Дата вступления в законную силу - 20 февраля 2020 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 20 февраля 2020 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года в отношении
Кулиева Ю. А, "дата" года рождения, уроженца "... ", гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: "адрес", не имеющего постоянного места жительства в Санкт-Петербурге
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года, Кулиев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 ч.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 4 месяца.
Вина Кулиева Ю.А. установлена в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, а именно в том, что "дата" в 09 часов 12 минут по адресу: "адрес" Кулиев Ю.А. в нарушение п. 17.3 и 17.4 ПДД РФ, управляя автомобилем "... " г.н.з. N... при выезде из дворовой территории на "адрес", не уступил дорогу велосипедисту "... " В.Ш, двигавшейся по тротуару слева направо относительно движения транспортного средства, в результате чего произошло столкновение транспортных средств, вследствие которого "... " В.Ш. были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как легкий вред здоровью согласно заключению эксперта N 891-адм.
Кулиев Ю.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга и прекращении производства по делу, ссылаясь на следующие основания к отмене. Выводы о том, что Кулиев Ю.А. выезжал с дворовой территории, являются ошибочными, поскольку в соответствии с п. 17.1 ПДД РФ, жилая зона - это территория, въезды на которую и выезды обозначены знаками 5.21 и 5.22, таких знаков в месте, установленном как место ДТП, установлено не было. Сведения же из открытого источника (Яндекс-карты), подтверждают, что место ДТП является обычной проезжей частью, с другой стороны проезда имеются знаки 4.1.3 и 5.5, организовано сквозное движение от "адрес" к "адрес" в месте ДТП не является ни выездом из жилой зоны или дворовой территорией, ни выездом с прилегающей территории, движение в данном месте не регламентируется п. 17.3 и 17.4 ПДД. Велосипедист "... " В.Ш. нарушала правила ПДД РФ, двигаясь по тротуару, а не по краю проезжей части. Из показаний свидетеля "... " Д.С. усматривается, что край проезжей части дороги, по которому могла бы двигаться "... " В.Ш, был свободен. Согласно показаниям "... " и "... ", автомобиль Кулиева двигался очень медленно, пропуская пешеходов, а "... " двигалась на очень большой скорости. Учитывая видимость до 300 м, "... " имела возможность избежать столкновения. У "... " при описании повреждений в Александровской больнице, были установлены только ушиб скуловой области и ссадина лобной области. Квалификации по п. 8.1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 г..подлежат поверхностные повреждения ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающие кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, которые расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека. Судом не исследовалась возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ и 24.5 КоАП РФ о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава правонарушения.
Таким образом, инспектором ГИБДД и судом не установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Кулиев Ю.А. и его защитник - адвокат Галахов В.В, в Санкт-Петербургский городской суд явились, доводы жалобы поддержали, дополнив их тем, что в соответствии с п. 24.8 ПДД РФ, велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. "... " должна была остановиться до пересечения тротуара с дорогой, слезть с велосипеда и пересекать дорогу как пешеход. В соответствии с п. 4.5 ПДД, на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Водитель "... " двигалась по дороге в солнцезащитных очках и в наушниках, что очевидно не способствовало адекватному и своевременному восприятию ею дорожной обстановки и обнаружению опасности. Сама "... " понимала, что приближается к перекрестку, но тормозить при его проезде не собиралась, что подтверждается ее письменными объяснениями. Также она не приняла во внимание большой куст, закрывающий обзор, то есть не соблюдала требования п. 4.5 и 10.1 ПДД РФ. Таким образом, вывод суда о том, что стоящий автомобиль Кулиева явился причиной изменения скорости велосипеда, а ДТП находится в причинно-следственной связи с действиями Кулиева, является необоснованным. ПДД допускает движение велосипедистов по тротуару только если нет возможности двигаться по краю проезжей части. "... " в своих объяснениях указала иную причину движения по тротуару - отсутствие велосипедных дорожек, что является доказательством нарушения ею ПДД. Поскольку инспектором ГИБДД в нарушение требований Приказа МВД России от 23.08.2017 г..N 664 не составлялся материал в отношении "... " и она не привлекалась к ответственности, в деле отсутствуют процессуально составленные документы о ее виновности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ (п. 14 Постановления от 25.06.2019 г..N 20) водитель транспортного средства, двигающийся в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается, не имеет преимущественного права движения. Фрунзенский районный суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств защиты от 08.10.2019 г..о приобщении к материалам дела аудиозаписей, подтверждающих факт неразъяснения Кулиеву его прав при составлении протокола, что влечет недопустимость протокола как доказательства. Судом сторона защиты не была ознакомлена с видеозаписями, которые приобщены к материалам дела на съемном носителе, помеченных надписью "видеозапись Дозор". Вывод суда об отсутствии смягчающих обстоятельств, не основан на собранных доказательствах. Из материалов дела следует, что Кулиев оказал первую помощь "... " - помог подняться, разместил ее в салоне своего автомобиля до прибытия врачей, помог остановить кровь. Также он обеспечил явку свидетелей ДТП, наличие которых проигнорировал инспектор ГИБДД, что способствовало установлению истины по делу.
