Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майнин И.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанностей по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации, дополнительных выходных дней, по назначению досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Майнин И.В, поступившей с делом 23 декабря 2019 года, на решение Городищенкого районного суда Волгоградской области от 27.05.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.09.2019.
Заслушав доклад председательствующего Руденко Ф.Г, выслушав пояснения Майнин И.В. и его представителя, адвоката Пригариной М.Б, судебная коллегия
установила:
Майнин И.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области (далее по тексту также УПФР в Городищенском районе Волгоградской области или Пенсионный фонд) о признании незаконным решения N от 23.10.2018 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию.
Решением Городищенского районного суда от 27.05.2019 исковые требования удовлетворены частично.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области N от 23.0.2018 признано незаконным в части отказа включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период нахождения на курсах повышении квалификации с отрывом от производства, дополнительные выходные дни для ухода за детьми инвалидами.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области обязано включить Майнин И.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышении квалификации с отрывом от производства, дополнительные выходные дни для ухода за детьми -инвалидами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.09.2019 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Майнин И.В. о признании незаконным решения ГУ УПФР в Городищенском районе Волгоградской области от 23.10.2018 N об отказе во включении в специальный стаж периода работы в должности начальника караула ПЧ-72 в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанной части по делу принято новое решение.
Решение ГУ - УПФР в Городищенском районе Волгоградской области от 23.10.2018 N об отказе во включении в специальный стаж Майнин И.В. периода работы в должности начальника караула ПЧ-72 в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.
На ГУ - УПФР в Городищенском районе Волгоградской области возложена обязанность по включению в специальный стаж Майнин И.В. периода работы в должности начальника караула ПЧ-72 в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 27.05.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Майнин И.В. просит отменить решение Городищенкого районного суда Волгоградской области от 27.05.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.09.2019 (фактически - апелляционное определение по делу) в части отказа в удовлетворении заявленных им требований, считает судебные постановления по делу в данной части незаконными.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Майнин И.В. и его представитель, адвокат Пригариной М.Б. поддержали доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее ред. от 27.06.2018 года, действующая на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
В соответствии со ст. 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов РФ.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми, Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением ГУ УПРФ в Городищенском районе Волгоградской области от 23.10.2018 N Майнин И.В. отказано во включении в специальный стаж периодов его работы в должности пожарного Городищенской профессиональной пожарной части УПО УВД Волгоградского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заместителя начальника ПЧ-72 УПО УВД Волгоградского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности заместителя начальника ППЧ-72 УПО УВД Волгоградского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности начальника Ерзовской пожарной части в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности начальника Ерзовской пожарной части Городищенского Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Факт работы истца в указанных должностях и в указанные периоды подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств, в том числе справок МЧС России по Волгоградской области, установлено, что Городищенская профессиональная часть УПО УВД Волгоградского облисполкома, ППЧ-72 УПО УВД Волгоградского облисполкома, 72-ПЧ в Городищенском управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области и Ерзовская пожарная часть в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД "адрес" выполняли функции противопожарной службы субъекта РФ и в последующем, с 1.01.2002 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. были переданы в ведение МЧС России.
Таким образом, работа в противопожарной службы субъекта РФ не свидетельствует о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В этой связи, ввиду отсутствия достоверных доказательств, свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе, суд пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж.
Кроме того, согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12. 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 указанного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справками, уточняющими льготный характер работы, а после регистрации исключительно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован с 27 ноября 1997 года.
Оспариваемые истцом периоды работы частично имели место быть после указанной даты, в связи с чем, при проверке обоснованности заявленных истцом требований, суд правильно руководствовался в том числе выпиской из ИЛС застрахованного лица.
Судом апелляционной инстанции верно принято во внимание, что в выписке из ИЛС застрахованного лица отражены сведения о льготной работе истца в отношении периода работы в должности начальника караула ПЧ-72 в Городищенском Управлении государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по 7 ДД.ММ.ГГГГ г. (код льготной работы ЗП 120) и отсутствуют данные о льготной работе в отношении иных оспариваемых истцом периодов, в том числе периодов работы в должности начальника Ерзовской пожарной части в Городищенском Управлении государственной противопожарной, службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г, в должности начальника Ерзовской пожарной части Городищенского Управления государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с изложенным, оснований к отмене принятого по делу апелляционного определения в обжалуемой части не усматривается.
По иным доводам кассационной жалобы обжалуемые судебные постановления отменены быть не могут, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судами в полном соответствии с процессуальным законом.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.09.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Майнин И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.