дело N 2а-11746/18
г. Краснодар |
27 февраля 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Малаевой В.Г. и Мальмановой Э.К.
при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности Лисунова Евгения Анатольевича на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 1 ноября 2018 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Арабина Г.К. к администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения представителя Арабина Г.К. по доверенности ФИО11 пояснения представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности ФИО12 суд
установил:
Арабин Георгий Качахович (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее-административные ответчики) о признании реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N.
Указал, что является собственником объекта недвижимости, расположенного на части земельного участка с кадастровым номером N, однако по сведениям государственного реестра земельный участок N является собственностью Российской Федерации. Считает, что фактически в части данного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, имеется реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельного участка. Просил заявленные требования удовлетворить в целях устранения реестровой ошибки.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 1 ноября 2018 года заявленные требования были удовлетворены. Суд признал реестровую ошибку в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю и филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю исправить реестровую ошибку в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N, являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Суды нарушили нормы материального и процессуального права, неверно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, по которым земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности. Следовательно, рассматриваемое требование свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки. Заявитель является предпринимателем, и настоящее дело подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Суд, обязывая Управление Росреестра по Краснодарскому краю исправить реестровую ошибку, разрешилвопрос о его правах и обязанностях, не привлекая к участию в административном деле.
Определением судьи от 23 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
От заявителя в материалы дела поступили возражения по кассационной жалобе, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать. Указывает, что решение суда первой инстанции исполнено в полном объеме, Управлением Росреестра по Краснодарскому краю внесены соответствующие изменения в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Как следует из материалов административного дела, заявитель является собственником нежилого здания - столярного цеха площадью 719, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", находящегося на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственных зданий и сооружений, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", который является смежным с земельным участком с кадастровым номером N.
При этом согласно сведениям ЕГРН указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, находящегося в собственности Российской Федерации, границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
В целях устранения данной реестровой ошибки 10 мая 2018 года кадастровым инженером Михайловой А.Н. в результате выполнения кадастровых работ на местности был подготовлен межевой план, в котором уточнены местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером N, с учетом территории земельного участка с кадастровым номером N, на котором фактически расположена часть нежилого здания, принадлежащего ФИО13
После этого заявитель обратился в ГАУ КК "МФЦ КК" в городе Краснодаре с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с приложением межевого плана.
25 мая 2018 года уведомлениями Управления Росреестра по Краснодарскому краю государственный кадастровый учет был приостановлен, а в дальнейшем заявителю было отказано в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Ссылаясь на то, что в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N имеется реестровая ошибка, которая нарушает его право собственности на часть земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости, заявитель обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-закон N 218-ФЗ) реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами или органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом.
Главой 7 Закона N 218-ФЗ регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, на основании заключения кадастрового инженера ФИО14 от 10 мая 2018 года наличие в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером N факта реестровой ошибки, которая нарушает права Арабина Г.К. на использование принадлежащего ему недвижимого имущества в соответствии с требованиями закона, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Правомерны и выводы суда апелляционной инстанции о том, что целью исправления данной реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, с которым земельный участок предоставлялся заявителю и подтвержден заключением кадастрового инженера в межевом плане от 10 мая 2018 года.
При таких обстоятельствах, с учетом того что восстановление нарушенных прав заявителя возможно в результате исправления допущенной при формировании земельного участка с кадастровым номером N реестровой ошибки, путем внесения изменений в ЕГРН фактических границ, установленных на местности, в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N, отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в постановке на государственный учет земельного участка, нельзя признать основанным на законе.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд кассационной инстанции считает, что суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Так, в силу пункта 2 статьи 8 Закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Согласно части 1 статьи 14 Закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
Согласно статье 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Суд, принимая решение об удовлетворении требований Арабина Г.К. об устранении реестровой ошибки, принял во внимание тот факт, что при межевании участка заявителя была допущена реестровая ошибка, которая заключается в неправильном определении координат участка относительно схемы его расположения. При этом границы его земельного участка по его фактическому местоположению имеют наложение на участок с кадастровым номером N.
Согласно части 1 статьи 5 Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Из пункта 3 части 1 статьи 7 данного Закона следует, что в государственный кадастр недвижимости вносится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 64 приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в реестр объектов недвижимости вносятся, в частности, следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0, 01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).
Таким образом, из приведенных положений следует, что принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Суд учел, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 15 мая 2006 года, тогда как границы земельного участка с кадастровым номером N по сведениям государственного кадастра недвижимости не установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и, следовательно, подлежат уточнению при выполнении кадастровых работ.
При указанных обстоятельствах значимым для дела обстоятельством явилось определение соответствия расположения места фактического нахождения используемого заявителем и принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости и соответствие площади и границ его земельного участка, установленных в межевом плане от 10 мая 2018 года, фактическому расположению земельного участка.
Суды правильно установили изложенные обстоятельства и применили соответствующие нормы права.
Вместе с тем в нарушение части 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик не представил судам первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для устранения реестровой ошибки.
Довод кассационной жалобы о необходимости рассмотрении данного спора арбитражным судом опровергается материалами дела, когда отсутствует экономический характер требований, где физическое лицо обращается за защитой нарушенных прав вследствие наличия недостоверных сведений в ЕГРН о принадлежащем ему объекте недвижимости.
Непривлечение к рассмотрению спора Управления Росреестра по Краснодарскому краю не привело к принятию необоснованного решения, в деле участвовал филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Управления Росреестра по Краснодарскому краю, что не затруднило исполнение решения суда. Управлением Росреестра по Краснодарскому краю внесены соответствующие изменения в ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером N.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 1 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности Лисунова ФИО15 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.