Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Гришиной Л.Ю., действующей в интересах Плаксина А.А., на вступившие в законную силу постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области N от 06 августа 2019 года, решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Плаксина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области N от 06 августа 2019 года, Плаксин А.А. (далее - Плаксин А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года постановление должностного лица изменено в части назначения наказания, Плаксину А.А. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года решение районного суда от 26 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Гришина Л.Ю, действующая в интересах Плаксина А.А. просит обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу пункта 124 Инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.
Пунктом 125 Инструкции предусмотрено, что учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов, с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы. Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.
На основании подпунктов "а" и "г" пункта 127 Инструкции, лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: книга приема и выдачи оружия и патронов; книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).
Согласно пункта 133 Инструкции юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся: а) книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов. В подразделениях органов государственной власти, которым предоставлено право изъятия оружия, дополнительно ведутся книги наличия и движения, номерного учета изъятого оружия и патронов, а также акты приема (передачи) изъятого оружия и патронов; б) служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения грузов, инкассации, а также книги номерного учета и закрепления оружия и патронов за работниками, выполняющими обязанности по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции; в) учетная документация по хранению оружия и патронов, а также по функционированию имеющихся у юридического лица стрелковых объектов; г) акты списания патронов, израсходованных на учебные и тренировочные стрельбы, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелку оружия и проверку его боя, а также при выполнении служебных задач; д) акты приема (передачи) и рекламаций на оружие и патроны; е) планы передачи имеющегося оружия и патронов между структурными (территориальными) подразделениями, согласованные с органами внутренних дел.
В соответствии с пунктом 141 Инструкции книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях. В отдельных разделах данных книг допускается ведение учета специальных средств самообороны и защиты, разрешенных к использованию работниками юридических лиц, а также инструмента, расходных материалов и принадлежностей к оружию.
Пунктом 142 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Согласно пункта 143 Инструкции выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.
Как усматривается из материалов дела, в период с 03 июня 2019 года по 01 июля 2019 года комиссией Управления Росгвардии по Самарской области проведена плановая выездная проверка "данные изъяты", в ходе которой, при проверке 26 июня 2019 года в 11 часов команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"" отряда " "данные изъяты"" " "данные изъяты"", установлено, что Плаксин А.А, являясь начальником команды, не проконтролировал, в нарушение пункта 2.1.38 должностной инструкции N, утвержденной 18 января 2019 года, внесение в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"" отряда " "данные изъяты"" сведений о количестве закрепленных патронов, чем нарушил требования пункта 142 Инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему па территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288.
По результатам проведенной проверки председателем комиссии Управления Росгвардии по Самарской области 01 июля 2019 года директору "данные изъяты" К. В.Л. выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об устранении нарушения требований пункта 142 Инструкции, заключающегося в невнесении в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"" отряда " "данные изъяты" сведений о количестве патронов, в срок до 1 августа 2019 года.
Приказом директора филиала ООО " "данные изъяты"" "данные изъяты" N от 15 января 2016 года Плаксин А.А. с 08 января 2016 года переведен с должности заместителя начальника команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"" на должность начальника команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"".
Приказом директора филиала "данные изъяты" N от 29 мая 2019 года ответственность за сохранность оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия, количественного учета специальных средств для выполнения охранных функций на объектах и линейной части ОСТов возложена на начальников команд (отделений, групп) ведомственной охраны, в их отсутствие - на заместителей начальников команд ведомственной охраны: в команде по охране ЛПДС " "данные изъяты"" указанная ответственность возложена на начальника команды ведомственной охраны Плаксина А.А, на заместителя начальника команды ведомственной охраны А.С.В, В силу положений пункта 2.1.38 должностной инструкции N начальника команды по охране линейной производственно-диспетчерской станции " "данные изъяты"" отряда " "данные изъяты"" филиала ООО " "данные изъяты"" " "данные изъяты"", утвержденной 18 января 2019 года директором филиала ООО " "данные изъяты"" " "данные изъяты"", на Плаксина А.А, как начальника команды, возложена обязанность по осуществлению количественного и номерного учета оружия и патронов к нему, специальных средств, формирования и ведения учетных дел по обороту оружия.
29 июля 2019 года старшим инспектором ОП ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области Х. А.Е. в отношении Плаксина А.А. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела начальником отделения Отделение ЛРР по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майором полиции К. Ю.А. вынесено постановление от 06 августа 2019 года N о привлечении Плаксина А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Плаксина А.А, являвшегося на момент проверки начальником команды по охране ЛПДС " "данные изъяты"" отряда " "данные изъяты"" филиала ООО " "данные изъяты"" "данные изъяты", состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Плаксин А.А. не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Плаксина А.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства об оружии.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, отклоняется.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Исходя из характера нарушения (не внесение в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками сведений о количестве закрепленных патронов), существо которого выражается в бездействии, данное нарушение является длящимся. Следовательно, поименованное нарушение может быть самостоятельно устранено хозяйствующим субъектом в любой срок до момента выявления нарушения административным органом (составления акта проверки от 01 июля 2019 года). Административный орган о наличии либо отсутствии правонарушений в области хранения и учета оружия и патронов мог узнать только в ходе проведения проверки. Постановление административного органа о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено 06 августа 2019 года. Следовательно, срок давности на момент привлечения должностного лица к административной ответственности не истек.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Плаксина А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области N от 06 августа 2019 года, решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, решение судьи Самарского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Плаксина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гришиной Л.Ю, действующей в интересах Плаксина А.А. - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.