Дата вступления в законную силу - 14 апреля 2020 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Межакове И.С., рассмотрев 14 апреля 2020 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении
Култураева О. Х, "дата" года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджикистан;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 февраля 2020 года Култураев О.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации, принудительным и контролируемым перемещением через Государственную границу Российской Федерации, с помещением и содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан N1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, Кингисеппское шоссе, д. 51, лит. Б, до момента выдворения.
Вина Култураева О.Х. установлена в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) на территории РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершенное в городе федерального значения - Санкт-Петербурге:
7 февраля 2020 года в "10" часов "10" минут по адресу: "адрес", сотрудниками ОР ППСП ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга выявлен гражданин Республики Таджикистан Култураев О.Х, "дата" года рождения, который находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание на территории Российской Федерации.
В ходе проверки документов установлено, что гражданин Култураев О.Х, прибыл на территорию Российской Федерации 27 ноября 2018 года с целью въезда "Работа", патент не оформлял, встал на миграционный учет по адресу: "адрес" "адрес" до 24 февраля 2019 года.
По окончании срока пребывания на территории Российской Федерации, а именно 24 февраля 2019 года, Култураев О.Х. не покинул территорию Российской Федерации и 00 час. 01 мин. 25 февраля 2019 года уклоняется от выезда с территории Российской Федерации, чем нарушил ст. 5 ст. 5 ФЗ-115 от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Документы, удостоверяющие личность и законность нахождения на территории Российской Федерации утерял в декабре 2019 года. С заявлением об утере документов и за их восстановлением в компетентные органы не обращался.
Таким образом, гражданин Республики Таджикистан Култураев О.Х, совершил на территории города федерального значения Санкт-Петербурга административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Защитник Култураева О.Х. - Стрепетов А.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, исключив административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование жалобы указал, что Култураев О.Х. плохо владеет русским языком: может понимать русскую речь, говорит на русском с трудом, практически не умеет читать и писать. Отсутствие переводчика при получении объяснений Култураева О.Х. привело к тому, что в протоколе об административном правонарушении появились сведения, которые не соответствуют действительности. В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения об извещении Култураева О.Х. о времени и месте рассмотрения дела. Доказательства не исследованы судом. Култураев О.Х. не имел цели уклоняться от выезда из Российской Федерации. В Российской Федерации Култураев О.Х. проживает с супругой и двумя малолетними детьми, которые являются гражданами Российской Федерации. Судом не приняты во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации, положения Конвенции о правах ребенка.
Култураев О.Х. в Санкт-Петербургский городской суд не доставлен, согласно материалам дела, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы защитник Стрепетов А.С. изложенные в ней доводы поддержал, просил исключить из постановления указание о назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование указал, что у Култураев О.Х. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации, имеет двоих несовершеннолетних детей, также являющихся гражданами Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Стрепетова А.С, прихожу к следующим выводам.
Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.5 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом случаев.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, гражданин Республики Таджикистан Култураев О.Х, прибыл на территорию Российской Федерации 27 ноября 2018 года с целью въезда "Работа", патент не оформлял, встал на миграционный учет по адресу: "адрес" до 24 февраля 2019 года. По истечении разрешенного законом срока пребывания от выезда из РФ уклонился, с 00 час. 01 мин. 25 февраля 2019 года уклоняется от выезда с территории Российской Федерации, что является нарушением требований ст. 5 Федерального Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; протоколом ДЛ САП N000234 о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протоколом об административном задержании; письменными объяснениями Култураева О.Х, сведениями базы ИБД-Регион ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; заключением об установлении личности гражданина Таджикистана Култураева О.Х.; данными из базы АС ЦБДУИГ, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частью 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Таким образом, совершенное Култураевым О.Х. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Култураева О.Х... к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что на территории Российской Федерации проживает супруга Култураева О.Х. - "... ", несовершеннолетние дети - "... " "дата" года рождения, "... " "дата" года рождения, являющиеся гражданами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Култураева О.Х. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П и др.).
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность Култураева О.Х, судьей районного суда не установлено.
С учетом личности Култураева О.Х, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за нарушений требований в области миграционного законодательства Российской Федерации, а также вышеуказанных конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание изложенное, постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 февраля 2020 года, вынесенное в отношении Култураева О.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Култураева О. Х. - изменить.
Исключить указание на назначение Култураеву О.Х. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Освободить Култураева О. Х, "дата" года рождения, из Центра временного содержания иностранных граждан N 1 ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Н.В. Охотская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.