Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Кодексу о нормативных правовых актах
Чукотского автономного округа
Требования
к структуре законопроектов
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
2. В законопроект может включаться преамбула (введение), которая является самостоятельной частью, предваряющей текст законопроекта и определяющей его цели и задачи, а при необходимости - содержащей ссылки на законодательные акты, в соответствии с которыми принимается данный законопроект. Нормативные предписания в преамбулу не включаются, она не делится на статьи, не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта, не содержит определений, не нумеруется и не формулирует предмет правового регулирования законопроекта.
Преамбула предваряет текст законопроекта, но не является обязательной.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Законопроект в зависимости от объема, а также для упрощения пользования законодательным актом, улучшения его внутреннего построения и систематизации может делиться на структурные единицы, располагающиеся в следующей последовательности:
1) раздел;
2) глава;
3) статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
4. Часть законопроекта:
обозначается словами:
Часть первая
может иметь наименование:
Часть первая
Общие положения
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
Общая часть
После номера части, обозначенного словами, а также после наименования части точка не ставится.
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим, наименование раздела печатается полужирным шрифтом:
Раздел I
Предметы ведения и полномочия Чукотского автономного округа
После номера раздела, а также после наименования раздела точка не ставится.
6. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка:
Глава 5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и автономного округа
После наименования главы точка не ставится.
7. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Статья 33. Участие автономного округа в осуществлении федеральных полномочий
1. ...................... . (часть 1)
2. ...................... . (часть 2)
или
Статья 33
1. ....................... . (часть 1)
2. ....................... . (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. После наименования статьи точка не ставится.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статьи подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Статья 33. Участие автономного Чукотского округа в осуществлении федеральных полномочий
1. ...................... . (часть 1)
2. ...................... : (часть 2)
1) ...................... ; (пункт 1 части 2)
2) ...................... : (пункт 2 части 2)
а) ...................... ; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ...................... . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
или
Статья 33
1. ...................... . (часть 1)
2. ...................... : (часть 2)
1) ...................... ; (пункт 1 части 2)
2) ...................... : (пункт 2 части 2)
а)....................... ; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ...................... . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Возможны следующие варианты структуры частей статьи:
Статья 11. Система органов государственной власти Чукотского автономного округа
1. Система органов государственной власти Чукотского автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. (часть 1)
2. Государственную власть в автономном округе осуществляют: (абзац первый части 2)
Губернатор Чукотского автономного округа - высшее должностное лицо Чукотского автономного округа; (абзац второй части 2)
Дума Чукотского автономного округа (далее - Дума автономного округа)- законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа; (абзац третий части 2)
Правительство Чукотского автономного округа (далее - Правительство автономного округа) - высший исполнительный орган государственной власти Чукотского автономного округа; (абзац четвертый части 2)
иные органы государственной власти Чукотского автономного округа, образуемые в соответствии с настоящим Уставом. (абзац пятый части 2)
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти автономного округа осуществляется настоящим Уставом, законами автономного округа. (часть 3)
или
Статья 84. Бюджетная система автономного округа
1. Бюджетная система автономного округа состоит из бюджетов следующих уровней: (абзац первый части 1)
1) окружной бюджет и бюджет Чукотского территориального фонда обязательного медицинского страхования; (пункт 1 части 1)
2) местные бюджеты, в том числе: (пункт 2 части 1)
а) бюджеты муниципальных районов, бюджет городского округа; (подпункт "а" пункта 2 части 1)
б) бюджеты городских и сельских поселений. (подпункт "б" пункта 2 части 1)
2. Окружной бюджет и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет автономного округа. (часть 2)
3. Бюджетная система автономного округа основана на принципах: (абзац первый части 3)
1) единства осуществления бюджетной политики на территории автономного округа; (пункт 1 части 3)
2) равенства бюджетных прав государственных органов автономного округа и органов местного самоуправления; (пункт 2 части 3)
3) разграничения доходов и расходов между окружным и местными бюджетами; (пункт 3 части 3)
4) самостоятельности и сбалансированности бюджетов; (пункт 4 части 3)
5) эффективности и экономности использования бюджетных средств; (пункт 5 части 3)
6) гласности. (пункт 6 части 3)
8. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Возможны следующие варианты оформления статей таких законов:
Статья 1
Внести в Закон Чукотского автономного округа от .................... N ... "О .........." (Ведомости N ...... (....) - приложение к газете "Крайний Север" N .... от ........) следующие изменения:
1)..................... .; (пункт 1)
2)...................... ; (пункт 2)
3)...................... : (пункт 3)
а) ..................... ; (подпункт "а" пункта 3)
б) ..................... ; (подпункт "б" пункта 3)
4)...................... . (пункт 4)
или
Статья 1
Внести в Закон Чукотского автономного округа от .................... N ... "О .........." (Ведомости N ...... (....) - приложение к газете "Крайний Север" N .... от ........) следующие изменения:
.......................; (абзац второй)
...................... ; (абзац третий)
.......................; (абзац четвертый)
...................... . (абзац пятый)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1)...................... ; (пункт 1)
2)...................... ; (пункт 2)
3)...................... ; (пункт 3)
4)...................... ; (пункт 4)
5) ..................... ; (пункт 5)
6)...................... . (пункт 6)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
...................... ; (абзац второй)
...................... ; (абзац третий)
...................... . (абзац четвертый)
9. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1") либо рядом, разделяя их точкой (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").
