Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хаировой Д.Р, при секретаре Мязиной Н.А, с участием прокурора Бурхетьевой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-188/2020 по административному исковому заявлению Бочарникова А.В. к Губернатору Астраханской области, Правительству Астраханской области о признании недействующими отдельных положений Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 года N 155-П, Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р", УСТАНОВИЛ:
17 марта 2020 года распоряжением Губернатора Астраханской области N 159-р, с последующими внесенными в него изменениями, на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Нормативный правовой акт опубликован 17 марта 2020 года на официальном интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru и в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.
Согласно Приложению к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астрханской области от 17 марта 2020 N 159-р" на территории Астраханской области установлены ограничительные мероприятия (карантин).
Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 148-П "О мерах по обеспечению санитарного-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 N 155-П, утверждены Правила поведения, обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области. Нормативный правовой акт опубликован 4 апреля 2020 года на официальном интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, а также в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 14 от 9 апреля 2020 года.
Подпунктом 3.2 пункта 3 Правил поведения, обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 148-П, подпунктом 3.3 пункта 3 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р установлено, что граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), не осуществлять передвижение по территории Астраханской области, в том числе с использованием транспортных средств, за исключением отдельных случаев.
Абзацами 6, 7, 8, 9 пункта 15 Правил и подпунктом 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р на территории Астраханской области временно приостановлена работа отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей.
Бочарников А.В. обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункт 3.2 пункта 3, абзацы 6, 7, 8, 9 пункта 15 Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 148-П, подпункт 3 пункта 3, абзацы 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р" с последующими внесенными изменениями, по тем основаниям, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат Конституции Российской Федерации, статьям 4, 11, 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральному закону Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативных правовых актов приняты органами государственной власти Астраханской области с нарушением полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, а также в отсутствие законных оснований для принятия мер по ограничению права граждан на передвижение по территории Астраханской области, приостановление (ограничение) деятельности находящихся на территории Астраханской области отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей. Административные ответчики не обладают полномочиями по введению чрезвычайного положения на территории Российской Федерации, нарушают права по ограничению прав и свобод граждан Российской Федерации и административного истца.
Впоследствии административный истец уточнил требования и просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3.2 пункта 3, абзацы 7, 8, 9 пункта 15 Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 года, подпункт 3 пункта 3, абзацы 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р", действующие в данной редакции на момент рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области.
Административный истец Бочарников А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области Музалевская О.А. административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что оспариваемые положения нормативных правовых актов приняты в пределах компетенции органов государственной власти Астраханской области и в соответствии с федеральным законодательством.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучения человека по Астраханской области Холина И.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М, полагавшей административные исковые требования об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Статьями 6, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации; утвердить план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий.
В силу части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Согласно пункту 2 статьи 23 Устава Астраханской области Губернатор Астраханской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению на территории Астраханской области.
Пунктом 1 статьи 1.1 Закона Астраханской области от 20 сентября 2006 года N 60/2006-03 "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" установлено, что принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относится к полномочиям Губернатора Астраханской области.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительны органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В результате анализа санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Астраханской области главным государственный санитарный врачом по Астраханской области установлено, что с 26 марта 2020 года по 30 марта 2020 года среди населения Астраханской области выявлено семь положительных результатов исследований на коронавирусную инфекцию, два из которых были подтверждены в ФКУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора (г. Москва).
С целью ограничения эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новым подтипом коронавируса, характеризующейся тяжелым течением, тенденцией к быстрому распространению и представляющими опасность для населения Астраханской области, руководствуясь статьей 31, пунктом 8 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главным государственный санитарный врачом по Астраханской области в Правительство Астраханской области направлены предложения о введении ограничительных мероприятий (карантина) от 30 марта 2020 N 2, в соответствии с которыми предложено рассмотреть вопрос о введении на территории Астраханской области дополнительных ограничительных мероприятий (карантина), в том числе предусматривающих ограничение внутрирегиональных перемещений для граждан постоянно проживающих и временно находящихся на территории Астраханской области; возложении обязанности на граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
В рамках реализации указанного полномочия и в соответствии с постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 03 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р на территории Астраханской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением на территории Астраханской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Распоряжениями Губернатора Астраханской области от 19 марта 2020 года N 176-р, 27 марта 2020 года N 182-р, 28 марта 2020 года N 183-р, N 184-р, 30 марта 2020 года N 189-р, 4 апреля 2020 года N 201-р в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р "О введении режима повышенной готовности на территории Астраханской области" были внесены изменения, согласно Приложению к настоящему распоряжению на территории Астраханской области установлены ограничительные мероприятия (карантин).
