Заключение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 мая 2007 г. N 74-3
на проект федерального закона N 425229-4 "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" в части финансирования расходов на образование и науку
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной думы по образованию и науке 10 мая 2007 г. рассмотрел представленный Правительством РФ законопроект N 425229-4 "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года " и установил следующее.
Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года " включает в себя планировки бюджетных ассигнований на 2008 год и на 2009 - 2010 годы.
Основные характеристики федерального бюджета на 2008 год сформированы исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0%. Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета на 2008 год составляет 6644,5 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2383,1 млрд. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета составляет 6570,3 млрд. рублей, а прогнозируемый профицит федерального бюджета - 74,2 млрд. рублей.
Характеристики федерального бюджета на 2009 год и до 2010 года определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 и 6,0%. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составляет 7465,5 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета - 2351,9 млрд. рублей и соответственно на 2010 год - 8090,0 млрд. рублей и 2348,3 млрд. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год запланирован в сумме 7451,1 млрд. рублей, включая условно утвержденные расходы в сумме 186,0 млрд. рублей, а на 2010 год соответственно в сумме 8090,0 млрд. рублей и 404,5 млрд. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год определен в сумме 14,3 млрд. рублей.
В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год - 119,3 млрд. рублей, 2009 год - 139,8 млрд. рублей и 2010 год - 173,7 млрд. рублей, что больше уровня 2007 года соответственно в 1,2 раза, в 1,4 раза и в 1,7 раза. В состав указанных средств включены будущие расходы на программу фундаментальных исследований для государственных академий наук, предусмотренную Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"*. Продолжится реализация федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007 - 2012 годы) ". В 2008 году на реализацию научной части этой программы предусматривается 13,8 млрд. рублей, а к 2010 году - 22,0 млрд. рублей, что почти в 2 раза превышает объемы финансирования текущего года. К началу 2009 года запланировано повышение заработной платы научных работников и руководителей научных учреждений Российской академии наук в среднем до 30 тыс. рублей, что позволит сохранить и развить кадровый потенциал отечественной науки, создаст условия для притока в науку талантливой молодежи.
На 2008 - 20010# годы запланировано распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации в суммах соответственно 1,5, 1,6 и 1,7 млрд. рублей.
Приоритетным направлением развития научно-технического потенциала определены исследования и разработки в области нанотехнологий, куда в течение 4 - 5 ближайших лет планируется направить 185 млрд. рублей. На реализацию федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 годы в федеральном бюджете предусмотрено 2,8 млрд. рублей в 2008 году, 3,3 млрд. рублей в 2009 году и 3,7 млрд. рублей в 2010 году. Будет решена поставленная Президентом РФ задача по созданию Российской корпорации нанотехнологий, в управление которой с 2007 года будут переданы бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд. рублей.
В составе расходов на науку предусмотрены ассигнования на:
- развитие академического сектора науки (48,8 млрд. рублей в 2008 году, 57,7 млрд. рублей в 2009 году и 70,9 млрд. рублей в 2010 году);
- развитие вузовской науки (Федеральное агентство по образованию, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова - 4,5 млрд. рублей в 2008 году, 4,8 млрд. рублей в 2009 году и 5,3 млрд. рублей в 2010 году);
- финансирование научных фондов (9,4 млрд. рублей в 2008 году, 11,7 млрд. рублей в 2009 году и 14,5 млрд. рублей в 2010 году);
- поддержку молодых российских ученых - кандидатов наук, их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации - 0,4 млрд. рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Образование" характеризуются следующими данными: 308,9 на 2008 год, 315,5 и 341,1 млрд. рублей на 2009 и 2010 годы соответственно.
Дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетных проектировках на 2008-2010 годы, предполагается направить на:
- повышение заработной платы для работников образования в сумме 9,7 млрд. рублей в 2008 году, 7,4 млрд. рублей в 2009 году и 10,3 млрд. рублей в 2010 году;
- индексацию иных расходов на обеспечение деятельности федеральных учреждений образования в сумме 5,9 млрд. рублей в 2008 году, 5,0 млрд. рублей в 2009 году и 5,0 млрд. рублей в 2010 году;
- обеспечение планируемого с 1 сентября 2007 г. повышения размера стипендий учащейся молодежи на 50% в расчете на год (на 2008 и на период до 2010 года) в сумме около 12,5 млрд. рублей;
- укрепление материально-технической базы федеральных государственных образовательных учреждений в 2008 году в размере 2,1 млрд. рублей, в 2009 году - 1,8 млрд. рублей, в 2010 году - 1,4 млрд. рублей, что позволит обеспечить проведение капитального ремонта около 1,5 тыс. объектов образовательных учреждений и студенческих общежитий, имеющих износ до 60%;
- обеспечение социальной поддержки увеличивающегося контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году в сумме 1,0 млрд. рублей, в 2009 году - 1,2 млрд. рублей, в 2010 году - 1,5 млрд. рублей в соответствии с законодательно установленными нормами;
- решение проблемы обеспечения противопожарной безопасности зданий учебных заведений и студенческих общежитий, в связи с чем предусматриваются ассигнования на обеспечение противопожарным оборудованием около 3 тыс. учебных корпусов и 1,4 тыс. общежитий в 2008 году в объеме 3,1 млрд. рублей, в 2009 и 2010 годах соответственно 3,3 млрд. рублей и 3,5 млрд. рублей;
- увеличение субвенций субъектам РФ в целях обеспечения выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, в связи с уточнением этого контингента детей, в объеме 386,4 млн. рублей в 2008 году, 447,1 млн. рублей в 2009 году, 487,7 млн. рублей в 2010 году;
- реализацию мероприятий Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, принятой распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р, в объеме 110,5 млн. рублей в 2008 году, 120,3 млн. рублей в 2009 году, 131,3 млн. рублей в 2010 году.
Расходы по разделу "Образование" на указанные цели предполагается определить на 2008 год в объеме 59,2 млрд. рублей, или с ростом против 2007 года на 14,1%; на 2009 год в объеме 66,2 млрд. рублей, или с ростом против уровня, планируемого в 2008 году, на 11,8%; на 2010 год в объеме 73,9 млрд. рублей, или с ростом против уровня, планируемого в 2009 году, на 11,6%.
В 2008 - 2009 годах продолжится реализация за счет средств федерального бюджета приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО). Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. рублей, в 2009 году - 21,1 млрд. рублей. В 2008 - 2009 гг. в его рамках свыше 800 тыс. классных руководителей будут получать доплаты в размере 1000 рублей в месяц, 10 тыс. лучших учителей получат ежегодное поощрение в размере 100 тыс. рублей, 5350 юношей и девушек в возрасте от 14 до 25 лет получат 1250 премий в размере 60 тыс. рублей и 4100 премий в размере 30 тыс. рублей.
Начиная с 2010 года предполагается обеспечение выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в установленном на федеральном уровне размере (1 тыс. рублей в месяц) передать на исполнение субъектам РФ.
В рамках проекта предусмотрены субсидии для софинансирования реализации наиболее значимых полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению дошкольного и общего образования, а также социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организации отдыха детей в каникулярное время, к которым отнесены:
- субсидии бюджетам субъектов РФ на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством РФ;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на поощрение лучших учителей;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- субсидии на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю;
- субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей.
Общий объем указанных субсидий по разделу "Межбюджетные трансферты" в 2008 году составит 36,5 млрд. рублей, в 2009 году и в 2010 году с учетом прекращения отдельных направлений софинансирования соответственно 33,5 млрд. рублей и 15,5 млрд. рублей.
Комитет Государственной думы по образованию и науке отмечает следующее.
В целом законопроект "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" является достаточно подготовленным финансовым документом, сбалансированным по большинству показателей.
