Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А, судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Галкиной Полины Дмитриевны, Рудобелец Варвары Сергеевны на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 21 февраля 2019 года (дело 2а-1004/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 29 мая 2019 года по административному исковому заявлению Ивановой Анны Андреевны к конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области, о признании незаконным бездействия, обязании определить победителя конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Галкиной П.Д. - Цугулиева А.В, представителя Рудобелец В.С. - Мазеинькова А.А, поддержавших кассационные жалобы своих доверителей, пояснения представителя Ивановой А.А. - Зырянова А.В, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области, конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области - Зинченко В.Н, возражавших против доводов, изложенных в кассационных жалобах, УСТАНОВИЛА:
Иванова А.А. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением сославшись на то, что 11 сентября 2018 года на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области была размещена информация об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области и о назначении проведения конкурса на 16 октября 2018 года.
Иванова А.А. 2 октября 2018 года обратилась для участия в указанном конкурсе, представив соответствующее заявление и необходимые документы, 8 октября 2018 года на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области опубликовано принятое конкурсной комиссией решение о её допуске в числе других кандидатов к участию в объявленном конкурсе.
16 октября 2018 года Иванова А. А. приняла личное участие в конкурсе, пройдя индивидуальное собеседование и ответив на вопросы членов конкурсной комиссии. Однако решение о результатах конкурса конкурсной комиссией не объявлено, при этом на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области размещена информация о том, что решение конкурсной комиссией не принято, конкурс не окончен.
На запрос о причинах сложившейся ситуации 25 октября 2018 года административный истец получила ответ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, из которого следует, что часть членов конкурсной комиссии (ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16) отказались выставлять какие-либо баллы в конкурсных бюллетенях отдельным конкурсантам в связи с отсутствием у них рекомендаций нотариальной палаты, внеся в графу "количество баллов" конкурсных бюллетеней запись "не оценивается". В связи с этим, комиссия не может подсчитать количество баллов всех конкурсантов и определить победителя конкурса, как это предусмотрено пунктом 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Минюста России от 17 февраля 1997 годаN 19-01-19-97.
Административный истец полагает бездействие части членов комиссии, не выставивших баллы в конкурсных бюллетенях, незаконным, поскольку пунктом 6 указанного Положения не предусмотрено иных вариантов действий для членов конкурсной комиссии кроме выставления конкурсантам баллов по 10-балльной системе с занесением их в конкурсные бюллетени, а для конкурсной комиссии в целом - кроме последующего подсчёта баллов и определения лица, победившего в конкурсе, получившего наибольшее количество баллов. Кроме того, указала, что рекомендация нотариальной палаты требуется только для назначения победителя конкурса на должность нотариуса, для участия в конкурсе, объявленном 11 сентября 2018 года, рекомендация не требовалась.
С учётом уточнения требований, административный истец просила суд признать незаконным бездействие конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области, выразившееся в невыставлении баллов отдельным участникам конкурса - Ивановой А.А, Меркулову А.П, Сычевской Е.Н, Колесниковой Н.И, Головашевой Э.Р, Мавродий Т.Г, Моховой Е.И. и Пилецкому А.М. и непринятии решения об определении победителя конкурса; обязать конкурсную комиссию при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области определить победителя конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного приказом Минюста России от 17 февраля 1997 года N 19-01-19-97, на основании оценок, выставленных конкурсантам.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 21 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 29 мая 2019 года иск Ивановой А.А. удовлетворен.
На вступившие в законную силу судебные постановления заинтересованные лица - Галкина П.Д, Рудобелец В.С. подали кассационные жалобы в которых ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения. Ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Частью 2 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года N 4462-1, установлено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
На момент проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области действовало Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённое приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 года N 19-01-19-97 по согласованию с Федеральной нотариальной палатой (далее также - Положение).
В силу пункта 4 Положения к участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, со стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет, достигшие возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет, сдавшие квалификационный экзамен.
Также Положением установлен перечень лиц, которые не допускается к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
В соответствии с пунктом 5 Положения, лицо, желающее участвовать в конкурсе, подаёт секретарю конкурсной комиссии заявление, которое регистрируется в специальном журнале с присвоением регистрационного номера, а также представляет в подлиннике: диплом о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; лицензию на право нотариальной деятельности или выписку из протокола квалификационной комиссии, подтверждающую сдачу квалификационного экзамена после 1 января 2015 г.; справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее участвовать в конкурсе, не состоит в них на учёте в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости; заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.
Согласно пункту 6 Положения, в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.
Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.
После оценки всех участников конкурса и подсчёта набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.
Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области от 11 сентября 2018 года N 638-р объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области, назначена дата и место проведения конкурса: 16 октября 2018 года в 10 час. 00 мин. в помещении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области, установлен срок приема документов: с 27 сентября 2018 года по 4 октября 2018 года включительно.
Приказом управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области от 24 сентября 2018 года N 109 утверждён состав конкурсной комиссии в связи с проведением 16 октября 2018 года конкурса на замещение вакантной должности нотариуса Гурьевского нотариального округа Калининградской области.
16 октября 2018 года был проведён конкурс на замещение вакантной должности нотариуса Гурьевского нотариального округа Калининградской области, к участию в котором было допущено 12 кандидатов: Меркулов А.П, Панасюк Т.Н, Мохова Е.И, Сычевская Е.Н, Колесникова Н.И, Иванова А.А, Фомина О.С, Пилецкий А.М, Галкина П.Д, Рудобелец В.С, Мавродий Т.Г, Головашева Э.Р.
