Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 6 апреля 2010 г. N 100
Долгосрочная региональная целевая программа
"Снижение потребления алкоголя и профилактика алкоголизма в Чукотском автономном округе на 2010 - 2012 годы"
5 июля 2010 г., 28 марта, 18 мая, 16 августа 2011 г., 12 марта 2012 г.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2012 г. N 96 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной региональной целевой программы
"Снижение потребления алкоголя и профилактика алкоголизма в Чукотском автономном округе на 2010 - 2012 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная региональная целевая программа "Снижение потребления алкоголя и профилактика алкоголизма в Чукотском автономном округе на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1157 "О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака"; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1166 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака"; Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 6 апреля 2010 года N 127-рп "О долгосрочной региональной целевой программе "Снижение потребления алкоголя и профилактика алкоголизма в Чукотском автономном округе на 2010 - 2012 годы"; |
Государственный заказчик Программы |
Департамент социальной политики Чукотского автономного округа |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - снижение потребления алкоголя в Чукотском автономном округе. Задачи Программы: 1) уменьшение спроса населения на алкогольную продукцию; 2) совершенствование наркологической помощи населению; 3) научное сопровождение реализации Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010 - 2012 годы (без разделения на этапы) |
Перечень основных мероприятий Программы |
проведение обучения социальных педагогов, учителей по вопросам профилактики алкоголизма среди детей; организация и проведение обучающих семинаров по профилактике алкоголизма и суицидального поведения для лидеров молодежных общественных объединений, студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе приобретение мультимедийного оборудования с целью демонстрации учебных видеоматериалов; санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни, в том числе изготовление и приобретение теле- и радиороликов, буклетов, брошюр; проведение научных исследований по выбору наиболее эффективных мер профилактики и борьбы с алкоголизмом; организация выездных форм работы врачей-наркологов, психологов, психотерапевтов; мероприятия по укреплению кадрового состава психонаркологической службы Чукотского автономного округа; укрепление материальной базы наркологической службы; оснащение медицинским оборудованием центров здоровья, подготовка кадров; государственная поддержка в форме грантов организаций, ведущих активную антиалкогольную работу на территории Чукотского автономного округа; организация и проведение семинаров, тренингов, курсов групповой психотерапии по методам Шичко, Маршака, групп АА с привлечением специалистов соответствующих лечебных и реабилитационных центров, представителей различных групп населения, ранее прошедших реабилитационные программы, включая оплату расходов по их проезду к месту проведения мероприятий и оплате труда" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего по Программе 34 217,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 6 604,7 тыс. рублей; 2011 год - 14 788,3 тыс. рублей; 2012 год - 12 824,0 тыс. рублей. За счет средств окружного бюджета - 32 070,0 тыс. рублей, из них по годам: 2010 год - 6 290,0 тыс. рублей; 2011 год - 13 390,0 тыс. рублей; 2012 год - 12 390,0 тыс. рублей. За счет средств федерального бюджета - 2 147,0 тыс. рублей, из них по годам: 2010 год - 314,7 тыс. рублей; 2011 год - 1 398,3 тыс. рублей, в том числе возвращенные остатки субсидии из федерального бюджета не использованные в 2010 году - 1 398,3 тыс. рублей; 2012 год - 434,0 тыс. рублей, в том числе возвращенные остатки субсидии из федерального бюджета не использованные в 2011 году - 434,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение уровня потребления алкоголя на душу населения в Чукотском автономном округе на 15-20%, что соответствует среднероссийскому уровню. Такое снижение, в конечном счете, приведет к: снижению медицинских последствий злоупотребления алкоголем: уменьшению количества травм, соматических заболеваний, инфекций передающихся половым путем, психических расстройств и других; снижению уровня преступности; снижению социальных последствий злоупотребления алкоголем: суицидов, разрушения семей, криминализации молодежной среды |
Система организации контроля за исполнением Программы |
текущий контроль осуществляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, итоговый и ежеквартальный контроль осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу среднедушевое потребление алкогольных напитков и пива в натуральных показателях составляет: по алкогольным напиткам - 37,9 литров, по пиву - 17,6 литров.
