1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Возьного А.Я., судей Ершова К.Г. и Позднякова С.И. при секретаре судебного заседания Филипченко Г.Е. рассмотрел административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение 224 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Саютина Сергея Валерьевича об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о включении истца в список лиц, отказавшихся от предложенных жилых помещений.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Возьного А.Я, объяснения представителя административного ответчика Беркутовой И.В. в обоснование апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Информационным письмом от 24 сентября 2019 года N ФГКУ "Западрегионжилье" уведомило начальника ВУНЦ о включении Саютина в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда как лица, отказавшегося 9 октября 2018 года от жилого помещения. Саютин оспорил это решение, просил обязать ответчика исключить его из указанного списка, о чем сообщить начальнику учебно-научного центра, и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением 224 гарнизонного военного суда административное исковое заявление удовлетворено полностью за исключением требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Беркутова просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выражая несогласие с выводом суда о том, что Саютин фактически не отказывался от предоставленного жилого помещения, она ссылается на заполнение истцом корешка N к сообщению о предлагаемом жилье, содержащего такой отказ. Кроме того, поскольку законность действий по предоставлению жилого помещения Саютин не оспаривал, их оценка судом свидетельствует о рассмотрении и разрешении требований, не относящихся к предмету спора.
Воспроизводя содержание пп. 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 мая 2016 года N 303 (далее - Инструкция), автор жалобы указывает на то, что отказ военнослужащего от распределенного жилого помещения не является безусловным основанием для прекращения ему выплаты денежной компенсации за наем (поднаем), а также не свидетельствует об утрате права на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Ссылаясь на п. 14 Инструкции и п. 2 примечаний к форме, содержащейся в приложении N 3 к ней, представитель ответчика утверждает, что внесение в графу 9 списка об обеспеченности военнослужащих жилыми помещениями иной формулировки, кроме "отказался от жилого помещения", ничем не предусмотрено, а оценка причин отказа военнослужащего от предложенного служебного жилого помещения в полномочия жилищного органа не входит.
Сам по себе список, направленный в адрес начальника ВУНЦ, распорядительным актом не является, а отражает лишь факт, связанный с жилищным обеспечением Саютина и, как следствие, его прав не нарушает.
В заключение жалобы ее автор указывает на то, что направление в сентябре 2019 года оспариваемой информации не могло служить безусловным основанием для прекращения выплаты Саютину компенсации за наем (поднаем) жилья, поскольку аналогичная информация ранее неоднократно направлялась в адрес начальника Военного учебно-научного центра.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Саютин просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ "Западрегионжилье" без удовлетворения.
Рассмотрев дело в соответствии со ст. 308 КАС РФ, окружной военный суд находит, что фактические обстоятельства дела судом первой инстанции определены, установлены и изложены в решении правильно и полно. Также они изложены в исковом заявлении и апелляционной жалобе ответчика. Эти обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для обоснования принятого судом решения.
Как установлено по делу, Саютин проходит военную службу по контракту на воинской должности "данные изъяты". С 17 июля 2018 года Саютин включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений, вследствие необеспеченности жильем осуществлял наем жилого помещения в "данные изъяты" и по месту прохождения военной службы обеспечивался денежной компенсацией за наем (поднаем) жилого помещения.
Приказом начальника ВУНЦ от 17 октября 2019 года N выплата указанной компенсации Саютину с 1 сентября 2019 года прекращена. Основанием к этому послужила поступившая из ФГКУ "Западрегионжилье" информация, изложенная в приложенном к письму от 24 сентября 2019 года N списке (пункт 81), об отказе Саютина от предложенного жилого помещения, распределенного ему 9 октября 2018 года (л.д. 4-19).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно оценивал действия жилищного органа, связанные с достоверностью направленной информации, поскольку именно эти действия явились основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилья.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, одним из условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.
В целях определения условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации пп. 4, 15-18 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, установлен порядок взаимодействия командования воинских частей (организаций), финансово-экономических органов и уполномоченных органов (их структурных подразделений).
В рамках взаимодействия уполномоченный жилищный орган либо его структурное подразделение в течение пяти рабочих дней со дня получения списков на выплату денежной компенсации представляет в финансово-экономические органы сведения по рекомендуемой форме о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями (пп. 4 и 17 Инструкции).
Приказ о выплате денежной компенсации издается только после получения воинской частью соответствующих сведений, свидетельствующих о наличии оснований для ее получения (п. 19 Инструкции).
В соответствии с п. 8 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Пунктом 2 примечаний к соответствующей форме (приложение N 3 к Инструкции) определено, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, в соответствующей графе списка вписываются слова "отказался от жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения.
Поэтому указание в списке (пункт 81), приложенном к письму от 24 сентября N, об отказе Саютина от предоставленного жилого помещения в общежитии обоснованным может быть признано лишь при условии фактического предоставления истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания и свободного для заселения.
В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, чч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные чч. 2-4 ст. 31, ст. 65 и чч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение. Аналогичные обязанности наймодателя закреплены в подп. 1 п. 15 Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Как видно из сообщения о предлагаемом жилом помещении от 9 октября 2018 года, полученного Саютиным только 6 декабря 2018 года, ему для заселения предложена комната в общежитии в "данные изъяты". 10 декабря 2018 года Саютин письменно отказался от заселения, указав в корешке N к сообщению о предлагаемом жилом помещении на то, что указанное жилое помещение занято другим военнослужащим, с которым заключен соответствующий договор и открыт лицевой счет (л.д. 19). Обстоятельство, связанное с предоставлением данного жилого помещения другому лицу подтверждается актом осмотра от 10 декабря 2018 года N, составленным с участием заведующего общежитием (л.д. 20), сообщением от 25 октября 2018 года и договором найма жилого помещения в общежитии от 7 ноября 2018 года (л.д. 69-70).
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности вселения Саютина в жилое помещение, предоставленное другому лицу и занятое им, и, соответственно, необоснованности указания об отказе истца от этого жилого помещения, что повлекло прекращение выплаты денежной компенсации, является правильным, а решение об удовлетворении административного иска в этой части - законным и обоснованным.
Иное истолкование ответчиком обстоятельств дела и норм противоречит их содержанию. Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно обстоятельств, имеющих значение для дела, были известны суду первой инстанции и получили в его решении правильную оценку, состоятельными эти доводы признаны быть не могут.
Поскольку иных нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом при рассмотрении дела также допущено не было, основания для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 17 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Саютина Сергея Валерьевича об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о включении истца в список лиц, отказавшихся от предложенных жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.