Возможны следующие варианты оформления статей таких законов:
Статья 1
Внести в Закон Чукотского автономного округа от .................... N ... "О .........." (Ведомости N ...... (....) - приложение к газете "Крайний Север" N .... от ........) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. ...................
1. ....................... .
2. ....................... .";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) ...............................;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2) ...............................;".
или
Статья 1
Внести в Закон Чукотского автономного округа от .................... N ... "О .........." (Ведомости N ...... (....) - приложение к газете "Крайний Север" N .... от ........) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. ...................
1. ....................... .
2. ....................... .";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) ...............................;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2) ...............................;".
10. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и настоящим Кодексом:
Статья 10
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
Или
Статья 10
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
11. Понятие "введение в действие" употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный закон о введении в действие принимается только в отношении кодексов.
12. Включение в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом не допускается. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
13. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и иное.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывается:
"согласно приложению 4 к настоящему Закону".
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта:
Приложение
к Закону Чукотского автономного округа
"О ......................................................"
или
Приложение 2
к Закону Чукотского автономного округа
"О ......................................................."
Наименование приложения располагается по центру страницы.
14. Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы.
Таблица имеет тематический заголовок, который обозначается центрированным способом полужирным шрифтом и начинается с прописной буквы. В таблице выделяют следующие структурные элементы:
Ресурсное обеспечение региональной целевой программы
|
Заголовки граф |
|
|
|
||||
Шапка таблицы |
N п/п |
Наименование мероприятия |
Период реализации мероприятий (годы) |
Объем финансовых ресурсов, тыс.руб. |
||||
всего |
в том числе средства |
|||||||
федерального бюджета |
окружного бюджета |
местных бюджетов |
прочих внебюджетных источников |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Боковик (состоит из строк) |
|
|
|
|
|
|
|
Прографка | ||||||||
|
|
|
|
|
|
Таблицы имеют два уровня деления текста: вертикальный (графы) и горизонтальный (строки).
Верхняя часть таблицы, содержащая обобщенные наименования показателей (шапка таблицы), печатается центрированным способом без сокращений. При оформлении заголовков граф допустимы переносы и общепринятые условные обозначения (тыс. руб., кв. м и т.д.). Заголовки граф следует писать в именительном падеже единственного числа. В конце заголовка точка не ставится. В одноярусной таблице все заголовки пишутся с прописной буквы:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный за проведение |
|
|
|
|
В двух- и многоярусной шапке таблицы заголовки верхнего яруса графы пишутся с прописной буквы, а подзаголовки последующих ярусов графы пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы:
N п/п |
Наименование направления, раздела, мероприятия |
Период реализации меропритий# (годы) |
Объем финансовых ресурсов, тыс.руб. |
||||
всего |
в том числе средства |
||||||
федерального бюджета |
окружного бюджета |
местных бюджетов |
прочих внебюджетных источников |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Подзаголовки второго и последующих ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования по годам |
Всего |
||||
Период финансирования мероприятий | |||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Если таблица размещается на двух и более листах, то после шапки таблицы ниже в строке центрированным способом полужирным шрифтом проставляется нумерация граф. Номера граф таблицы указываются без точек:
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования по годам |
Всего |
||||
Период финансирования мероприятий | |||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
При продолжении таблицы на каждую следующую страницу переносится не шапка таблицы, а строка с обозначением нумерации граф.
В шапке таблицы допускается изменение направления текста с горизонтального расположения на вертикальное.
В прографке текст следует писать со строчной буквы, за исключением имен собственных.