Государственная финансовая политика в области образования представлена в части расходов федерального бюджета и в документах, сопровождающих законопроект, но не представлены проектировки консолидированного бюджета. В то же время затраты консолидированного бюджета на образование, как правило, в 6 - 7 раз превышают расходы федерального бюджета и потому, соответственно, играют весьма значительную роль. В отсутствии данных консолидированного бюджета сложно представить рост общих объемов государственных расходов на образование.
С конца 2007 года запланировано изменение фонда оплаты труда для работников бюджетных учреждений. Фонды оплаты труда федеральных бюджетных учреждений увеличены с учетом роста инфляции: в 2008 году - на 7% с 1 сентября; в 2009 году - на 6,8% с 1 августа и в 2010 году - на 6,5% с 1 января.
Однако предлагаемое повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений, в том числе работникам образования, является недостаточным. В сложном материальном положении остается значительная часть работников высшей школы - ассистенты и старшие преподаватели, не имеющие ученых степеней.
Законопроект не предусматривает увеличение размера стипендий с 2008 года. Получается большой разрыв между планируемым повышением МРОТ с 1 сентября 2007 г. до 2300 рублей и размером стипендий в 900 рублей для студентов вузов и 315 рублей для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
Необходимо предусмотреть в 2008 году увеличение размеров стипендий студентам вузов до 1200 рублей, а обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования до 500 рублей.
С 2009 года планируется исключение из финансирования следующих направлений ПНПО:
- внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ (13,0 млрд. рублей, в том числе 3,0 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений (4,7 млрд. рублей);
- методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд. рублей);
- приобретение автобусов для государственных и муниципальных школ в сельской местности (1,0 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием (2,3 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (0,4 млрд. рублей).
С 2010 года также исключаются из финансирования следующие направления ПНПО:
- внедрение современных образовательных технологий (оплата трафика для образовательных учреждений) (1,1 млрд. рублей);
- государственная поддержка талантливой молодежи (0,2 млрд. рублей);
- установление вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях (11,7 млрд. рублей) - планируется принять решение Правительства РФ о передаче этих ассигнований в субъекты РФ;
- государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные меры модернизации образования (5,25 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (1,8 млрд. рублей).
Комитет предлагает в 2009 году запланировать дополнительные в сравнении с законопроектом ассигнования на ПНПО в сумме 13,3 млрд. рублей, сохранив финансирование по следующим направлениям:
внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ (13,0 млрд. рублей, в том числе 3,0 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд. рублей).
В 2010 году запланировать дополнительные ассигнования на ПНПО в сумме 21,65 млрд. рублей, в том числе по следующим направлениям:
- внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ (13,0 млрд. рублей, в том числе 3,0 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- методическое обеспечение и информационная поддержка (0,3 млрд. рублей);
- внедрение современных образовательных технологий (оплата трафика для образовательных учреждений) (1,1 млрд. рублей);
- государственная поддержка талантливой молодежи (0,2 млрд. рублей);
- государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные меры модернизации образования (5,25 млрд. рублей по разделу "Межбюджетные трансферты");
- государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств (1,8 млрд. рублей).
Комитет считает целесообразным предусмотреть дополнительные федеральные расходы через ПНПО на субсидии на обеспечение ежемесячной выплаты вознаграждения за классное руководство мастерам производственного обучения в системе начального профессионального образования в сумме 1125 млн. рублей, классным руководителям (кураторам) в системе среднего профессионального образования в сумме 887 млн. рублей.
На основании проведенного обсуждения Комитет Государственной думы по образованию и науке предлагает принять законопроект "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" в первом чтении и учесть сделанные замечания при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н. Булаев |
______________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 22. - С. 36 - 57. - Ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 мая 2007 г. N 74-3 на проект федерального закона N 425229-4 "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" в части финансирования расходов на образование и науку
Текст заключения опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", 2007 г., N 15