Досье на проект Гражданского кодекса РФ N 323423-4
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая" (части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)
внесен Президентом РФ
18.07.2006 письмо Президента РФ N Пр-1192
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка
05.09.2006 официальный отзыв Правительства РФ (письмо N 3270п-П7)
07.09.2006 заключение Комитета ГД по информационной политике N 92
08.09.2006 заключение Комитета ГД по культуре N вн 3.26-13.1/565
11.09.2006 заключение Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству
11.09.2006 заключение Комитета ГД по экономической политике,
предпринимательству и туризму N вн 3.8/16-924
12.09.2006 заключение Правового управления Аппарата ГД N вн 2.2-1/2820
20.09.2006 принят ГД в первом чтении постановлением N 3489-4 ГД
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении
08.11.2006 принят ГД во втором чтении постановлением N 3678-4 ГД
текст законопроекта, подготовленного ГД ко второму чтению
24.11.2006 принят ГД постановлением N 3787-4 ГД
текст законопроекта, принятого ГД
08.12.2006 одобрен СФ постановлением N 415-СФ
18.12.2006 подписан Президентом РФ N 230-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Советом Федерации Федерального Собрания РФ 8 декабря 2006 года одобрена часть IV Гражданского кодекса РФ, посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности.
Часть IV объединяет в себе разрозненные нормы действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте.
Вместе с тем в заключительную часть ГК РФ включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности. В частности, впервые в российское законодательство включена охрана исключительного права изготовителя базы данных на содержание такой базы данных. Также впервые предусмотрена охрана исключительного смежного права публикатора, то есть гражданина, который впервые обнародовал произведение литературы, науки или искусства, не опубликованное в течение срока действия авторского права и перешедшее поэтому в общественное достояние, либо вообще никогда не охранявшееся авторским правом.
Новеллой для российского законодательства является и право на секрет производства (ноу-хау). Правовой режим данных объектов интеллектуальной собственности определен в действующем законодательстве фрагментарно. В проекте устанавливаются признаки секрета производства, характеризуется содержание исключительного права на него, предусматриваются особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора, а также определяются взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства.
Детально регламентируется в части IV Гражданского кодекса правовой режим фирменного наименования юридического лица. Основанием возникновения исключительного права на фирменное наименование является государственная регистрация юридического лица, которому оно принадлежит. Важным изменением в правовом режиме фирменного наименования является предусмотренный проектом прямой запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования по лицензионному договору.
Еще одной новеллой является право на коммерческое обозначение, которое в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, призвано индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и т.п.) как производственную единицу. Коммерческие обозначения не потребуют регистрации и смогут переходить к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используются.
Новым для российского законодательства об интеллектуальной собственности является и включенное в часть IV право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Оно подразумевает использование совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет либо с привлечением средств федерального бюджета. Введение права на технологию вызвано необходимостью защитить интересы государства и разработчиков при создании технологий военного, специального и двойного назначения.
Ряд норм части IV посвящен защите прав авторов. Устанавливается, что исключительное право на результат творчества первоначально возникает у его автора и может быть передано автором другому, в том числе на основании договора. Предусматривается, что в случае создания служебного произведения автор имеет право получить вознаграждение от работодателя даже в том случае, если использование произведения не было начато в оговоренный срок. На принадлежащее автору и исполнителю исключительное право не допускается обращение взыскания. На издателя предлагается возложить обязанность начать использование произведения не позднее определенного лицензионным договором срока. Нарушение этой обязанности повлечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме.
Частью IV предусматриваются меры, направленные на защиту личных неимущественных прав авторов. В частности, устанавливается порядок внесения наследниками (иными правопреемниками) автора изменений, сокращений или дополнений в произведение, а также порядок обнародования произведения умершего автора в пределах срока действия исключительного права и после его истечения.
Большое внимание в заключительной части ГК РФ уделено характеристике и регламентации двух основных договоров, с помощью которых осуществляется оборот прав на объекты интеллектуальной собственности - договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора, направленного на предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Предусмотрено введение более строгих мер ответственности за так называемое интеллектуальное пиратство. В частности, у нарушителей исключительных прав предлагается конфисковывать оборудование и материалы, использовавшиеся для совершения правонарушения, с последующим их уничтожением за счет правонарушителей. К самим нарушителям (организациям и предпринимателям) предлагается применять принудительную ликвидацию (прекращение регистрации в качестве предпринимателей).