Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева С.И, судей Анатийчук О.М, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Варламова Александра Павловича и Кутаревой Елены Александровны - Фролова Алексея Николаевича на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Варламова Александра Павловича, Кутаревой Елены Александровны к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании распоряжения (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-294/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя истцов по доверенности Сиденко П.П, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия, установила:
Варламов А.П, Кутарева Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным Распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес" на кадастровом плане территории".
Требования обосновывали тем, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом общей площадью N кв.м, жилой площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Данное домовладение находится на земельном участке, площадью N кв.м. Согласно полученной 06 апреля 2017 года выписке из ЕГРН административным истцам стало известно, что граница земельного участка, на котором размещено принадлежащее им домовладение, пересекает границу земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего городу Москве. Площадь пересечения фактической границы земельного участка истцов с границей земельного участка города Москвы, составляет 90 кв.м. Формирование земельного участка с кадастровым номером N произведено без учёта существующей границы земельного участка, который принадлежит административным истцам.
Решением Пресненского районного суда г.Москвы от 17 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Варламову А.П. и Кутаревой Е.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 декабря 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истцов ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и судами неправильно применены нормы материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Представитель истцов кассационную жалобу поддержал по доводам в ней приведенным.
Иные лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как установлено судом, Варламов А.П. и Кутарева Е.А. являются собственниками домовладения общей площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
14 июня 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы издано Распоряжение N, которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории, установлено разрешенное использование земельного участка (п. 1) - для индивидуального жилищного строительства (2.1.)(земельные участки для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) (1.2.2)), категория земель - земли населенных пунктов.
Районный суд, отказывая в удовлетворении административного искового заявления и суд, апелляционной инстанции, соглашаясь с этим, исходили из того, что оспариваемое распоряжение издано ответчиком в пределах предоставленных полномочий, соответствовало действующему законодательству, прав и законных интересов административных истцов не нарушало, поскольку права на земельный участок, на котором расположен дом истцов не оформлены, его границы в соответствии с требованиями закона не сформированы, на кадастровый учет участок не поставлен.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
На основании части 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона на день вынесения оспариваемого Распоряжения) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу части 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ ("О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Положения части второй указанной статьи предусматривают, что если, если к гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
При этом согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности на землю, являясь недвижимой вещью, имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки.
В силу статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В том числе, к основным сведениям объекта недвижимости относится описание местоположения объекта недвижимости.
Земельный участок как объект права возникает с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Проанализировав приведенные выше положения законов, суды правильно указали на отсутствие нарушения прав административных истцов, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, у него отсутствуют индивидуально-определенные признаки, определяющие его как объект земельно-правовых отношений в соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации. Истцами не представлено документов, подтверждающих право собственности прежних собственников жилого дома на земельный участок.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений закона и сводятся к несогласию автора с выводами судов, однако их не опровергают.
Доводам о лишении истцов возможности в дальнейшем сформировать земельный участок под домом площадью 1350 кв.м, судами дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Варламова Александра Павловича и Кутаревой Елены Александровны - Фролова Алексея Николаевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.