С явившимися для участия в конкурсе 10 кандидатами конкурсной комиссией проведено личное собеседование, затем членами конкурсной комиссии проведена оценка кандидатов в конкурсных бюллетенях.
Исходя из приобщённых к материалам дела (т. N, л.д. N) конкурсных бюллетеней на замещение вакантной должности нотариуса Гурьевского нотариального округа Калининградской области от 16.10.2018 года следует, что члены конкурсной комиссии "данные изъяты" отказались оценивать в конкурсных бюллетенях конкурсантов Меркулова А.П, Сычевскую Е.Н, Колесникову Е1.И, Иванову А.А, Головашеву Э.Р, Мавродий Т.Е, Мохову Е.И, Пилецкого А.М. Кандидатуры указанных лиц не оценены ввиду отсутствия у указанных лиц рекомендаций нотариальной палаты.
Давая оценку указанному обстоятельству, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из положений статьи 12 Основ законодательства о нотариате, в силу которой наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты, вместе с тем момент получения рекомендации нотариальной палаты не определён, и пункта 6 Положения, в силу которого обязанность предоставить рекомендацию нотариальной палаты на этапе предоставления документов на участие в конкурсе и на момент участия в конкурсе на конкурсантов не возложена.
В силу норм пункта 6 Положения на членов конкурсной комиссии возложена обязанность оценить качества каждого кандидата, допущенного к конкурсу, в конкурсных бюллетенях по 10-балльной системе и кратко изложить мотивировку, послужившую основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.
Учитывая, что Иванова А.А. была допущена к проведению конкурса, члены конкурсной комиссии обязаны выставить ей, как и иным кандидатам, допущенным к участию в конкурсе, оценки по 10-бальной системе.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные Ивановой А.А. требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что отказ части членов конкурсной комиссии от оценки качеств кандидатов, не представивших рекомендацию нотариальной палаты, не может быть признан обоснованным и согласующимся с требованиями законодательства. Отсутствие в бюллетенях оценки по 10-балльной системе, в частности, в бюллетенях, составленных по кандидатуре Ивановой А.А, не позволяет конкурсной комиссии принять решение по результатам конкурса.
Судом первой инстанции также установлено, что в связи с невозможностью подсчёта баллов и определения победителя заседание конкурсной комиссии было перенесено на 17 октября 2018 года. В ходе заседания конкурсной комиссии 17 октября 2018 года председателем комиссии определено считать конкурс не оконченным до оценки всех конкурсантов.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции на основе оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ. Отсутствие в материалах дела протокола заседания конкурсной комиссии о недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, не свидетельствует.
В связи с тем, что в соответствии с п. 2 Положения Управлением устанавливается дата начала конкурса и не установлены временные границы проведения конкурса, председатель конкурсной комиссии в соответствии с п. 3 Положения определил:считать конкурс не оконченным до устранения нарушений п. 6 Положения и оценки всех конкурсантов. То есть на момент рассмотрения дела, протокол заседания конкурсной комиссии изготовлен не был.
При таких обстоятельствах, суд был вправе устанавливать обстоятельства конкурса на основе других доказательств. Процессуальная норма, запрещающая суду оценивать иные доказательства для установления обстоятельств конкурса, отсутствует.
В кассационной жалобе Галкина П.Д. и Рудобелец В.С. просят дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Данный способ восстановления прав и законных интересов административного истца определён судом первой инстанции в настоящем деле в виде возложения на конкурсную комиссию при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области обязанности определить победителя конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённого приказом Минюста России от 17 февраля 1997 года N 19-01-19-97.
Изложенные в мотивировочной части решения суда первой инстанции суждения о минимальном балле (1 балл), из которого должна исходить конкурсная комиссия, вопреки доводам апелляционных жалоб, не могут рассматриваться как подмена судом решения конкурсной комиссии.
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждённым приказом Минюста России от 17 февраля 1997 года N 19-01-19-97, исключительно в полномочия конкурсной комиссии, как специально созданного органа, входит оценка конкурсантов и определение итогов конкурса.
Основания градации выставляемых конкурсантам членами конкурсной комиссии оценок не конкретизируются ни в Положении, ни в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Поэтому члены конкурсной комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанном на субъективном восприятии информации о том или ином участнике конкурса - как ранее известной члену комиссии, так и полученной из документов конкурсанта или из собеседования с ним.
Гарантией объективной оценки конкурсанта является излагаемая в конкурсном бюллетене обязательная письменная мотивация оценки.
Исходя из приведённых норм пункта 6 Положения, выставление кандидатам, допущенным к участию в конкурсе, оценки по 10-балльной системе, является обязательным, а для восстановления нарушенного права административного истца, которое может быть осуществлено лишь путём определения количества баллов, набранных Ивановой А.А. в ходе проведённого конкурса и определения победителя конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, суд первой инстанции, с учётом согласия административного истца на получение самого низкого из возможных баллов, был вправе указать на способ подсчёта комиссией голосов в отношении Ивановой А.А. в случае необоснованного уклонения членов конкурсной комиссии от выставления баллов в конкурсных бюллетенях.
При этом, возможность выставления баллов в виде дроби не предусмотрена этим пунктом Положения, поскольку подобные оценки затруднят или сделают невозможным подсчет голосов.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 21 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 29 мая 2019 года по административному исковому заявлению Ивановой Анны Андреевны к конкурсной комиссии при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации Калининградской области, о признании незаконным бездействия, обязании определить победителя конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в Гурьевском нотариальном округе Калининградской области оставить без изменения, кассационные жалобы Галкиной Полины Дмитриевны, Рудобелец Варвары Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.