Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области М.В. Шишкиной на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 15 августа 2019г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 8 октября 2019г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 15 августа 2019г, оставленным без изменения решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 8 октября 2019г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Прогресс-Сервис" прекращено на основани п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо службы государственного жилищного надзора Иркутской области М.В. Шишкина, направившая дело на рассмотрение мировому судье, просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
ООО "Прогресс-Сервис", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче М.В. Шишкиной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на неё не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 24 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014г. N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014г. N 458-ФЗ), при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Основанием составления должностным лицом службы государственного жилищного надзора Иркутской области протокола об административном правонарушении послужили выводы о том, что управляющая организация ООО "Прогресс-Сервис" в нарушение требований ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона N 458-ФЗ не исполнило предписание службы государственного жилищного надзора Иркутской области N 500/19 от 12 апреля 2019г, согласно которому в срок до 23 мая 2019г. общество должно было произвести перерасчёт платы жильцам многоквартирного жилого дома по ул. "адрес" г. Иркутска за содержание жилого помещения за январь, февраль 2019г, исключив плату за вывоз твёрдых бытовых отходов в сумме 1, 90 руб./кв.м, с 1 марта 2019г. начисление платы за коммунальные услуги следовало производить без включения указанного вида услуг.
Мировой судья, рассматривая дело, пришёл к выводу о том, что указанное предписание административного органа незаконно, поскольку в сумму тарифа 1, 90 руб./кв.м. был включён не только вывоз твёрдых бытовых отходов, но и вывоз крупногабаритного мусора, стоимость указанных услуг не разделена, что, указал мировой судья, не полагает исключение указанной суммы из коммунальных платежей в полном объёме.
Районный суд согласился с постановлением мирового судьи, ссылаясь на то, что срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ истёк.
Между тем выводы мирового судьи не учитывают следующего.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом в силу п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. N 1156, крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, согласно действующему законодательству в состав твердых коммунальных отходов включаются и крупногабаритные отходы.
Согласно ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как указано в ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014г. N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.
Как выше уже отмечалось, согласно ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014г. N 458-ФЗ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор.
Мировым судьёй установлено, что по результатам конкурсного отбора выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск", с которым 28 апреля 2018г. исполнительным органом власти Иркутской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, определён тариф, который действует с 1 января 2019г.
Следовательно, начиная с января 2019г. общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твёрдых коммунальных отходов, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Вместе с тем сроки давности, предусмотренные для данной категории дел ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, истекли 23 августа 2019г.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
При таких обстоятельствах отмена обжалуемых судебных актов, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 17 Свердловского района г. Иркутска от 15 августа 2019г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 8 октября 2019г. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области М.В. Шишкиной - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.