обеспечение одеждой и обувью детей, содержащихся в детских домах: - детский дом г. Анадыря, г. Билибино |
Главное управление образования |
окружной бюджет | 170 детей. | 1400.0 | 480.0 | 300.0 | 620.0 |
6. | Оснащение детских домов компьютерной техникой: - детский дом г. Анадыря, г. Билибино |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 410.0 | 410.0 | ||
7. | Оборудование кабинетов трудовой и допрофессиональной подготовки в окружном детском доме: - оснащение кабинета трудового обучения (девочек) и мастерской (мальчиков) |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 455.0 | 200 | 105.0 | 150.0 |
8. | Создание фонда материальной поддержки детям-сиротам, обучающимся в учреждениях профессионального образования |
Главное управление образования |
окружной бюджет | 40 человек | 240.0 | 120.0 | 120.0 | |
9. | Оснащение и оборудование для коррекционно-развивающей работы (кабинет практического психолога, социального педагога, развивающие игры и игрушки, способствующие социальному развитию детей) |
Главное управление образования |
окружной бюджет | 370,0 | 200.0 | 170.0 | ||
10 | Реконструкция Билибинского детского дома |
Главное управление образования |
окружной бюджет | 405,0 | 405.0 | |||
11 | Повышение квалификации специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 174.0 | 39.0 | 135.0 | |
12 | Проведение прочих мероприятий по реализации Подпрограммы |
Главное управление образования |
окружной бюджет | Тыс. руб. | 95.0 | 10.0 | 85.0 | |
Итого по автономному округу: | тыс. руб. | 37199 | 9611 | 13162 | 14426 | |||
в том числе: | окружной бюджет | тыс. руб. | 6907 | 2599 | 1930 | 2378 | ||
бюджеты муниципальных образований |
тыс. руб. | 30292 | 7012 | 11232 | 12048 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.