Показатель потребления алкогольных напитков в автономном округе превышает среднероссийские показатели более чем в 2 раза. В структуре заболеваемости наркологическими расстройствами превалирует синдром зависимости от алкоголя (алкоголизм, алкогольные психозы). В целом по Дальневосточному федеральному округу показатель первичной заболеваемости хроническим алкоголизмом (алкогольные психозы и синдром зависимости от алкоголя) составил 190,3 на 100 тысяч населения. Из субъектов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, наиболее высокие показатели по заболеваемости хроническим алкоголизмом отмечены в Чукотском автономном округе - 549,6 на 100 тысяч населения (для сравнения в Магаданской области - 489,5 на 100 тысяч населения, в Республике Саха - 272,4 на 100 тысяч населения).
В 2008 году в Чукотском автономном округе показатель распространенности алкоголизма (включая алкогольные психозы) составил 3559,9 на 100 тысяч населения, или 3,6% его общей численности.
Общий прирост распространенности алкоголизма за последние 5 лет составил 16,3%.
Самый высокий уровень первичной заболеваемости алкоголизмом в 2008 году отмечался в Провиденском районе - 1000,0 на 100 тысяч населения, или 1,0% общей численности населения района. Высокие показатели также отмечены в Беринговском районе - 961,5 на 100 тысяч населения, в Чукотском районе - 934,8 на 100 тысяч населения.
Лидером по распространенности алкоголизма в 2008 году являлся Чукотский район - 7282,6 больных на 100 тысяч населения, или 7,3% его общей численности.
Среди больных с впервые в жизни установленным диагнозом по-прежнему высок удельный вес больных алкогольными психозами - их доля в 2008 году составила 20,1% (для сравнения в 2000 году этот показатель составлял лишь 12,7%).
Больные алкогольными психозами, в силу особой тяжести их психического состояния, наиболее полно выявляются и регистрируются наркологической и психиатрической службой автономного округа. Поэтому увеличение частоты этого психического расстройства свидетельствует о неблагополучной алкогольной ситуации. Показатель первичной заболеваемости алкогольными психозами является чувствительным маркером алкогольной ситуации и используется для ее мониторинга.
Отмечается рост употребления алкоголя с вредными последствиями (рост за 2008 год на 20%) среди детей и подростков. В течение двух последних лет данная патология стала выявляться у детей до 14 лет включительно, тогда как раньше на учете состояли только подростки 15-17 лет. В целом заболеваемость по данной патологии соответствует общероссийским показателям.
Сохраняется высоким удельный вес хронического алкоголизма женщин при первичном выявлении (2008 год - 33,5%; 2004 год - 25,7%), за последние 5 лет динамика хронического алкоголизма у женщин увеличилась в 1,1 раза. Всего в округе в 2008 году зарегистрировано 263 новых случая заболеваний хроническим алкоголизмом, в том числе 88 случаев - у женщин.
На начало 2009 года в округе на учете состояла 661 женщина, страдающая хроническим алкоголизмом, что составляет 1324,6 случая на 100 тысяч населения. Наиболее высокий уровень хронического алкоголизма у женщин, состоящих на учете, отмечается в Чукотском районе, г. Анадырь и Анадырском районе.
Соотношение женщин и мужчин, страдающих хроническим алкоголизмом в округе, составляет 1:2,7, в то время как в среднем по Российской Федерации - 1:6. Известно влияние алкоголя на потомство, главной мишенью которого является тяжелое поражение центральной нервной системы детей, врожденные пороки развития детей, которые лидируют в структуре причин детской заболеваемости, инвалидности и младенческой смертности.
В структуре детской инвалидности в Чукотском автономном округе лидирующие позиции занимают врожденные аномалии - 31,0%. Среди них наиболее значимыми являются врожденные аномалии системы кровообращения (26,5%). Второе место в структуре детской инвалидности принадлежит психическим расстройствам и расстройствам поведения - 27,4%. Среди психических расстройств наибольший удельный вес имеет умственная отсталость (70,8%). На третьем месте - болезни нервной системы (16,8%), среди которых наибольший вес имеют церебральный паралич и другие паралитические синдромы (54,8%).
Среди причин смерти трудоспособного населения первое место занимают несчастные случаи, травмы и отравления, при этом у мужчин они являются причиной смерти каждого второго умершего в этом возрасте, у женщин - каждой третьей. В целом смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 4,6 раза выше, чем женщин.