В боковике таблицы текст каждой позиции должен начинаться с прописной буквы. В конце текстовой части точка не ставится. Внутри текста знаки препинания расставляются по правилам современного русского литературного языка. Текст каждой позиции боковика выравнивается по ширине текстового поля с использованием переносов слов.
При наличии нумерации строк таблицы они именуются соответственно разделами, подразделами, пунктами подпунктами.
В тексте таблицы переменная информация ставится: существительное - в именительном падеже, глагол - в неопределенной форме.
При расположении чисел в графах таблицы необходимо соблюдать следующие требования.
Числовые значения располагают в графах так, чтобы единицы находились под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями и т.д.:
Прибыль, млн. руб. |
Уровень рентабельности, % |
3999 |
17,2 |
844 |
7,3 |
13887 |
22,8 |
В случае одновременного употребления целых и дробных десятичных чисел к целым числам через запятую добавляется один ноль:
250,1 |
15,0 |
150,0 |
1,1 |
Одинаковые текстовые элементы и числа, повторяющиеся в графах, кавычками и другими знаками не заменяются.
Цифровые и текстовые значения в строках располагаются на уровне первой или центральной строки боковика. При отсутствии сведений в соответствующей строке проставляется тире:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель (по годам) |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
|
Охват населенных пунктов, в которых организовано телерадиовещание каналов "СТС", "НТВ", "МузТВ", "Домашний" и радиостанции "Радио-Пурга" |
ед. |
42 |
42 |
42 |
|
Еженедельный тираж окружной газеты "Крайний Север" |
экз. |
6 050 |
- |
- |
либо - "0,0", если это касается объемов финансовых ресурсов:
N п/п |
Наименование направления, раздела, мероприятия |
Период реализации мероприятий (годы) |
Объем финансовых ресурсов, тыс.руб. |
||||
всего |
в том числе средства |
||||||
|
федерального бюджета |
окружного бюджета |
местных бюджетов |
прочих внебюджетных источников |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Итого |
Всего |
54584,0 |
0,0 |
54584,0 |
0,0 |
0,0 |
2008 |
26384,0 |
0,0 |
26384,0 |
0,0 |
0,0 |
||
2009 |
14100,0 |
0,0 |
14100,0 |
0,0 |
0,0 |
||
2010 |
14100,0 |
0,0 |
14100,0 |
0,0 |
0,0 |
В боковике после слов "Итого", "Всего" двоеточие не ставится.
Заголовок "Итого" относится к строке с частным итогом, а заголовок "Всего" - к строке с общим итогом, включающим частные итоги. Эти заголовки принято выделять полужирным шрифтом.
Двух- или многострочные текстовые элементы равняются по первой (верхней) строке боковика. В этом случае и цифры располагаются на верхней строке:
(тыс. руб) | ||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
2008 год |
2009 год |
Исполнитель |
1. |
Сохранение и развитие культурно-национальной самобытности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Чукотского автономного округа |
8 196,4 |
5 800,4 |
Департамент культуры, спорта туризма и информационной политики Чукотского автономного округа, государственные учреждения культуры Чукотского автономного округа |
2. |
Материальное, культурное и историческое наследие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Чукотского автономного округа |
4 490,0 |
3 650,0 |
Департамент культуры, спорта туризма и информационной политики Чукотского автономного округа, государственные учреждения культуры Чукотского автономного округа |
При использовании одинаковой единицы измерения во всех графах таблицы единица измерения ставится в сокращенном виде в скобках над правым верхним углом таблицы:
(тыс. рублей) | ||
Код бюджетной классификации Российской Федерации |
Наименование доходов |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
1 00 00000 00 0000 000 |
Налоговые и неналоговые доходы |
5 580 719,9 |
Если информация представлена в табличной форме непосредственно в текстовой части нормативного правового акта, то в нем делается ссылка на таблицу, которая оформляется с указанием слова "Таблица" с правой стороны листа и заголовка к ней, расположенного по центру листа. Если таблиц несколько, то они нумеруются в порядке упоминания их в тексте, знак "N" после слова "Таблица" не ставится:
Оценка эффективности реализации действующих долгосрочных целевых программ осуществляется Управлением экономики согласно критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Критерии
оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ для их финансирования из окружного бюджета
Критерии |
Варианты оценки |
Значения |
Вес критерия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски приводится в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст выполняется с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка:
Код заболевания по МКБ-10 <*> |
Наименование заболевания |
..................... |
................................................ |
____________________
<*> Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
На одной странице не должно содержаться более трех сносок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.