Распоряжения Губернатора Астраханской области опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru и в печатном издании Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 30 марта 2020 года N 103-Пр "О введении на территории Астраханской области ограничительных мероприятий (карантина)" с 30 марта 2020 года на территории Астраханской области введены ограничительные мероприятия (карантин).
Согласно части 1 статьи 27 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 года N 42/2009-03 "О Правительстве Астраханской области" Правительство Астраханской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, Устава Астраханской области, законов Астраханской области принимает акты в форме постановлений и распоряжений.
В целях исполнения вышеуказанного поручения Губернатора Астраханской области и в соответствии с федеральным законодательством постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 148-П "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 N 155-П) были утверждены:
- Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области;
- перечень непродовольственных товаров первой необходимости;
- перечень организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Нормативный правовой акт опубликован 4 апреля 2020 года на официальном интернет-портал правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, а также в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 14 от 9 апреля 2020 года.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты изданы уполномоченными органами государственной власти Астраханской области в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в соответствии с представленными данным органам полномочиями и с соблюдением правил, принятия и опубликования нормативных правовых актов.
Подпунктом 3.2 пункта 3 Правил поведения, обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 148-П с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 года N 155-П, подпунктом 3.3 пункта 3 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р с последующими изменениями, внесенными распоряжением Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 201-р установлено, что граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции по месту проживания (пребывания), в том числе в жилых и садовых домах, и не покидать места проживания (пребывания), не осуществлять передвижение по территории Астраханской области, в том числе с использованием транспортных средств, за исключением случаев:
- обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая допустима в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы) в соответствии с Распоряжением Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 190-р "О специальных пропусках, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области" (далее - распоряжение Губернатора) в случае наличия служебного удостоверения либо иного документа, подтверждающего осуществление профессиональной (служебной) деятельности, - у лиц, указанных в пункте 1 перечня лиц, осуществляющих передвижение по территории Астраханской области в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина), утвержденного распоряжением Губернатора;
-специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области, - у лиц, указанных в пункте 2 перечня лиц, осуществляющих передвижение по территории Астраханской области в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина), утвержденного распоряжением Губернатора;
- осуществления деятельности, которая связана с передвижением по территории Астраханской области и допустима в соответствии с перечнем организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденным настоящим Постановлением, при наличии у работников этих организаций специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области;
- осуществления деятельности волонтерского движения, указанного в пункте 17 настоящих Правил;
- осуществления прогона, выпаса сельскохозяйственных животных чабанами, пастухами;
- осуществления длительных разовых/периодических поездок по территории Астраханской области по специальным пропускам, выдаваемым в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области;
- следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, осуществления выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов без специальных пропусков, выдаваемых в период действия режима повышенной готовности и реализации ограничительных мероприятий (карантина) на территории Астраханской области.
Передвижение несовершеннолетних допускается только в сопровождении родителей или иных законных представителей.
Абзацами 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил и абзацами 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 30 марта 2020 года N 189-р (в окончательной редакции от 4 апреля 2020 года) временно приостановлена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов (данное ограничение не распространяется на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций);
- работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в настоящем постановлении, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки;
- работа салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки;
- оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Ограничительными мероприятиями (карантином) согласно абзацу 15 статьи 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "у" и "ф" пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить (пункт 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Реализуя указанные положения федерального законодательства, учитывая предложения главного государственного санитарного врача по Астраханской области от 30 марта 2020 N 2, Губернатор Астраханской области и Правительство Астраханской области установили на территории Астраханской области комплекс ограничительных мероприятий.
Проанализировав оспариваемые нормы на соответствие федеральному законодательству, суд приходит к выводу, что принятые меры обусловлены сложившейся на территории Астраханской области эпидемиологической обстановкой, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости, вызванной новым подтипом коронавируса, и не противоречат подпунктам "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При изложенных обстоятельствах оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законные интересы административного истца.
Довод административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не содержат норм, свидетельствующих о введении режима чрезвычайного положения на территории Российской Федерации и/или территории Астраханской области в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", что исключает право Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области ограничивать право граждан на передвижение по территории Астраханской области, в том числе на личном автотранспорте, а также в силу требований федерального законодательства не предоставляет право на приостановление (ограничение) деятельности находящихся на территории Астраханской области отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, основаны на неверном толковании вышеуказанных положений действующего законодательства, в связи с чем они отклоняются судом.
Установив, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Бочарникова А.В. о признании недействующими подпункт 3.2 пункта 3, абзацы 7, 8, 9, 10 пункта 15 Правил поведения обязательных к исполнению гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 11 апреля 2020 года N 155-П, подпункта 3 пункта 3, абзацы 2, 3, 4, 5 подпункта 10.2 пункта 10 Приложения к распоряжению Губернатора Астраханской области от 4 апреля 2020 года N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 года N 159-р" отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 апреля 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.