По ходатайству защиты к материалам дела был приобщен съемный носитель с аудиозаписью, прослушанной в судебном заседании.
Потерпевшая "... " В.Ш. в Санкт-Петербургский городской суд не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы была извещена лично, ходатайств об отложении не направляла, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считаю жалобу Кулиева Ю.А. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 12.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Из материалов дела усматривается, что "дата", в 09 часов 12 минут, Кулиев Ю.А, управляя транспортным средством " "... "" г.н.з. N.., выезжая на "адрес" у "адрес" прилегающей территории, не уступил дорогу велосипедисту "... " В.Ш, путь движения которой он пересекал, что привело к столкновению автомобиля под управлением Кулиева Ю.А. с велосипедом "... " В.Ш. и причинению потерпевшей "... " В.Ш. телесных повреждений, расценивающихся как легкий вред здоровью.
Обязанность водителя, выезжающего на дорогу с прилегающей территории уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает, предусмотрена п. 8.3 ПДД РФ, что обоснованно отмечено районным судом, в связи с чем постановление суда подлежит уточнению в части нарушения Кулиевым Ю.А. не требований ст. 17.3 и 17.4 ПДД РФ, а требований ст. 8.3 ПДД РФ, что не влечет отмену или изменение постановления.
Из схемы ДТП, фототаблицы места ДТП, а также представленной стороной защиты дорожной схеме, полученной из открытых источников сети Интернет (Яндекс карты) усматривается, что дорожно-транспортное происшествие имело место при выезде Кулиева Ю.А. с прилегающей территории на "адрес".
Согласно общим понятиям Правил Дорожного движения "прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Дорожно-транспортное происшествие произошло в месте выезда с прилегающей территории, образованной жилым массивом, расположенным между "адрес", которое не является сквозным проездом, несмотря на возможность выезда из жилого массива как на "адрес", так и на "адрес" и наличие дорожных знаков в месте пересечения выезда из прилегающей территории и проезжих частей "адрес", в связи с чем в этой части постановление районного суда также подлежит уточнению. При этом в соответствии со схемой ДТП и протоколом осмотра, в месте ДТП отсутствуют как регулируемые, так и нерегулируемые пешеходные переходы.
В остальной части, в ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга были правильно установлены событие административного правонарушения, а также наличие причинной связи между действиями водителя Кулиева Ю.А. и наступившими последствиями в виде причинения легкого вреда здоровью потерпевшей "... " В.Ш.
Оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, доказательства по делу судом обоснованно были признаны относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины Кулиева Ю.А. в совершении административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Нарушения права на защиту при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущено не было.
