Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре Баландиной М.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-64/2019 по апелляционной жалобе Администрации Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 14 ноября 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Тепличный комбинат "Смоленский" о признании недействующим подпункта 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов Смоленской области, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 14 июля 2016 г. N 418 "Об утверждении Порядка проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области" (в редакции постановления от 28 июня 2019 г. N 387).
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью Тепличный комбинат "Смоленский" Запускалова Р.В, представителей Администрации Смоленской области Захарова Р.Н, Чепурной Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Остарковой Т.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Администрации Смоленской области от 14 июля 2016 г. N 418 "Об утверждении Порядка проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области" утверждён Порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области (далее также - Порядок проведения экспертизы).
Данное Постановление 20 июля 2016 г. опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Согласно пункту 1 Порядка проведения экспертизы данный Порядок определяет механизм проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области, реализуемых инвесторами, к числу которых отнесены:
- физические лица (осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области;
- юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области через поставленные на учёт в налоговых органах на территории Смоленской области обособленные подразделения, которые согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляют основной вид экономической деятельности, включённый в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела C "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.
В пункте 5 Порядка проведения экспертизы поименованы инвесторы указанные в пункте 1 этого Порядка, которые допускаются к участию в отборе инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных проектов, если они соответствуют критериям, установленным подпунктами 5.1 - 5.9 Порядка проведения экспертизы.
28 июня 2019 г. Администрацией Смоленской области принято постановление N 387 "О внесении изменений в Порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области", также опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации, которым в Порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области внесены изменения, пункт 5 Порядка дополнен подпунктом 5.7.1 следующего содержания:
Осуществляющие согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основной вид экономической деятельности, включённый в раздел C "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Общество с ограниченной ответственностью Тепличный комбинат "Смоленский" (далее также - ТК "Смоленский", административный истец) обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы абзацу второму пункта 1 этого же Порядка, а также Закону Смоленской области от 23 декабря 2002 г. N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области", положения абзаца четвертого стати 2 которого полностью воспроизведены в пункте 1 Порядка проведения экспертизы. Административный истец указал, что является субъектом отношений, регулируемых Порядком проведения экспертизы, поскольку юридическое лицо зарегистрировано в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляет капитальные вложения на территории Смоленской области.
Решением Смоленского областного суда от 14 ноября 2019 г. административное исковое заявление ТК "Смоленский" удовлетворено. Подпункт 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 14 июля 2016 г. N 418 (в редакции постановления от 28 июня 2019 г. N 387) признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. С Администрации Смоленской области в пользу ТК "Смоленский" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе ТК "Смоленский" в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения, полагая, что при принятии судом судебного постановления были неправильно применены нормы материального права.
Относительно апелляционной жалобы ТК "Смоленский" и прокуратурой Смоленской области представлены возражения о несостоятельности её доводов с просьбой оставить решение Смоленского областного суда от 14 ноября 2019 г. без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Смоленской области - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации Смоленской области Захаров Р.Н. и Чепурная Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ТК "Смоленский" Запускалов Р.В. возражал против отмены решения суда по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности, определены и установлены Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В соответствии с частью 1 статьи 11 названного Федерального закона государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, отнесено к компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 23 декабря 2002 г. N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области" (далее также - Закон N 95-з) данный региональный нормативный правовой акта регулирует отношения между органами государственной власти Смоленской области и субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими инвестиционную деятельность на территории Смоленской области, и устанавливает формы и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области, а также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.
Статьёй 4 Закона N 95-з к компетенции Администрации Смоленской области в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Смоленской области отнесено определение порядка и условий оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности в случаях, предусмотренных региональным законодательством.
В силу положений пункта 5 статьи 8.1 Закона N 95-з порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных проектов в целях принятия решения о присвоении инвестиционному проекту статуса приоритетного проекта устанавливается Администрацией Смоленской области.
С учётом приведённых правовых норм Порядок проведения экономической экспертизы и отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области, утверждённый постановлением Администрации Смоленской области от 14 июля 2016 г. N 418, принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением порядка его принятия, официально опубликован и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с абзацем четвёртым статьи 2 Закона N 95-з для целей данного областного закона к инвесторам отнесены физические лица (осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Смоленской области и осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области; юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории Смоленской области через поставленные на учёт в налоговых органах на территории Смоленской области обособленные подразделения, которые согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляют основной вид экономической деятельности, включённый в класс 10 "Производство пищевых продуктов" раздела C "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Проверив положения оспариваемой ТК "Смоленский" нормы подпункта 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы на предмет её соответствия иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к верному выводу о её противоречии абзацу четвёртому статьи 2 Закона N 95-з, которым определено понятие инвестора как лица, осуществляющего капитальные вложения на территории Смоленской области.
Подпункт 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы, который был принят во исполнение Закона N 95-з, фактически вводит новое требование к данной категории инвесторов - наличие у юридического лица приведённого в оспариваемом подпункте вида экономической деятельности, что противоречит абзацу четвёртому статьи 2 Закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области".
Правильным является и вывод суда о том, что подпункт 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, которое может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями, поскольку в соответствии с пунктом 5 данного Порядка к участию в отборе инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Смоленской области допускаются инвесторы, указанные в пункте 1 этого документа, аналогичным по содержанию абзацу четвёртому статьи 2 Закона N 95-з, при этом инвестор должен также соответствовать критериям, установленным в подпунктах 5.1 - 5.9 Порядка проведения экспертизы, в том числе подпункту 5.7.1.
Доводы апелляционной жалобы о соответствии оспариваемой ТК "Смоленский" нормы иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об ошибочности вывода суда о том, что установление в подпункте 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы дополнительного требования ко всем инвесторам создаёт правовую неопределённость и неоднозначное толкование понятия "инвестор", являются несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия соглашается.
Утверждения Администрации Смоленской области о том, что предусмотренное подпунктом 5.7.1 пункта 5 Порядка проведения экспертизы условие допуска инвесторов к участию в отборе инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов не нарушает конституционный принцип равенства инвесторов, отнесённых по определённому признаку к одной категории, признаются судебной коллегией ошибочными, так как оспариваемая ТК "Смоленский" норма не отвечает общеправовому критерию формальной определенности и фактически снижает закреплённую в статье 12.2 Закона N 95-з гарантию обеспечения всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.
С учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых норм законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Обжалуемое административным ответчиком решение основано на анализе исследованных доказательств и является мотивированным. Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность решения суда первой инстанции, а сводятся, по существу, лишь к иной оценке доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смоленского областного суда от 14 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.