Среди неестественных причин смерти тревогу вызывает нарастающий рост смертности от хронического алкоголизма и отравлений алкоголем. По причине хронического алкоголизма смертность населения в сравнении с 2007 годом увеличилась в Анадырском районе на 59,2%, в Провиденском районе - на 48,8%.
Алкоголизация населения, поступление на потребительский рынок суррогатов и некачественных спиртных напитков стали причиной роста умерших от отравлений алкоголем с 41,5 на 100 тысяч населения в 2004 году до 44,1 на 100 тысяч населения в 2008 году. Рост смертности в 2008 году в результате отравления алкоголем в сравнении с 2007 годом наблюдается в Беринговском районе (на 72,2%), а в Шмидтовском районе смертность по данной причине увеличилась в 5,2 раза.
Еще одним моментом, косвенно отражающим напряженность наркологической ситуации, является количество самоубийств. Самое большое количество случаев самоубийств было зарегистрировано в 2008 году в Чукотском районе - 11 случаев, в Провиденском районе - 9 случаев и Анадырском районе - 8 случаев. При этом следует отметить несколько моментов. Возраст самоубийц имеет явную тенденцию к снижению. Среди самоубийц появились дети. Все дети-самоубийцы из социально-неблагополучных семей, за исключением одного случая. Подавляющее большинство самоубийц - представители коренных малочисленных народов. В Чукотском районе регистрировались случаи, когда с некоторым интервалом времени самоубийства последовательно совершают члены одной семьи.
Как следствие напряженной наркологической ситуации, высокого уровня смертности от причин, прямо или косвенно связанных с пьянством и алкоголизмом, является крайне низкая продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни самая низкая в Чукотском, Иультинском и Провиденском районах, самая высокая в г. Анадырь, Беринговском, Билибинском и Чаунском районах.
Исходным положением в оценке существа проблемы пьянства и алкоголизма должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только больные алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий пьянства и алкоголизма, а главное - подрастающее поколение, женщины.
Потребление алкоголя, будучи средством удовлетворения определенных человеческих потребностей, особенно в экстремальных условиях Крайнего Севера, представляет собой неотъемлемый элемент образа жизни, культуры и быта подавляющего большинства населения и в массовом сознании воспринимается как социально приемлемое явление. Агрессивная реклама алкогольной продукции и пива с экранов телевизоров способствует закреплению в сознании населения автономного округа допустимости этого явления. Особенно подвержены действию рекламы лица с неокрепшей психикой, не имеющие твердой жизненной позиции, к которым относятся дети, подростки и молодежь.
Безработица, невостребованность, отсутствие достаточного количества рабочих мест, характерные для сельской местности, являются постоянным источником депрессии населения и связанного с ними злоупотребления спиртным, алкоголизма и совершаемыми на этой почве суицидами.
Имеют место перекосы в снабжении сельского населения продовольствием и товарами. Усугубляет ситуацию малый ассортимент продуктов питания на полках сельских магазинов. Здесь превалирует и поражает свом изобилием алкогольная продукция. И вместо того, чтобы подтверждать закономерность, что спрос рождает предложение, по поводу данной ситуации можно сказать, что предложение способствует развитию спроса.
В отдаленных селах населению нечем занять себя, нет работы, некуда пойти. Безделье также служит усугублению ситуации, в частности, в зимнее время. И тогда усилия определенных лиц направляются на самогоноварение и браговарение "для личного потребления", продажу алкогольных напитков домашней выработки и перепродажу алкогольных напитков, в том числе слабо- и безалкогольных напитков, пива заводского производства.
Для Чукотского автономного округа, кроме легального приобретения алкоголя в магазинах характерно поступление алкоголя, слабоалкогольных напитков и пива нелегальным образом.
В этих условиях появляются "радетели для собственного кармана", извлекающие выгоду на здоровье пьющего населения. В населенных пунктах их адреса известны. Спиртное завозится всеми мыслимыми способами наземным, воздушным, морским и речным транспортом.