Как усматривается из текста протокола, подпись о разъяснении ему прав Кулиев Ю.А. поставил в графе разъяснения прав потерпевшим, его пояснения относительно того, что подпись, имеющаяся в соответствующих графах протокола, выполнена не им, доверия не вызывают по следующим основаниям. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовали Кулиев Ю.А, его защитник Эминов Р.Ф.о. и должностное лицо, составившее протокол - инспектор "... " О.Р, иные лица при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовали, протокол содержит подписи трех лиц. Фрагмент аудиозаписи составления протокола об административном правонарушении, приобщенный к материалам дела по ходатайству защиты, является доказательством полной реализации Кулиевым Ю.А. своих прав, поскольку им и его защитником были заявлены многочисленные ходатайства, даны пояснения в протоколе, копия протокола была вручена Кулиеву Ю.А. и его защитнику. При этом, отсутствие на аудиозаписи непосредственного разъяснения Кулиеву Ю.А. его прав инспектором "... " О.Р, не свидетельствует о том, что права Кулиеву Ю.А. не разъяснялись, поскольку аудиозапись сделана не с официального начала процессуального действия, а со стадии заявления защитником ходатайств, при этом заявление ходатайств возможно только после разъяснения участникам процесса такой возможности. Инспектор "... " О.Р. была допрошена судом об обстоятельствах составления протокола и разъяснения Кулиеву Ю.А. его прав, пояснила, что права Кулиеву и его защитнику ею были разъяснены, не доверять ее показаниям оснований не имеется.
Действия Кулиева Ю.А. судом квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ судом в ходе рассмотрения дела допущено не было.
Доводы жалобы не являются основанием к отмене постановления суда. Как указано в описательно-мотивировочной части решения, требования п. 8.3 ПДД РФ, обязывают водителя при выезде на дорогу с прилегающей территории уступить дорогу в том числе и велосипедистам, путь движения которых водители пересекают. Полагаю, что у Кулиева Ю.А. имелась обязанность уступить дорогу велосипедисту "... " В.Ш. независимо от того, где она двигалась - по тротуару, либо по краю проезжей части, поскольку траектория движения Кулиева Ю.А. пересекала и тротуар и край проезжей части. Показания свидетелей "... " Д.С. и О.А. не вызывают доверия, поскольку "... " О.А, давая объяснение инспектору ГИБДД, поясняла, что видела, как велосипедист столкнулся с машиной, однако, будучи допрошенной в судебном заседании, пояснила, что не видела момент столкновения транспортных средств, только после того как она и ее муж услышали шум столкновения, подошли посмотреть что случилось. О наличии вышеуказанных свидетелей Кулиев Ю.А. при оформлении места ДТП не заявлял, свидетели были приглашены и опрошены по ходатайству защиты спустя 2 месяца после ДТП.
Заключение судебно-медицинской экспертизы N 891-адм от 07.08.2019 года, соответствует требованиям ст. 26.4 КоАП РФ, квалификация эксперта, изготовившего заключение, не вызывает сомнений, заключение экспертизы мотивировано и обоснованно. Эксперт был предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. Вывод о причинении потерпевшей легкого вреда здоровью сделан в связи с наличием ушибленной раны скуловой области при наличии отека мягких тканей, потребовавшей проведения первичной хирургической обработки с наложением швов, что указывает на то, что поверхностной рана не является и в совокупности с другими установленными повреждениями - ссадины лобной области справа и гематомы лобной области, расценивается как легкий вред здоровью.
Наказание Кулиеву Ю.А. назначено с учетом положений ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, судом были учтены характер совершенного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, отягчающие обстоятельства в виде неоднократного в течение года привлечения Кулиева Ю.А. к административной ответственности за нарушения в области ПДД.
Полагаю, что факт отсутствия смягчающих наказание обстоятельств, был также судом установлен верно. Описанные в жалобе действия Кулиева Ю.А, не позволяют сделать вывод о наличии смягчающих наказание обстоятельств, перечисленных в ст. 4.2 КоАП РФ.
Оснований для применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, учитывая характер совершенного правонарушения.
С учётом изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 года о признании Кулиева Ю. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Кулиева Ю.А. - без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.