Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Уткиной О.Н. к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от 16.04.2019г N 585987/19.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Уткиной О. Н, период работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
с 14.09.1993 г. по 22.04.1997 г. в должности воспитателя в Дошкольном физкультурно-оздоровительном Центре N 2 "Родник".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Уткиной Оксане Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 28.02.2019 г.
УСТАНОВИЛА:
Уткина О.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области, просила п ризнать незаконным решение от 16.04.2019г N 585987/19, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 14.09.1993 по 22.04.1997 в должности воспитателя в Дошкольном физкультурно-оздоровительном Центре N2 "Родник" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.02.2019.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что 28.02.2019 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г N400- ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 16.04.2019г N 585987/19 в назначении досочной страховой пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа, при этом не был учтен период работы с 14.09.1993 по 22.04.1997 в должности воспитателя в Дошкольном физкультурно-оздоровительном Центре N2 "Родник" в связи с несоответствием наименования Списку N781. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим ее права, поскольку Дошкольный физкультурно-оздоровительный Центр N2 "Родник" являлся государственным учреждением и входил в систему Департамента образования г. Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Уткина О.Н. не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Тутов Н.Д. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в суд первой инстанции исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Г У-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
В заседание судебной коллегии представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, что подтверждается Отчетом об отслеживании с почтовыми идентификаторами Почты России, в апелляционной жалобе просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истец Уткина О.Н. в заседание судебной коллегии не явилась, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
Судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Тутова Н.Д, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы имеются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 названного закона).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного выше федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно статье 23 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, в том числе:
- дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Кроме того, образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
- общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Уткина О.Н. 28.02.2019г. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением Г У-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 16.04.2019г N585987/19 истцу было отказано в назначении пенсии, при этом не был включен специальный стаж период работы с 14.09.1993г по 22.04.1997г в должности воспитателя в Дошкольном физкультурно- оздоровительном Центре N2 "Родник", поскольку согласно Акту документальной проверки N888 от 13.03.2019г наименование учреждения дошкольной физкультурно- оздоровительный центр не предусмотрен Списком должностей и учреждений N781 от 29.10.2002г.
Стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, на дату обращения составил 21 год 5 месяцев 17 дней
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в том числе, трудовую книжку истца, приказ Западного окружного управления Московского Департамента образования от 29.05.1995 N225/1, приказ Западного окружного управления Московского департамента образования от 10.07.1997 N 286/01, архивную справку N 37457 от 06.06.2019, выданную ГКУ г..Москвы Центральным объединенным архивом, историческую справку к фонду N 3493 архива детского сада N 1671 Западного окружного Управления Департамента образования города Москвы, устав Дошкольного физкультурно-оздоровительного Центра N 2 "Родник", приказ о принятии на работу N 73 от 10.09.1993, которыми подтверждается, что Дошкольный физкультурно-оздоровительный центр N 2 "Родник" являлся государственным образовательным учреждением, осуществлял образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, а также характер работы истца по должности воспитателя Дошкольного физкультурно-оздоровительного центра N 2 "Родник", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Уткиной О.Н. об обязании пенсионного органа зачесть в специальный стаж Уткиной А.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", спорный период ее работы с 14.09.1993г по 22.04.1997г в должности воспитателя в Дошкольном физкультурно-оздоровительном Центре N2 "Родник", поскольку установил, что в спорны период истец осуществляла трудовую деятельность в общеобразовательном учреждении для детей, педагогическую деятельность осуществлялась полный рабочий день, на полную ставку, её должность была предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В данной части судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованным довод заявителя в апелляционной жалобе о несогласии с обжалуемым решением суда в части обязания ответчика назначить Уткиной О.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 28.02.2019.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2019 г.), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ), в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к указанному федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Статья 10 Федерального Закона от 03.10.2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусматривает, что г ражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 году срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
С учетом включенного судом спорного периода работы (с 14.09.1993 по 22.04.1997) по состоянию на день, предшествующий обращению с заявлением о назначении пенсии, 27.02.2018 стаж работы Уткиной О.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 25 лет 0 месяца 26 дней, то есть установленный законом стаж педагогической деятельности 25 лет выработан истцом 01.02.2019. Соответственно, право на страховую пенсию по старости с учетом ранее действовавшего правового регулирования возникло у Уткиной О.Н. в 2019 г.
Принимая во внимание, что до настоящего времени Уткина О.Н. продолжает осуществлять педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении, что усматривается из представленной в дело копии трудовой книжки истца, заверенной работодателем 20.08.2019, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца наступило 01.08.2019.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение в части удовлетворения требований истца об о бязании Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Уткиной Н.О. досрочную страховую пенсию по основаниям пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28.02.2019 подлежит изменению, с возложением обязанности на Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской назначить Уткиной О.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 01.08.2019.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года изменить в части обязания Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Уткиной О.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 28 февраля 2019 г, изложив в этой части решение суда в следующей редакции.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Уткиной О.Н. досрочную страховую пенсию по старости с 1 августа 2019 г.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.