В городах, поселках городского типа и селах продолжает преобладать несистемный, негативно-ориентированный подход к профилактике алкоголизма среди взрослого населения автономного округа. Общественность слабо вовлечена в процесс профилактики алкоголизма, не используется потенциал семьи и активов населенных пунктов, недостаточно взаимодействие органов местного самоуправления с населением и общественными формированиями поселений.
Не отработана система раннего выявления лиц, употребляющих алкоголь, на уровне школы, семьи, мест досуга и контроля над ними. Также отсутствуют механизмы выявления, воздействия и привлечения к ответственности лиц, осуществляющих нелегальные транспортировку, завоз и реализацию алкоголя населению. Отсутствует правовая база привлечения к ответственности лиц, осуществляющих изготовление самогона и браговарение, продажу продукции домашней выработки, а также лиц, занимающихся перепродажей спиртного, пива.
Согласно штатному расписанию Государственного учреждения здравоохранения "Чукотская окружная больница" на 1 января 2009 года предусмотрено 12 ставок врачей психиатров-наркологов, фактически наркологическую помощь оказывают 4 физических лица. По состоянию на 1 июля 2009 года развернуто 23 наркологические койки. При этом в Билибинском, Иультинском, Чаунском филиалах районных больниц Государственного учреждения здравоохранения "Чукотская окружная больница" предусмотрено по 2-3 наркологических койки. В наиболее пьющем Чукотском районе отсутствует врач психиатр-нарколог и нет ни одной наркологической койки. В наркологическую сеть входят наркологические кабинеты, которые располагаются только в филиалах районных больниц.
Следует отметить как недостаток отсутствие антиалкогольной санитарно-просветительской работы в автономном округе.
Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения ООН, если доля зависимых от алкоголя и других психоактивных веществ в структуре населения страны составляет 7% и более, это является свидетельством развития в обществе необратимых процессов дегенерации населения и разложения социума. Учитывая, с одной стороны, темпы и положительную динамику роста численности лиц, страдающих наркологическими расстройствами, а с другой - отрицательную динамику изменения численности населения, можно сделать следующий вывод.
В случае непринятия органами государственной власти округа адекватных сложившейся ситуации профилактических мер, к 2013 году Чукотский автономный округ, опередив Российскую Федерацию, вплотную приблизится к установленному ООН пределу деградации и распада социума.
С учетом изложенного, ощутимо воздействовать на складывающуюся в автономном округе ситуацию с распространением алкоголизма возможно лишь программно-целевым методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.
Включенные в Программу мероприятия решают межведомственные задачи, которые не могут быть реализованы в рамках отраслевого финансирования. Межведомственный характер решения поставленных задач достигается за счет того, что каждое мероприятие Программы имеет форму проекта, в реализации которого задействовано максимальное количество субъектов деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Такие проекты имеют свою цель, задачи, методы решения, ожидаемые результаты, методы их оценки и способствуют реализации цели и задач Программы.
Использование программно-целевого метода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18 мая 2011 г. N 197 наименование раздела II настоящего приложения изложено в новой редакции
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение потребления алкоголя в Чукотском автономном округе.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Уменьшение спроса населения на алкогольную продукцию;
2. Совершенствование наркологической помощи населению;
3. Научное сопровождение реализации программы.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18 мая 2011 г. N 197 раздел III настоящего приложения изложен в новой редакции
III. Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы рассчитана на 2010 - 2012 годы" (без разделения на этапы).
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2012 г. N 96 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Система программных мероприятий
Программой предусматривается:
1) проведение обучения социальных педагогов, учителей по вопросам профилактики алкоголизма среди детей;
2) организация и проведение обучающих семинаров по профилактике алкоголизма и суицидального поведения для лидеров молодежных общественных объединений, студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе приобретение мультимедийного оборудования с целью демонстрации учебных видеоматериалов;
3) санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни, в том числе изготовление и приобретение теле- и радиороликов, буклетов, брошюр;
4) проведение научных исследований по выбору наиболее эффективных мер профилактики и борьбы с алкоголизмом;
5) организация выездных форм работы врачей-наркологов, психологов, психотерапевтов;
6) мероприятия по укреплению кадрового состава психонаркологической службы Чукотского автономного округа;
7) укрепление материальной базы наркологической службы;
8) оснащение медицинским оборудованием центров здоровья, подготовка кадров;
9) государственная поддержка в форме грантов организаций, ведущих активную антиалкогольную работу на территории Чукотского автономного округа;
10) организация и проведение семинаров, тренингов, курсов групповой психотерапии по методам Шичко, Маршака, групп АА с привлечением специалистов соответствующих лечебных и реабилитационных центров, представителей различных групп населения, ранее прошедших реабилитационные программы, включая оплату расходов по их проезду к месту проведения мероприятий и оплате труда.
