Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" Хуснуллиной Р.Ш. на вступившие в законную силу постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора N от 27 августа 2019 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 октября 2019 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора N от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 октября 2019 года, муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс" (далее - предприятие, МУП "Метроэлектротранс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП "Метроэлектротранс" Хуснуллина Р.Ш. просит обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2017 года N 410 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, которые разработаны в соответствии со статьей 8 Закона о транспортной безопасности и в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Закона являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее Порядок), пунктом 3 которого установлено:
3.1.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).
Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - специализированные организации), по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры.
3.1.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя). Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.
3.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.
Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (пункт 8 Порядка).
Как установлено административным органом, МУП "Метроэлектротранс" поданы заявления в Росжелдор об утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитена), являющегося объектом транспортной инфраструктуры.
02 июля 2019 года Росжелдор отказано в утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры внеуличного транспорт (метрополитена), о чем выданы заключения N, N с основаниями отказа в утверждении результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры внеуличного транспорт (метрополитена), согласно которым основаниями для отказа в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости вышеуказанного объекта является нарушение "Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" и "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий метрополитенов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2017 года N410.
После этого, материалы для рассмотрения вопроса в части привлечения МУП "Метроэлектротранс" к административной ответственности направлены на рассмотрение в Ространснадзор, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013 года N 236 "О Федеральном государственном транспорте" данный орган осуществляет федеральный государственный транспортный надзор.
На основании изложенного должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, указанные выводы должностного лица и судьи районного суда нельзя признать правомерными.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры по части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисляется с момента представления в уполномоченный орган результатов соответствующей оценки, указанное административное правонарушение не является длящимся (пункт 27 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года).
Как установлено из материалов дела, МУП "Метроэлектротранс" провело оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктур и транспортных средств. 20 мая 2019 года результаты проведенной оценки уязвимости объекта "данные изъяты" направлены в Росжелдор (л.д. 55-57), которые поступили в уполномоченный государственный орган 22 мая 2019 года (л.д. 57).
Таким образом, после представления 22 мая 2019 года в компетентный орган результатов проведенной оценки уязвимости МУП "Метроэлектротранс" не имело возможности внести в эти результаты изменения в целях исправления каких-либо допущенных при проведении оценки уязвимости нарушений установленных требований порядка проведения такой оценки, а соответственно, не могло изменить последствия выявления компетентным органом допущенных МУП "Метроэлектротранс" нарушений требований законодательства при проведении упомянутой оценки. Следовательно, представив в компетентный орган для рассмотрения результаты оценки уязвимости, проведенной с нарушением требований порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, МУП "Метроэлектротранс" совершил противоправное деяние.
Датой начала течения срока давности привлечения к административной ответственности следует считать 22 мая 2019 года.
Исходя из изложенного, срок давности привлечения к административной ответственности истек 22 июля 2019 года.
Следовательно, постановление должностного лица отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора вынесено 27 августа 2019 года, то есть за пределами двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" Хуснуллиной Р. Ш. удовлетворить.
Постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора N от 27 августа 2019 года, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 октября 2019 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.