Досье на проект федерального закона N 148957-4
"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу установления упрощенного порядка ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность)
внесен Законодательным собранием Челябинской области
24.02.2005 постановление Законод. Собрания Челябинской области N 1638
05.04.2005 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 85
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка
20.09.2005 возвращен авторам, в соответствии с частью 2 ст. 110 Регламента ГД
по мотивам принятия аналогичного законопроекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законопроект разработан в целях оптимизации порядка ликвидации юридических лиц, фактически прекративших хозяйственную деятельность, не уплачивающих налоги, а также упорядочения единого государственного реестра налогоплательщиков в части исключения из него указанных организаций.
Внесение в Гражданский кодекс РФ предлагаемых изменений позволит также снизить число мошеннических операций с использованием так называемых фирм-однодневок.
Действующий в настоящее время порядок судебной ликвидации таких организаций имеет сложности в реализации. Причинами тому служат очень большое число таких фирм, увеличение расходов бюджета (на выплату вознаграждения конкурсному управляющему), при этом такие расходы совершенно необоснованны, так как на практике деятельность конкурсного управляющего не дает никаких конкретных результатов.
Применение предлагаемой в законопроекте внесудебной ликвидации позволит экономить бюджетные средства, так как не предполагает необходимости назначения конкурсного управляющего.
Функции по принятию решений об осуществлении внесудебной ликвидации предлагается возложить на ФНС и ее территориальные органы.
Порядок осуществления предлагаемой внесудебной процедуры ликвидации юридического лица должен определяться нормативным актом Правительства РФ и включать в себя следующие действия:
1) направление налоговым органом официального предупреждения о необходимости устранить нарушения, выразившиеся в непредоставлении налоговой отчетности в течение более чем одного календарного года по истечении установленного срока ее представления;
2) в случае неустранения указанных нарушений в течение одного месяца - принятие решения о ликвидации юридического лица;
3) публикация решения о ликвидации в средствах массовой информации;
4) если в течение трехмесячного срока такое решение налогового органа не обжаловано в установленном порядке, если налоговая отчетность организацией не представлена, то принимается решение о внесении в единый государственный реестр налогоплательщиков и в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;
5) принятие решения налоговым органом о списании признанной безнадежной к взысканию задолженности ликвидированного юридического лица перед бюджетами всех уровней.
Также предусматривается возможность защиты интересов кредиторов ликвидируемых организаций. Процедура внесудебной ликвидации не может быть проведена при наличии у ликвидируемой организации имущества, за счет которого могут быть удовлетворены претензии кредиторов. Кредиторы имеют право обжаловать решение налогового органа о ликвидации организации в вышестоящем налоговом органе и (или) в суд.