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования с распределением по годам и этапам реализации указан в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2012 г. N 96 раздел V настоящего приложения изложен в новой редакции
V. Ресурсное обеспечение программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств окружного и федерального бюджетов.
Объем финансирования Программы на 2010 - 2012 годы - 34 217,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2010 год - 6 604,7 тыс. рублей;
2011 год - 14 788,3 тыс. рублей;
2012 год - 12 824,0 тыс. рублей.
В том числе за счет окружного бюджета - 32 070,0 тыс. рублей, из них по годам:
2010 год - 6 290,0 тыс. рублей;
2011 год - 13 390,0 тыс. рублей;
2012 год - 12 390,0 тыс. рублей.
За счет средств федерального бюджета - 2 147,0 тыс. рублей, из них по годам:
2010 год - 314,7 тыс. рублей;
2011 год - 1 398,3 тыс. рублей, в том числе возвращенные остатки субсидии из федерального бюджета не использованные в 2010 году - 1 398,3 тыс. рублей;
2012 год - 434,0 тыс. рублей, в том числе возвращенные остатки субсидии из федерального бюджета не использованные в 2011 году - 434,0 тыс. рублей.
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий согласно приложению к настоящей Программе.
Объемы финансирования мероприятий Программы могут быть изменены путем внесения изменений в настоящее Постановление.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 12 марта 2012 г. N 96 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Механизм реализации программы
Государственный заказчик Программы разрабатывает и вносит на утверждение в Правительство Чукотского автономного округа нормативные правовые акты, регулирующие порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий Программы.
Реализация отдельных мероприятий Программы, предусматривающих поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чукотского автономного округа, осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов.
Реализация планируемых мероприятий Программы, связанных с предоставлением государственной поддержки в форме грантов (безвозмездной помощи), осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Чукотского автономного округа, устанавливающими порядок их предоставления.
Реализация планируемых мероприятий Программы, направленных на укрепление кадрового состава психонаркологической службы Чукотского автономного округа осуществляется в виде выплат вознаграждения врачам-психиатрам-наркологам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Чукотская окружная больница" в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Чукотского автономного округа, устанавливающим порядок их предоставления.
Для реализации мероприятий Программы, софинансируемых за счет субсидий из федерального бюджета, Департамент социальной политики Чукотского автономного округа взаимодействует с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
К участию в Программе привлекаются лечебно-профилактические учреждения Чукотского автономного округа и общественные организации.
VII. Организация управления и контроль за ходом реализации программы
Текущий контроль осуществляется Департаментом социальной политики Чукотского автономного округа, итоговый и ежеквартальный контроль осуществляется Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Ежегодно государственным заказчиком, проводится анализ эффективности Программы. На основании анализа формируется ежегодный доклад для Межведомственной комиссии по координации мер, направленных на снижение потребления алкоголя в Чукотском автономном округе. На основании решений Межведомственной комиссии по координации мер, направленных на снижение потребления алкоголя в Чукотском автономном округе, в Программу вносятся изменения для повышения ее эффективности.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18 мая 2011 г. N 197 наименование раздела VIII изложено в новой редакции
VIII. Оценка эффективности Программы
В качестве оценки эффективности выбраны следующие индикаторы:
N п/п |
Оценка эффективности |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Снижение первичной заболеваемости хроническим алкоголизмом (на 100 тыс. населения) |
527,0 |
525,5 |
525,0 |
2. |
Снижение смертности от случайных отравлений алкоголем (на 100 тыс. населения) |
44,1 |
43,6 |
43,0 |
3. |
Снижение уровня преступности (по сравнению с уровнем 2009 года) |
на 3% |
на 7% |
на 10% |
4. |
Снижение уровня социального сиротства (по сравнению с уровнем 2009 года) |
на 3% |
на 7% |
на 10% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.